Сгорели на недоработанном самолёте

В аэропорту Шереметьево произошла ужасная трагедия. 41 человек погиб.
Мои искренние соболезнования родным и близким погибших.
В причинах произошедшего должна разобраться государственная комиссия и я надеюсь, что ее работа (и результаты этой работы) будет открытой.

Однако, уже сейчас ясно, что обвинять в произошедшем пассажиров (хватали багаж, паниковали) — безнравственно. Вы видели кадры из салона? Кто может быть уверен в своей хладнокровности, когда видишь в иллюминатор бушующее пламя?
 Вообще ни слова о том, как у самолета могла отказать вся автоматика и радиосвязь: с нормальным самолетом такого происходить не должно.

Замыливают эту тему, переводят на ошибки пилотов, начинают стыдить пассажиров за то, что хватали багаж. Кратко на эту тему: на российских авиалиниях очень слабый инструктаж на эту тему, и многие россияне нечасто летают, четкого понимания, что нельзя в такой ситуации хватать сумки, не выработано. Но это все отдельный разговор, а вот принципиальный вопрос в том, что у нормального самолета не должны отказывать все бортовые системы ни от удара молнии, ни от других факторов.

Сейчас уместно сказать пару слов  про самолет Сухой Суперджет .

Специалисты утверждают, что Суперджеты были навязаны Аэрофлоту государством. Компания никогда бы не стала покупать их в условиях рынка и реальной конкуренции.
 Это очень недоработанный и сырой самолет. Власти было важно доказать: вот смотрите, мы при Путине смогли самолет сделать. На проект были потрачены колоссальные деньги. Значительное количество из них — разворовано.

Суперджеты из-за постоянных поломок, отсутствия запчастей постоянно простаивали и генерировали Аэрофлоту только убытки.
Статистика неисправностей Суперджета скрывалась от широкой публики. Даже члены совета директоров получали такой листочек на заседание, а потом его сразу забирали.
Понятно, что никто прямо не объяснял это политическими причинами, но было ясно: статистика скрывается из соображений престижа. Новый российский путинский самолет не должен быть плохим.

Уточню: ничего особо злодейского не было. Не скрывались серьезные инциденты и т.д. Коммерческая тайна и все. Раскроем статистику — Суперджеты будут плохо продаваться.
Как мы знаем сейчас, эта тактика не сработала. Все иностранцы от Суперджетов отказались все равно.

Но если бы вся статистика неисправностей была бы раскрыта полностью, то мы бы все раньше знали: Суперджет — недоработанный самолет, который не может быть в полноценной коммерческой эксплуатации.
Но, сами понимаете, такой разговор сразу бы перешел к логичным вопросам:

— чего же тогда Путин надувал щеки, если за 20 лет его власти мы не в состоянии и самолета сделать;
— кто же растащил те огромные, колоссальные деньги, выделенные на разработку, производство и спонсирование эксплуатации Суперджета .

Вопросы, которые наша власть слышать не хочет.
Сейчас логично чтобы все полеты Суперджетов были полностью прекращены до конца работы госкомиссии, которая расскажет о причинах трагедии.

Может, это самолет. Может - человеческий фактор. Но мы не можем сейчас говорить людям: занимайте места в Суперджете когда они пять минут назад видели кадры пылающего самолета и прочитали в интернете про шасси, пробившие топливный бак и тд.
Но если же наша власть продолжает упорствовать и заставлять (именно заставлять, на многие рейсы ведь других вариантов нет) летать людей на Суперджетах , то должна произойти одна простая вещь. Президент Путин должен выступить и сказать:

— Суперджет мое детище, достижение моей власти, я в него верю и поэтому я и и Медведев с этого дня летаем (на соответствующие расстояния) только Суперджетами .

Любопытно, что председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко раскритиковала самолет Sukhoi Superjet 100 в ноябре 2018 года, за пять месяцев до случившейся в аэропорту Шереметьево трагедии.
"Суперджет - кому он нужен?", - спросила Матвиенко на встрече с главой Минтранса Евгением Дитрихом.
Она заявила, что этот самолет не годится для региональных перевозок, а зарубежные компании воздушное судно покупать отказываются, так как самолет на 80% зарубежный.

В ответ глава Минтранса заявил, что почти 60% самолетов SSJ-100 в парке авиакомпании "Аэрофлот" выполняют полеты, а к 2023 году процент планируют увеличить. На это Матвиенко ответила, что ждать еще пять лет не имеет смысла - полеты нужно выполнять уже сейчас.

Р.S. В общем-то ни молния, ни экстренная посадка не являются чем-то сверхординарным для любого самолёта: экипажи учат этому долго и настойчиво, при разных погодных условиях, на тренажёрах и наяву, просчитывая любые комбинации, а уж что касается молний... Была такая многообещающая книга у того самого Гранина, который потом стал не просто шестидесятником, воспевающим научные дерзания, а либералом и убеждённым антисоветчиком - "Иду на грозу". С необычайной быстротой и экранизацию сделали, двухсерийный чёрно-белый фильм с участием Василия Ланового.

Так вот, и в нём, и в книге (вторая половина 1950-х, но уже после ХХ съезда) - как раз и решалась проектировщиками проблема попадания молнии в самолёт - и она была решена! Более чем полвека назад. А тут вдруг нате: такой гениальный "суперджет" стараниями путиномики (ОАК) изобрели - что первая же молния выводит из строя всю электронику! Почему только у него? Ну, потому что галоши не летают - да-да, те самые никудышные галоши, о которых говорил Путин, делают при нём, в РФ, а не в СССР. "И не надо спорить!" И вот новые галоши, путинской отливки - гораздо хуже советских, которые летали и будут летать сквозь грозы и молнии. Почитал бы Путин, что ли, того самого Гранина, которому орден вручал...


Рецензии