Крым 2018. Симферополь, Алушта

     Посетить Крым хотелось уже не первый год. Особенно сравнить русский Крым и украинский Крым. До этой поездки мы были в Крыму в 2013 году, то есть на территории другого государства. Как жителям северного региона раз в два года нам частично оплачивают дорогу к месту проведения отпуска. И этот экономический фактор тоже имел своё влияние, ведь Крым теперь территория РФ. И соответственно выплата на этой территории должна действовать в полном объёме. Правда, благодаря разным пробелам в законодательстве мне всё равно выплатили в несколько раз меньше, чем стоили мои билеты.  Но часть выплатили.

     Поздним вечером 5 сентября 2018 мы сели в Петрозаводске на ночной поезд, и к половине седьмого утра добрались до Санкт-Петербурга. В этот раз у нас был большой чемодан, и мы сдали его в камеру хранения. Наш самолёт был в 16-55. То есть к трем часам дня благоразумно было оказаться в аэропорту. Утро мы провели в гостях у нашего давнего товарища по музыкальной деятельности Евгения, в его скромном жилище рядом со станцией метро «Проспект Большевиков». Но надолго ввиду занятости на работе он приютить нас не смог. Где-то чуть позже полудня мы сидели в компании нашего товарища Олега и поедали роллы в одном из многочисленных ресторанов «Евразия», находящемся на перекрестке Лиговского проспекта и улицы Жуковского. Затем Олег отвёз нас на Ладожский вокзал. Тут мы забрали свой багаж, и поехали на метро на станцию «Московский проспект». Отсюда на маршрутке до аэропорта «Пулково». Одним словом наш стандартный маршрут. Никаких проблем и загвоздок в этот раз не было, в аэропорту мы были вовремя.

     Красные крылья. Нами была выбрана авиакомпания «RED WINGS». Кроме коммунистического названия, она имела на тот момент самый коммунистический ценник по сравнению с конкурентами. На одного человека перелёт Петербург – Симферополь – Петербург обошёлся в 15280 рублей. За 400 рублей мы перед вылетом воспользовались услугой выбора мест на сайте авиакомпании. После опыта майского перелёта на прибалтийских авиамаршрутках мы напряженно ждали какого-нибудь подвоха со стороны авиакомпании. Но ничего подобного не произошло. В полёте нас довольно вкусно покормили. В 20-15 6 сентября  мы прилетели в аэропорт столицы Крыма. И вот всё привычное заканчивается. Начинается интересное.

     Симферополь. Здесь первое, что нас поражает это новый аэропорт. Как поясняет нам информационный стенд, «Космопорт» открыт всего несколько месяцев назад. У лент с багажом стоит стойка с информацией о билетах на автобус. Присутствуют все возможные направления, но ценник на автобус несколько выше ценника на легендарный крымский троллейбус. И в поисках троллейбуса мы выходим на улицу. На улице темно. На нас сразу налетает куча таксистов, готовых отвезти нас куда угодно. Я осторожно интересуюсь, как нам сесть на троллейбус до Симферополя. В ответ слышу какую-то ерунду про то, что троллейбус ходит у старого терминала (при этом показывают на какие-то ангары-сараи, виднеющиеся в дали в темноте), и возможно сегодня уже совсем не поедет. Отбившись от таксистов, мы отходим от парковки и 10 минут привыкаем к темноте и теплу. И вот вижу стоящий в 50 метрах от меня троллейбус. На мой вопрос, доеду ли я до автовокзала Симферополя, мне утвердительно кивают. За билет я плачу что-то около двадцати-тридцати рублей. При этом с большим трудом скрываю своё удивление ценнику. Полчаса водитель ожидает приходящий в автобус народ, и наконец, трогается. Путь до автовокзала занял около 30 минут, при этом троллейбус делает около 10 остановок. На разных остановках заходят люди, кто-то едет с кинотеатра, кто-то с магазина. И всё это вызывает мой живейший интерес.

     Автовокзал Симферополя. И вот мы на автовокзале. Тут же, на расстоянии 20 метров железнодорожный вокзал. Я стоял на привокзальной площади, и мне не верилось, что ещё сегодня утром я был в Петербурге. В ближайшем к вокзалу магазине я купил 1,5 литра пива «Крым Светлое». Ввиду позднего прилёта мы решили не искать в потемках возможности добраться до моря, а забронировали на ночь хостел в Симферополе. «Седьмое небо». На улице Гоголя 100А. Единственная многоэтажка, среди типичных 1,5 этажных южных строений. От автостанции навигатор проложил мне путь в 800 метров. Это были 800 метров абсолютной темноты. При слабом свете телефона я тащил за собой огромный чемодан вдоль дороги недалеко от железнодорожных путей. Этот сомнительный путь быстро закончился. В здании нашего хостела был круглосуточный магазин. От магазина на улицу попадало кое-какое освещение.

     Nebo Inn. Довольно быстро мы прошли формальности с заселением. Номер был достаточно комфортным. В конторском помещении администрации висел ковер с изображением В.В.Путина. Это было первое и далеко не последнее изображение нашего президента в Крыму. Там его (изображение, а не самого президента) мы встретили в намного большем количестве, чем встречаем в родном регионе. Туалет был на этаже и открывался тупым ножом, который нужно взять на кухне. Почему-то не вставили нормального замка в дверь. На кухне сидела компания людей из Средней Азии и выпивала. Это меня тоже удивило, обычно их я привык видеть в Московском регионе. Но в целом всё было прекрасно, погода стояла замечательная, номер был чистый и комфортный. Ночёвка обошлась нам в 1200 рублей на двоих. София утомилась от перелёта и легла спать, я же подключился к местному WiFi, и попивая пиво «Крым» стал строить планы на завтра. Пиво мне очень понравилось. На этом я ещё сделаю акцент.

     Утро 7 сентября показало, что из окна хостела открывается прекрасный вид на железнодорожные пути. Чтобы позавтракать, я сходил в магазин находящийся в этом же доме. Ценник на продукты был как в наших сельских магазинах. Раза в полтора выше, чем в гипермаркетах.  Мы приняли душ, позавтракали кофе с бутербродами  и, попрощавшись с администрацией, двинулись в сторону автовокзала. Нам пора было покидать город былой боевой славы Натальи Поклонской. Это была первая ассоциация моего друга Никиты К. к слову Крым. Дорога вдоль путей при свете южного солнца теперь была хорошо видна. И сильно лучше она не стала. Колесики моего чемодана запомнили все трещины на разрушающемся Симферопольском асфальте.

     Около двух часов времени и около 130 рублей с пассажира потребовала от нас дорога до курорта Алушта. Троллейбус шел очень спокойно и благородно. Большинство пассажиров было местным населением, которое ехало от поселения к поселению. Очень непривычная для нашего взгляда картина. В пути несколько раз начинался проливной дождь, сильно расстраивая нас, и вновь выглядывало солнце, возвращая нас к хорошему настроению.

     Алушта. И вот мы высаживаемся на остановке «Заповедник». Создаётся впечатление, что Алушта где-то впереди, а мы на окраине. Совсем недолго мы идём по гористым разломанным улочкам к улице Костычева, где находится гостевой дом, в котором нам предстоит ночевать следующие 3 ночи. Спотыкаясь об остатки разломанного асфальта, я вновь радуюсь, что мне пришла идея переночевать по приезду в Симферополе, а не искать наше курортное жильё в потемках крымской ночи.

     Чтобы попасть в гостевой дом нам пришлось позвонить на мобильный. Далее нас без проблем заселяют в комнатку на третьем этаже. Комната обошлась нам примерно в 3600 рублей за 3 ночи на двоих. В комнате нашлось просто всё необходимое бюджетному путешественнику. Туалет, душевая, чайник, кружки, телевизор, холодильник  и кондиционер. Кровать естественно. За 1200 в сутки я такого ещё не видел. Впрочем, спасибо раннему бронированию на Букинге. Соседи с нами поделились информацией о том, что аналогичные удобства на месте (без предварительной брони) они смогли получить уже за 1500 рублей в сутки. Из окон открывался прекрасный вид на Алушту, и окружающие её горы. Панорамный вид Алушты портили несколько огромных многоэтажек, периодически  разрывая спокойное сочетание горного рельефа и 1-2 этажных построек.

     Море. И вот, не теряя больше ни минуты, мы выдвинулись в сторону моря. Двигаясь от заповедника мимо типичных панельных пятиэтажек дворами, мы вышли к речке Улу-Узень. И попали к рынку. Типичный рынок с палатками из девяностых.  Здесь я завис у ларька с разливным вином. Взял две поллитровых бутылки чего-то красного и на пробу 100 грамм портвейна. И не разочаровался. Портвейн был тот самый! Мне сразу как-то повеселело. Затем уже более оживленными улочками мы вышли к памятнику первому правительству республики Тавриды. А прямо за ним нас ждало морское побережье. На берегу был ветер, и огромные волны. Народ мочил плавки, но о нормальном купании не было и речи. Недалеко от ротонды с надписью «Алушта - Курорт» волны начали совсем бесноваться, становясь выше человеческого роста. Народ пытался рядом с ними сфотографироваться, и естественно был почти полностью вымокший. Здесь мы допили взятое на рынке красное вино.

     Затем мы прогулялись вдоль набережной, разглядывая пляжи, расположенные между волноломами, которые именуют тут «буна» или «бун». Слово мне незнакомое, но быстро вошедшее в употребление. Изучив набережную, мы  стали подниматься по улице Горького от троллейбусной станции до автовокзала. Здесь мы имели возможность пронаблюдать, как у крымских троллейбусов легко меняется высота посадки, ввиду использования хитрой «горной» подвески. Кольцевая развязка у Алуштинского автовокзала считается одной из уникальных ввиду наличия целых шести линий троллейбусных проводов над ней. Честно говоря, я линии не считал. Сам же автовокзал выглядит довольно потрепанным. Ни чем не выделяется из череды печальных автовокзалов в российских маленьких городках. Не смотря на это, Крымская троллейбусная система действительно в каком-то роде уникальна, на мой взгляд. По пути ещё несколько раз признав реку Улу-Узень, мы снова вернулись к рынку, и приобрели ещё немного красного вина. Совсем небольшой маршрут по центру Алушты мы завершили.

     Пройдя ещё чуть выше, мы заприметили супермаркет «Фуршет». Пятёрочки, Ленты, Магнита и SPAR’а в Крыму нет. Но по сравнению с остальными местными магазинами, «Фуршет» был супермаркетом. Здесь мы взяли немного пива и решили отведать местных рыбных закусок. Мой взгляд упал на копчёную скумбрию. Всего 15 минут мы разыскивали продавщицу, которая сказала что скумбрия не местная рыба. Из местных она посоветовала копчёную султанку. Я взял и скумбрию и султанку.

     С этим набором мы пришли на летнюю кухню нашего жилища, где застали уже ужинавших постояльцев. Мы скромно уселись  в углу и начали пробовать рыбу. Султанка оказалась на редкость жирной и невкусной рыбой, закопченной прямо с горькими кишками. Кое-как я расправился с ней, выбросив большую часть. Скумбрия пришла на помощь. Была традиционно вкусна. Тем временем у нас завязался разговор с постояльцами, и необъяснимым образом мы уже пили портвейн, сидя посередине кухни, между другими гостями. Слева от меня сидела большая компания москвичей, а мы сели за стол к паре из Краснодара. Москвичам можно сказать большое спасибо за множество советов по Алуште данных в первый день. Многие действительно пригодились.  Никита с Алиной из Краснодара рассказали нам много интересного про свой город.  Настолько, что даже захотелось побывать там, и посмотреть на него.

     Следующим утром 8 сентября мы приготовили яичницу и уже собирались на пляж. И тут Никита предложил нам отложить пляж, и съездить с ребятами на их машине в Балаклаву. Мы, почти не раздумывая, согласились. Я был особо рад данному повороту, потому что дома долго переживал, что в наш путевой лист не вписывается Севастополь. А так как на сегодняшний день Балаклава причислена к району Севастополя, можно сказать, что номинально в Севастополь мы отправились. В дороге мы беседовали, и узнали о жизни ребят немного больше. Алина была занята в бизнесе связанном с магазинами одежды. Никита работал на заводе по производству присадок для растворов бетона. По пути он периодически показывал строительные объекты, на которые их завод поставлял добавки для раствора. В дороге я с удовольствием выпил 1,5 литра светлого пива «Крым», всю ночь заботливо охлаждавшегося в холодильнике. Крымское пиво прекрасно идёт в жару. Только очень быстро греется, поэтому впрок им не запасешься.  Гористая дорога вдоль моря довольно красиво выглядит, и если внимательно следить за картой, то можно увидеть и посетить множество достопримечательностей.  Это один из поводов ехать в Крым на машине.

     И вот с некоторым трудом мы находим парковочное место в Балаклаве. У парковки довольно молодой парень сразу предложил нам прокатить нас на своей яхте. Поставить на сёрф, лыжи, коньки… Всё это удовольствие за скромную плату измеряющуюся десятками тысяч рублей. Мы вежливо отказались. Далее следуем к «Музею холодной войны». По другому «Объект-825». Оказывается, этот пункт уже был давно продуман Никитой. По пути нас несколько раз застал легкий дождик, а Никита всё мучился вопросом «где остальные 824 объекта». Вход с экскурсией стоил каких-то приемлемых денег. Экскурсия заняла около часа времени. Не буду вдаваться в подробности, но очень рекомендую всем посетить эту разграбленную базу подводных лодок.

     После музея мы согласились на упрощенную экскурсию на маленькой лодочке. В течение получаса парень рассказывал что-то про эту прекрасную бухту. Видимо больше для себя. Из-за ветра и шума мотора его почти не было слышно. Лодочка перевезла нас на другой берег бухты. Таким образом, мы несколько сократили наш путь, и нам не пришлось обходить вновь бухту кругом.  Также в этом скромном судне мы посетили гальюн. Как назло во время его посещения рулевой делал какие-то парковочные манёвры. Так что посещение тоже было довольно экстремальным, с приложение усилий для удержания равновесия. Вся эта радость нам обошлась в полторы тысячи рублей на четверых, что действительно недорого. Я специально акцентируюсь на ценах, чтобы ты мой дорогой читатель, собираясь в путешествие, рассчитывал, сколько динар и драхм нужно держать в кошельке.

     Прокатившись на лодочке, мы съели по чебуреку в прибрежной чебуречной и отправились в обратную дорогу. Всё же 100 километров пути занимают время. По пути стемнело.  Если по пути в Балаклаву мы объехали Ялту по горной дороге сверху, то на обратном пути навигатор почему-то решил провести нас по Ялтинским улицам. Ялта показалась нам довольно оживлённой в сравнении с Алуштой и Балаклавой. Через пару дней я понял, что нам не показалось. Разглядывая Ялту из окна, я оценил обилие афиш с именами известных эстрадных исполнителей.  Мы постояли в Ялтинской вечерней пробке, сделали пару непонятных кругов по гористым улочкам и снова выехали на трассу. Уже на подъезде к Алуште было решено заглянуть в магазин Фуршет. Тут я купил ещё несколько бутылок пива «Крым», и на этот раз решился попробовать сырокопчёного кальмара. Также на всякий случай захватил скумбрии.

     И вот мы снова оказались в летней кухне нашего уютного жилища на улице Костычева. Постояльцы из Москвы рассказали нам, что на море вновь была огромная волна, и купания нам всё равно не удались бы сегодняшним днём. Таким образом, решение о поездке было дважды правильным. Остаток вечера мы провели на кухне, приятно болтая с нашими новыми знакомыми.  Вот такой получился у меня пивной день. Кальмар кстати оказался не в меру жирный. Скумбрия опять всё спасла. Напоследок я сделал пару глотков оставшегося у ребят ромового напитка. Оттенил вкус пива в общем…

     9  сентября 2018. Мы третий день в Крыму. После завтрака мы искупались в море. После двух дней волн вода достаточно холодная. Заход в воду тоже довольно странный. На берегу галька и довольно резко начинается глубина. Купания в этот день я толком не понял. Но галочка поставлена! Купальный сезон в Крыму для меня открыт. Затем мы пошли прогуливаться по набережной. К слову она в Алуште совсем небольшая и прогуляться по ней нам в тот день удалось бессчётное количество раз. В конце набережной, недалеко от моста через Улу-Узень мы нашли заведение с вывеской «Барабуля-бар». Начался легкий дождик, и свободных мест почти не было. Это место нам рекомендовали товарищи из Москвы, поэтому мы с боем отвоевали столик, и взяли себе на баре рыбное ассорти и пару пива. После султанки я с опасением относился к местной рыбе. Однако моё отношение к ней резко поменялось, после снятия пробы с первой рыбки. Не помню, что это было. Бычок, барабулька, или таранька. Но приготовлена она была прекрасно. Свежая рыбка в кляре, запитая холодным пивом. Я нашёл свой гастрономический рай, и меня довольно трудно было уговорить не брать ещё партию. Ценник был не сказать, что дешевый. Средний, как и везде. Если я не путаю, около 500 руб за 15 рыбёшек и 2 бокала пива.

     Весь оставшийся день мы провели в гастрономических утехах. Пару раз заходили  в сетевое  заведение «Столовая По-Домашнему». На обед брали у них интересную квадратную пиццу. Затем пили вино на набережной. Под вечер снова заходили в выше обозначенную столовую. Тут начались танцы и живая музыка. К ужину я взял попробовать в их столовой разливное вино. И был довольно разочарован. Вино разливалось из крана подобного пивному, и видимо что-то в технологии было нарушено. Я наполнил себе бокал этой странной жидкостью, по внешнему виду напоминавшей молочный коктейль из малины. Взвесил на весах. Пока нес до столика, его консистенция стала больше похожа на вино, но вкусовые качества оставляли желать лучшего. Не берите разливное вино в «Столовой По-Домашнему». А другую еду берите! Ценник тут был как всегда средний. После ужина мы даже немного потанцевали в заведении под живую музыку. Я назвал этот вечер «Прощание с Алуштой».

     Кое-как мы стали добираться до нашего жилья. Тут я столкнулся вновь с крымской проблемой освещения. Помню в 2013 году в Керчи я очень удивился. Я стоял в 2 ночи в парке под ивами, когда резко погас свет, и мы оказались в полнейшей темноте. Оказалось, что это так экономят свет. В 2018 Крымские города конечно видимо активнее подсветили, но участки с проблемами остались. Симферопольская улица, переходящая в Ялтинское шоссе, была освещена довольно слабо. А на гористой улице Костычева и подавно была полная тьма. При учёте количества выпитого вина передвижение по этим улицам в темноте представляло некоторую опасность.

     Но мы благополучно добрались до нашего гостевого дома. На площадке перед домом я присел в кресло полюбоваться подсвеченным Алуштинским берегом… и уснул. Моргнул, знаете ли. Любуясь панорамой Алушты. Проснулся видимо через несколько минут. Очень удивился. И зайдя в номер, рухнул спать. Таким был наш финальный вечер в Алуште. Вот такое прощание с Алуштой. Мне понравилось.

     На следующее утро мы проснулись чуть раньше полудня с ожидаемым похмельем. Кое-как позавтракали, собрали вещи, и двинулись на остановку «Заповедник». По расположению к остановке мы жили очень удобно. Ожидая транспорта под ярким солнцем, я страдал от похмелья, и размышлял, что если мы будем так прощаться с каждым городом в нашей поездке, то нам не хватит никакого здоровья. Троллейбус подъехал через десять минут. Мы сели. Заплатили какие-то опять же смешные деньги за проезд, и продолжили наше неспешное путешествие по Крыму.

     Троллейбус везёт нас в Ялту…

     С любовью к путешествиям, Владимир Балтийский.
     07.05.2019


Рецензии