Церковь на заросшем пустыре

(размышления на сельскую тему)

В юности мне много пришлось поездить по России-матушке, по деревням, колхозам, райцентрам. В студенческие годы почти каждую осень мы выезжали на уборку картофеля, после окончания института приходилось много ездить в командировки по родной Рязанской области. Так что пришлось повидать много чего и увидеть собственными глазами то, что представляла собой позднесоветская и раннероссийская деревня.

В студенческие годы меня удивляло то, что некоторые деревни, в которых мы жили, были почти безлюдными. Обычно там было что-то похожее на клуб, правда, обычно не действующий (или оставшиеся от него развалины), магазин с некоторым перечнем товаров (обязательным из которых была водка), ну и что-то типа сельсовета или правления колхоза (совхоза) или его отделения. Жили там, в основном, старики и старухи, молодых людей - единицы. И, как нечто общее: грунтовая дорога до райцентра, которая существовала только до первого дождя. После него до деревни было, как поётся в песне, «только самолетом можно долететь». Или, в крайнем случае, доехать на вездеходе, а это должен быть как минимум ЗИЛ-157.

После окончания института, в бытность инженером, во время многочисленных командировок, меня (да и не только меня, а и всех моих попутчиков) удивляла часто повторяющаяся картина: поле, заросшее бурьяном, а посреди него – одиноко стоящая каменная полуразрушенная церковь с остатками куполов. Сразу возникал вопрос – что она здесь делает, посреди пустого поля, заросшего травой? Ведь на много километров вокруг нет даже намёка на человеческое жильё. Неужели наши не столь далёкие предки были настолько глупы, чтобы строить церкви в чистом поле при полном отсутствии людей в округе? Или, может быть, когда-то давно здесь кипела жизнь?

Спустя много лет, уже после того, как интернет вошел в нашу повседневную жизнь, мне всё стало понятно. Дело в том, что численность населения области за годы советской власти не просто сократилась – можно даже сказать, что она, область, практически обезлюдела, как будто по ней прошёлся уничтожающий всё на своем пути ураган, который смёл начисто не только людей, когда-то живших там, но и всякое упоминание о них. Единственное, что оказалось ему неподвластно – это каменные церкви.

Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года численность населения Рязанской губернии составляла 1 802 196 человек.  Всесоюзная перепись населения 1926 года показала, что, несмотря на прошедшие войны и революции, население губернии увеличилось и достигло на год переписи численности в 2 428 914 человек, через 2 года – 2 461 600.

С 1929 года Рязанская губерния как самостоятельная административная единица уже не существовала (входила в состав Московской области), а Рязанская область была образована 26 сентября 1937 года, поэтому данных о её населении в период 1929-1937 годов не имеется.

Однако известно, что на начало 1939 года в Рязанской области фактически проживало 2 220 805 человек - на 240 795 человек меньше, чем в 1928 году при приблизительно той же площади административной единицы (правда, границы области изменились по сравнению с губернией). То есть, с 1897 по 1928 год население губернии увеличилось более чем на треть, а с 1928 по 1939 (в относительно мирное время) – сократилось почти на 10 процентов.

Следующая информация о численности населения Рязанской области  - 1 444 755 человек в 1959 году. После этой даты (или после предыдущей – 1939 год, трудно сказать из-за отсутствия данных) начинается стабильное уменьшение численности населения в регионе – область становится стабильно «вымирающей». Так, в 2018 году здесь проживало 1 121 474 жителей. Правда, за эти 60 лет, с 1959 по 2018 год, население сократилось где-то на 20 процентов, а не так, как в предыдущие 20 лет (1939-1959) – почти на 35 процентов.

Не ошибусь, если скажу, что примерно такая же судьба постигла все или почти все центральные российские (или великорусские) регионы.

Что же произошло с покинувшими родные места людьми? Коллективизация, раскулачивание, война, переезд в другие регионы, в основном в крупные города…  Много разных событий произошло за последние 100 лет. Но можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения были явно не в пользу сельского хозяйства. Сталинская коллективизация, хрущевские «реформы», даже  нескончаемые и бесполезные дотации времен «развитого социализма» привели лишь к тому, что бесконечные просторы рязанской глубинки оказались захламлены и завалены. Чем? Никому не нужными полуразвалившимися постройками животноводческих ферм и мастерских по ремонту сельхозтехники, а также тысячами тонн металлолома, оставшимися в результате использования «одноразовых» комбайнов, сеялок и тракторов, то и дело встречавшихся мне в многочисленных поездках по области. Ведь ремонтировать их было практически невозможно – деталей катастрофически не хватало, а где-то не было и специалистов. А ломаться, как известно, они начинались примерно через месяц после начала эксплуатации. Вот так и пополнялись «запасы» стихийно появляющихся свалок.

А почему революция и гражданская война не оказали влияния на отток людей из деревни, несмотря на голод и разруху? Да потому, что после революции крестьянин получил то, о чём он мечтал столетиями, то, что для него было важнее всего – землю! И тогда ещё он хотел на ней работать, и не знал, что через каких-то несколько лет её у него отберут, а его самого превратят в беспаспортного полукрепостного.

Ну а потом начались «игры» с приусадебными участками – то разрешат, то запретят, то увеличат разрешённый размер, то уменьшат. Ведь занимая считанные проценты от пригодной для обработки земли, они давали до 50% сельхозпродукции в стране! В 1956 году, считая, что скоро обгонит США по производству сельхозпродукции, Хрущёв запретил держать дома скот, и людям пришлось от него избавляться. И что в результате? Закупки за границей зерна, подорожание молочных изделий, отсутствие мяса в магазинах.

А ведь была возможность всё изменить к лучшему! После смерти Сталина в 1953 году Лаврентий Берия предлагал распустить колхозы и вернуться традиционному способу производства в сельском хозяйстве. И это бы у него получилось – ведь с момента начала коллективизации и раскулачивания прошло всего только 35 лет, еще были живы те, кого советская власть не успела отучить работать, а также и их дети. Но Хрущев победил, Берию расстреляли, и в результате оказалось, что это была победа над здравым смыслом, которая только приблизила развал страны – в эпоху горбачёвской перестройки желающих и умеющих работать на земле уже не осталось.

Что имеем в итоге? Своим бессмысленным и безбашенным экспериментом над собственным народом коммунистическая партия медленно, в течение 74 лет, пилила сук, на котором сидела, и, в результате рухнула в пропасть, утащив за собой и всю страну.

И, как результат, – одинокая полуразрушенная церковь посреди заросшего бурьяном пустыря…


Рецензии
При советской власти деревни не пустовали, колхозные поля были засеяны, и можно было увидеть стада коров. Сейчас даже одна-две коровы в поле - экзотика. При советской власти в деревнях были школы, клубы, медпункты, были МТС... деревня жила. Такого опустошения, что произошло после развала Советского Союза, не было никогда. Деревню уничтожили, как уничтожили и многие, многие градообразующие предприятия в малых городах России. А церкви и монастыри, слава Богу, активно восстанавливаются и строится много новых храмов, и в этом я вижу надежду, что будущее у нас есть, потому что есть и будет Православие, а значит и Божия помощь. Спасибо за интересную статью. С уважением,

Галина Кузина   31.10.2019 09:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! Своей статьёй я хотел продемонстрировать разницу в населении деревни до революции и при советской власти, которая, на примере Рязанской области, не в пользу революционных преобразований. А про настоящее время - это уже тема отдельной работы.

Владимир Колтовский   31.10.2019 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.