Послушание - христианская добродетель

Попробуем разобраться в самом феномене столь любимой иерархией добродетели. Настолько любимой, что все остальные приносятся ей в жертву.
Свободная воля - дар Бога человеку. Дар настолько великий что сам Господь не переступает прочерченной им границы:
-У дверей стою и стучу, кто откроет к тому войду ...
Но, к сожалению, человек воспользовался этим даром не во благо и корень этого неблага лежит в воле. Именно исцеление воли является ключом к борьбе за спасение человека. Как предлагается её исцелять? Все отцы единогласны в этом вопросе - через поиск Воли Божией. А как найти Волю Божию? В общих вопросах понятно - есть заповеди, есть Евангелие. Но чтобы разобраться с вещами чисто прикладными и выверить их, нужно так нырнуть во всё это, чтобы, как говорил св.Серафим Саровский - ум купался в Евангелии. Но и этого не достаточно, нужно стяжание Духа Святого. В общем это занятие на всю жизнь. Скрупулёзно, методично, постоянно. Для этого всё и устроено в Церкви.
Как пишет апостол : "...пленяюще всяк разум в послушание Христово..." Но тут же добавляет: "Но боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе." То есть говорится о послушании разума непосредственно Христу и послушание не должно быть слепым а именно с полным осознанием происходящего. Для чего нужно иметь "чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и зла". То есть здесь говорится о послушании как способности услышать и принять. Волю Божию. В первую очередь исправляя свой образ мышления (метанойя - покаяние) и руководствуясь им исправлять свои поступки.
Но с охлаждением церковной жизни из неё выделилась группа, скажем так - экстремистов, которые решили искать Волю Божию путём сугубой аскезы, усиленной молитвы и других подвигов. Их стали называть монахами. И у многих стало получаться, да так хорошо получатся, что некоторые задумались. Проходить весь путь первопроходцев требует героического склада личности, но если человек знает дорогу, то почему не спросить? И возникла практика, когда ученик отвергает свою волю и отдаёт себя в безусловное подчинение учителю чтобы через его, уже исправленную волю ставшую проводником Воли Божией, вылечить свою. Эта практика и получила название - послушание. Но, тут должны быть соблюдены, как минимум, три момента:
1 - у учителя воля должна быть исправлена настолько, чтобы быть проводником Воли Божией
2 - учитель должен видеть и понимать как исправить волю у ученика. Он не просто должен много знать об этом, закончить курсы и получить диплом, а именно опытным путём исцелить свою волю и иметь педагогический талант.
3 - со стороны ученика это должен быть абсолютно сознательный и добровольный акт
Тогда послушание спускается с уровня разума на уровень поступков подчиняясь воле учителя. Иногда такие послушания выглядели довольно абсурдно: поливание засохшего дерева, пересыпание корзиной песка из одной кучи в другую и т.п. Но это оказывалось целительно для этих конкретно людей. И в такого рода практике непосредственное послушание становилось главным условием. Как анестезия главным условием проведения хирургической операции, вплоть до полного наркоза.
И тут уже задумалась иерархия. Ведь вместо того чтобы быть образцом для подражания, увлекая людей своим примером, используя подобное послушание можно неплохо устроиться и просто командовать. Надо только догматизировать подобную практику для всех. На соборах принять такое как общецерковный догмат вряд ли бы получилось и началось продавливания идеи по капле. Через правила и постановления, выдергивая фразы из одного контекста и вставляя в совершенно другой, подменяя смысл понятий. И самый главный успех тут был в ведении принципа священоначалия и его сакрализации, приравнивая его по статусу, в вопросах послушания, к духовным учителям. Прицепом прихватив и формулу - послушание превыше поста и молитвы. Остальное уже было делом техники.
Копий тут можно много сломать, но мне хотелось акцентировать внимание на одном моменте. Не будем даже привлекать современную психологию. У самих отцов можно прочитать такую вещь: у человека насильно лишенного воли повреждается хотетельная часть его души. Та часть которая отвечает за появление желаний. А ведь именно желания двигают нас на пути к Богу, которого мы должны возжелать всей душой своей.
Как говорил сам Господь: "...суть бо скопцы иже из чрева матерня родишься тако, и суть бо скопцы иже скопишася от человек, и суть скопцы иже исказиша сами себе царствия ради небесного...". Так значит ли это, что нужно теперь бегать за каждым с ножницами?
Последнее время я часто натыкаюсь на жалобы священников, что очень сложно заставить прихожан не просто прочитать а попробовать понять читаемое, примерить его на себя и придти к ним с этими вопросами, возникшими в процессе, а не бесконечно каяться о съеденном в пятницу творожке. И это совершенно естественный результат практики выведения человека послушного. Человек послушный не способен к самостоятельным действиям и желаниям. Хочется обратится не только к иерархии а вообще ко всем нам, христианам: если Господь там стоит и стучит стоит ли нам переступать эту черту?


Рецензии
Минус этой статьи - Писание цитируется на славянском, а не на русском.

Всё остальное написано прекрасно! Полностью с остальным согласен!
В РПЦ выводится "человек послушный".

Когда я пришёл из РПЦ в РПЦЗ к иером. Александру, он познакомил меня со свободой во Христе: совершенно необязательно утром читать утренние молитвы, а вечером вечерние - вместо них можно читать утреню, вечерню, Псалтирь, октоих, каноны, акафисты, свои собственные молитвы, молитву Иисусову... Главное - следовать за Христом, быть в послушании у Христа, исполнять Его волю. В чем конкретно заключается Его воля, иером. Александр не знал. И наверно поэтому никого иерейским благословением не благословлял. Никогда не говорил, что РПЦЗ правильнее РПЦ, АПЦ, РИПЦ и проч. православных юрисдикций. "Ходите в любой храм, любой юрисдикции". Главное - следование за Христом, а не за учителем. Сам о. Александр, кстати, совершенно не понимал, как ему быть приходским священником. Дело в том, что после крещения в 22 года он сразу пришёл в монастырь (до крещения он оглашения не проходил). А через год монастырские власти стали требовать, чтобы он постригся и рукоположился во священники - монастырю не хватало иеромонахов для обслуживания православных туристов. Где брать иеромонахов? Правильно! - из грамотных послушников, проявляющих духовное рвение. А потом иером. Александру пришлось монастырь покинуть в связи с тем, что новый епископ был гомик. Руководство монастыря начало войну с этим гомиком, подключив СМИ, и победило - гомика сняли с епархии и поставили на должность настоятеля храма. А иером. Александр пошёл за советом к старцу прот. Николаю Гурьянову, который посоветовал ему перейти в РПЦЗ.

Отвлекся я немного от темы, вернусь к существу вопроса.

Смотрел я встречу свящ. Павла Островского с журналистом атеистом Александром Никоновым. С Островским
мы покинули семинарию в один день - в конце третьего семестра, в семинарии в одной комнате жили. А журналиста Никонова я любил читать. Смотрю их встречу на телевидении и жду, когда же о. Павел назовет главный аргумент против атеизма - личную встречу со Христом. Так ведь и не назвал! Хотя чего только не говорил. Например, сказал о том, что христианская церковь излечивает человека от греховности. Никонов очень грамотно парировал, сказав, что с этой проблемой прекрасно справляются психологи (с Никоновым я тут во многом согласен - я с большим уважением отношусь к книге психолога "Радикальное прощение" Типпинга, пользуюсь его советами). О. Павел стал говорить о том, что психологи не знают о том, что является истинным благом для человека. И зашёл в тупик. Хотя мог бы рассказать о своей личной встрече со Христом. Митр. Антоний Блум наверняка бы рассказал о Встрече... Кстати, когда я в беседе с атеистами начинаю говорить о встрече с Богом, они моментально уходят от этой темы. Так же быстро, как и от темы кажущихся противоречий между Библией и наукой. И переводят весь разговор с тупое глумление над религией.

Итак, встреча с Богом... Вначале духовной жизни она должна состояться, человек должен откликнуться на зов Христа и последовать за Ним. И только после этого должна начинаться христианская аскеза - регулярные исповеди и Причастия. А на практике РПЦ получается, что человек ещё не последовал за Христом, а уже начинает регулярно исповедоваться и Причащаться. Что получается в результате? То, что получилось у монахини Кассии Сениной - полное разочарование в христианстве. За Христом она не последовала, а суровую монастырскую жизнь начала вести. Ради чего? Ради борьбы с грехом. И что же? Грех победила? Нет. С Христом встретилась? Нет. И написала много книг и статей о вреде РПЦ.

Игорь Орловский   20.02.2023 23:46     Заявить о нарушении
Я просто давно читаю Писание на церковно славянском. Так мнеближе, ярче, поэтичней. Многие цитаты блёкнут в синодальном переводе.
Встречу эту я начинал смотреть, но не увлёкся. Вообще сейчас деградация клириков приняла ужасающие размеры. На этом фоне даже гопник из Львова выглядит мощным философом...
Я не думаю что стоит оперировать личным опытом, это вещи интимного характера. Премудрость Божия прекрасно видна и так, через рассмотрение Творения. Об этом хорошо написано у того же Августина. И даже у Солоухина в его Камешкахна ладони)))

Василий Ниссен   21.02.2023 12:19   Заявить о нарушении