Династия

                ***
       Татьяна наслаждалась убаюкивающим  покачиванием палубы. Голубое небо, яркое солнце наложили умиротворение на душу и тело, и всё это вкупе являлись непременными атрибутами  отпуска, так редко выдававшимися в последние  напряжённые годы работы. Руководство назначило её старшим кладовщиком на огромной бамовской торговой базе, теперь мысли о поездке в отпуск, сулящем  отдых  на берегу Чёрного моря, пришлось  на время отложить. 
       Эта неожиданная командировка в Усть-Баргузин, да ещё на катере по Байкалу, была так некстати, детям скоро в школу, муж в очередном рейсе. Хлопоты по загрузке торгового груза на «Альбатрос» выбили Татьяну из привычной колеи работы на базе. Наконец погрузка завершена, после оформления надлежащих документов они вышли в море. Местные старожилы испокон веков называли Байкал морем.
       Гудок катера навеял на Татьяну воспоминание об отце, ветеране-железнодорожнике. Как всегда, при воспоминаниях об отце, Татьяну охватили тёплые дочерние чувства, в душе всколыхнулись и гордость, и жалость, совместимая с болью. В 1942 году 14-летний паренёк уже становился трудоспособным советским гражданином, и его отправили в локомотивное депо слесарем, где паренька учили этому сложному делу негодные для несения военной службы деды. Годных всех забрала на фронт война. Нелегко пришлось пареньку, детали паровозов тяжёлые, не всегда под силу голодному мальчишке. Скопом с дедами и такими же голодными сверстниками, но ударно, выпускали паровозы из ремонта. Страна требовала, долг обязывал.
       Смышлённый  паренёк быстро усвоил устройство паровозов, теперь он стремился сесть в кабину паровоза и сверху гордо смотреть на всех, как старые машинисты снисходительно смотрели на них, слесарей мальчишек.  И ведь выучился, водил поезда, за что получил от самого наркома Орден Трудовой Славы за службу в тылу.
       Многоопытный машинист Феоктистов Михаил Тихонович принимал участие в величайшей послевоенной стройке страны, в строительстве Братского ГЭС, самой крупной до 1971 года в мире. К тому времени он был уже женат, у него росла дочка Танечка.
       Будучи ещё ребёнком, Таня помнила, как мать с большим трудом отстирывала рабочую одежду отца, но всегда отправляла его в рейс  чистеньким, и знала, что он вернётся из рейса в стоящей от угольной пыли и сажи одежде, в те скудные времена откуда было брать запасные брюки, курточку, да и рубахи были наперечёт.
Таня улыбнулась, вспомнив, как отец, идя вместе с ней и её сыновьями, с радостью обратил их внимание на опрятных молодых машинистов, идущих на работу в красивой форменной одежде, и вслух делился своими мыслями, что вот, мол, какие настали хорошие времена.
       Отец был привержен своей работе без остатка, и всегда жалел, что у него нет сыновей, некому передать своё мастерство. И, когда  она привела домой знакомиться своего жениха, ей казалось, что отец больше рад не тому, что дочка нашла своё счастье, а тому, что есть теперь кому передать дело всей жизни. Так и получилось, Виктор пошёл по стопам её отца!  Радости отца не было предела. Каждая их встреча несла характер производственного совещания, где горячо обсуждались дела, заботы, проблемы локомотивного депо.
       Мысли Татьяны плавно перекинулись на мужа. Познакомилась с Витей Лариным в Братске, где он проходил срочную службу в рядах Советской Армии. В то время там строился алюминиевый завод. Дело молодое, Таня с Витей полюбили друг друга, Таня привела его домой знакомиться с родителями. По окончании службы Виктор, под впечатлениями от рассказов  отца Татьяны, Михаила Тихоновича, выучился на машиниста.
       Кажется, совсем недавно она провожала своего Виктора на БАМ. Шёл 1981 год, он уехал на ст. Кунерма, устроился помощником машиниста в Отдел Временной Эксплуатации (ОВЭ) министерства транспортного строительства. Недолго был в помощниках, быстро перешёл в машинисты, водил грузовые поезда от ст. Улькан до ст. Северобайкальк по обходному пути. Татьяна всегда тревожилась, когда мужу предстояло пройти по так называемому «подвесному» мосту,  сооружённому на перегоне Дельбичинда - Дабан. Уникальный мост по сложности конструкции был установлен на ярусных опорах. Машинисты называли его между собой «Чёртовым".
       В 1983 году Татьяна перебралась вместе с мужем и детьми в город Северобайкальк. Здесь Татьяна устроилась на работу в торговую базу УРСА треста «Нижнеангарсктрансстрой» в качестве кладовщика. Ей очень повезло, она попала в комсомольско-молодёжную бригаду Галины Ткаченко. Бригада, состоящая из активных, передовых комсомолок, завоевала звание бригады «Ударника коммунистического труда». Татьяна с головой окунулась в работу, в общественную жизнь, иначе она не могла, у неё всегда была активная жизненная позиция, участвовала во многих спортивных мероприятиях.
       Муж Виктор поначалу также водил грузовые поезда. Когда поступили в эксплуатацию локомотивы серии 80Р, Виктор Григорьевич, благодаря природной сметке, смолоду закалённой в беседах и обсуждениях с тестем Михаилом Тихоновичем, оперативно изучил схемы, обустройство и инструкции по эксплуатации локомотива, усвоил принципы их вождения и характерные особенности и стал обучать, и стажировать других машинистов.
       За эту большую работу Виктор Григорьевич был удостоен  чести размещения его портрета на республиканскую Доску Почёта, его вызвали в Улан-Удэ, чтоб торжественно вручить удостоверение о высокой чести.

                ***

       Сильный резкий порыв ветра отвлёк Татьяну, прервал нить воспоминаний. Забеспокоилась рядом сидящая подруга, на борту только они были женского пола.  Забегали, захлопотали матросы, предложили женщинам покинуть палубу, спуститься в каюту. Не успели они оказаться в каюте, как начало раскачивать корабль, девчата были вынуждены быстро повалиться на койки. Начался сильнейший шторм, который вывел рулевое управление из строя. Девчат вызвали обратно на палубу, они быстро, насколько возможно было, облачились в одежду, поднялись. Тут вовсю кипела работа, что называется аврал, они встали в цепочку матросов, подавали необходимые детали для ремонта рулевого устройства. Благодаря сноровке и опытности, механик Саша Марусов устранил неисправность, а капитан, звали его Володя, делал все возможное, чтоб катер выдержал шторм. Сколько времени длился шторм, Татьяна не могла даже представить, но умелые действия команды привели катер к мысу Покойники, где находилась сейсмостанция. Само название мыса красноречиво говорило, к какому месту они пристали. Возможно, наоборот, во время шторма сюда приставали не состоявшиеся покойники. Только через трое суток они дошли до порта назначения Усть-Баргузин, где их встретили с огромной радостью и удивились, когда увидели, что они дошли с протёртым об камни носом. Как только начался шторм в обоих портах стали беспокоиться за судьбу  «Альбатроса» и его пассажиров.
       Не суждено было Татьяне сгинуть в холодных водах Байкала. Сдав в Усть –Баргузине товар для реализации, на отремонтированном «Альбатросе» они снова вышли в море, вернулись в Северобайкальск, где их ждали семьи, а Таню ждал муж с огромными от переживаний глазами, ждали дети. Ждало большое будущее. Впереди ей ещё предстояло заработать медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», поднять вместе с мужем сыновей, направить по стопам отца и деда, продолжить династию железнодорожников.


                ***

       Продолжалась бурная бамовская жизнь. Дети росли, Татьяну назначили заведующей складом на место Галины Ткаченко, которую избрали председателем профкома базы. Только нагрянувшая перестройка вынудила поменять работу, база прекратила своё существование.
       Электрофицировали участок до Северобайкальска, и Виктор перешёл на электровозы. Он продолжал расти в профессиональном плане, в очередной раз повысил квалификацию, и ему уже доверили водить пассажирские поезда от Северобайкальска до Лены. Его наградили медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Настал момент, когда знания и опыт Ларина Виктора Григорьевича стали особо нужны. Перегон Слюдянка-Иркутск перевели с постоянного тока на переменный, на этот участок поступили в эксплуатацию электровозы серии ВЛ 80-Р. В связи с этим Виктор Григорьевич, профессионал высокого уровня, имевший необходимые требуемые знания, был привлечён к обучению машинистов для управления новейшими электровозами. Государство высоко оценило его труд, он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
       Виктор Григорьевич продолжал работать в локомотивном депо г. Улан-Удэ инструктором по тормозам. Уже выйдя на пенсию, работал преподавателем в Улан-Удэнском железнодорожном техникуме.

                ***

       Сыновья Ларина Виктора Григорьевича подхватили знамя, перешедшее к нему от их деда Феоктистова Михаила Тихоновича, стали продолжателями династии, чего без сомнения следовало ожидать.
       Старший сын Виктора и Татьяны Анатолий, родившийся в 1973 году, закончил Улан-Удэнский железнодорожный техникум по специальности осмотрщик вагонов, работал на ст. Северобайкальск. Затем перешёл на работу в электро-механический цех по приборам безопасности на локомотивах.  Перевели его на ст. Зима на работу по этой же специальности, в дальнейшем был назначен начальником техотдела в локомотивном депо. Продолжает повышать профессиональный уровень, учится в Омском государственном университете путей сообщения, женат, у него двое взрослых сыновей. Один из них, старший сын  Владислав продолжатель династии в четвёртом поколении, выучился на помощника машиниста, имеет уже троих детей возрастом годик, два и четыре. Второй сын Анатолия Денис выполняет долг перед Отечеством, служит в рядах Российской Армии.
       Младший сын Виктора и Татьяны, Евгений перед армией закончил курсы помощника машиниста. Отслужив, вернулся в Северобайкальск, начал работать слесарем в локомотивном депо, впоследствии перевёлся там  же на работу помощником машиниста. Выучился в Нижнеудинске на машиниста, в дальнейшем непреклонно повышал квалификацию и свой профессиональный уровень. Поступил заочно в железнодорожный институт, стал работать инструктором по тормозам. По окончании института был назначен заместителем начальника локомотивного депо. Когда предложили должность начальника локомотивного депо ст. Иркутск, молодой человек не побоялся взять на себя высокую ответственность, возглавил тысячный коллектив. Евгений столь стремительной карьерой обязан крови, что течёт в его жилах, своему упорству, жажде знаний. Был примером у своих коллег, их же непрестанно подстёгивал к приобретению знаний, и их повышению. Бамовская черта дружбы, солидарности, унаследованная от родителей, самим закреплённая в течении трудовой деятельности на БАМе, при всей его загруженности, не даёт потерять своих друзей детства, юности и по сей день.
       Сейчас Евгений уже работает одним из высших руководителей на дороге, и воспитывает вместе с женой на радость бабушке Татьяне Михайловне будущих железнодорожников.


Рецензии