Самоутверждаются наколками

Сегодня татуировки стали модой, частью масскульта и — бурно развивающимся рынком. Появившись много тысячелетий назад (возраст самой древней татуировки — 5 тысяч лет) как знак идентификации — в античном Риме или сословной принадлежности — в Древнем Египте, сегодня они свидетельствуют скорее о желании своего хозяина вырваться за жесткие социальные рамки. Общество до сих пор относится к этим попыткам как минимум настороженно.

В одном из военкоматов города Уфы медицинская комиссия отказалась призвать в армию рэпера Ивана Дремина, известного под псевдонимом Face. Из-за татуировок на лице молодого человека военные врачи заподозрили у него психическое расстройство. Это не первый случай отказа потенциальному призывнику по причине его чрезмерно обширных или заметных наколок.

Несмотря на то что сегодня мы переживаем пик моды на татуировки, общество до сих пор не считает их нормой, а уж татуировки на лице тем более воспринимаются как проявление девиантности - ненормальности. Те, кто делает татуировки на лице,— это, скорее всего, откровенные нонконформисты. А армия — очень жесткий социальный институт с иерархией, дисциплиной, требованием подчинения. И если человек склонен к свободе и ее публичной демонстрации, то можно предположить, что у него возникнут конфликты с руководством. Он может, например, устроить бунт или дезертировать. Те люди, которые не пускают его в армию только из-за татуировок, безусловно нарушают закон, но их можно понять: они имеют основания для беспокойства.

При этом военкомы уже разочаровали тех, кто решил, что тату — это гарантированный белый билет. Во-первых, сказали они, надо смотреть, какие татуировки и что они говорят о характере человека. А у Дремина были и другие заболевания, препятствующие службе.

Эксперты утверждают: фрики, увлекающиеся радикальными способами бодимодификации, вроде тату на лице или металлических подкожных имплантатов в виде рогов, составляют всего 1 процент от всех татуированных.
Подавляющее же большинство любителей татуировок вполне адекватны, они понимают, что живут в обществе, с которым надо считаться, и ничего этому обществу не хотят противопоставить.

Если раньше татуировки были зашифрованными посланиями для «своих» в закрытых социальных институтах, вроде тюрьмы или армии, а за каждым рисунком был закреплен определенный смысл, то сегодня тело понимается как возможность самовыражения, а само тату — как проявление свободы. А выбор в пользу тех или иных изображений происходит так: это «просто красиво», говорят те, кто расписывает себя картинками и слоганами.

И сегодня у некоторых сообществ есть свой набор тем и стандартов изображений. Свой набор образов в тату у байкеров — тут изображения и черепов, огня, клубной тематики, орлов, крыльев, и лозунгов вроде «Езжу в честь него, потому что он погиб ради меня». Похоже, по набору тем и плотности символики тату для байкеров близки к татуировкам закрытых сообществ (вроде армейских или криминальных).

А вот легкомысленные звезды и шоумены используют тату, чтобы заявить о своих взглядах на мир. Так на предплечье Евгения Плющенко изображен крылатый крест и латинская надпись: «Viam supervadet vadens» («Дорогу осилит идущий»). У бывшей участницы группы «Тату» Юлии Волковой между лопаток красуется арабская вязь, обозначающая «любовь и мир». У шоумена Алексея Воробьева на руке надпись «Glory in the hands of labour», что переводится как «Слава в руках труда». Его коллега Оскар Кучера сделал тату на японском, которое, по его словам, означает «Ничто не приведет ни к чему, если ничего не делать». Ирина Хакамада тоже украсила себя иероглифом — «Умение бороться за жизнь».

Футболисты не размышляют о жизни. На их телах: бутсы, мячи и даже игровые моменты, которые сделали судьбу спортсмена. А еще портреты тренеров и игроков, ставших кумирами для футболистов. Отдельная тема — любовь к своей семье. Так, защитник московского «Спартака» Лукас Айртон сделал на шее тату материнского поцелуя, а Месси написал на себе «С днем рождения, мама!». Популярны: имена жен (часто бывших. А что делать? Жены уходят, а татуировки остаются), детей, даты рождения самых близких людей и изображения Иисуса Христа.

Любят украшать себя тату бармены и повара. У первых на тело наносятся изображения шейкеров, фирменных бутылок с популярными напитками, лимонов и, конечно, симпатичных девушек. Руки многих шефов покрыты тату ножей и кухонной утвари.
Но, пожалуй, никакое профессиональное сообщество не даст такого количества поклонников тату, как самые обычные люди.

За тату приходят врачи, коучи, психотерапевты, менеджеры самого разного уровня, чиновники и банковские служащие. Исследование, которое провела Екатерина Воробьева среди студентов МГУ им. М.В. Ломоносова и МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, показало: татуировки есть у 13,5 процента студентов, а 26 процентов студентов хотели бы их сделать.
Получается, за последние 10 лет татуировка в России перестала быть маргинальным увлечением, а стала частью вполне традиционных и нормативных способов самовыражения.

Для молодежной культуры всегда были характерны эксперименты, но теперь эти эксперименты стали касаться собственной телесности, и, кстати, они становятся все более безопасными, ведь все зарегистрированные тату-салоны проходят проверку санэпидемстанции, риск чем-то заразиться там минимизирован.
Современные люди считают себя вправе экспериментировать с собственным телом. Татуировки перестали быть знаком принадлежности к какой-либо субкультуре, сейчас это просто часть облика. Кстати,чистое тело без наколок тоже воспринимается как информация о человеке.


Рецензии