Иерархия в Теле Христовом

Понятно, если глава Церкви у нас Христос, то речь идёт об остальном теле и как в нём завелась такая иерархия. Ведь если посмотреть на любое тело, мы вряд ли сможем отыскать какие либо иерархии. Есть разные функции органов и систем, о чём и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело… (Первое послание к Коринфянам 12:12). То же мы видим и в самом Боге, Троице - лиц трое, но никакой иерархии. И если нет её ни тут ни там, откуда же она взялась?
Первое служение в Церкви, ясно обозначено уже в Евангелии - апостольское. Апо;стол — др.-греч. ;;;;;;;;; — посол, посланник — от «посылать». Сам Господь благословляет и посылает их: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. (Св. Евангелие от Матфея 10:7,8).
Следующее возникает уже в первой общине - дьяконское. Диакон — др.-греч. ;;;;;;;; — служитель. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. (Деяния св. Апостолов 6:2-4)
Далее из посланий, как уже свершившийся факт, мы узнаём о существовании епископов, пресвитеров и учителей.
Епископ — др.-греч. ;;;;;;;;; — надзирающий, надсматривающий; от ;;; — «на, при» + ;;;;;; — «смотрю».
Пресвитер — греч. ;;;;;;;;;;; — «старейшина, глава общины», «старец».
Дида;скал — греч. ;;;;;;;;;;, буквально - учитель.
Апостолы были люди в движении, как и положено посланцам. Их дело было разнести Благую Весть по всей вселенной. Но вот в общинах остающихся на месте нужно было какое-то старшинство, руководство. Так и появились старейшины и надзиратели. Причем, если вчитаться в апостольские послания, разницы между ними не было никакой - разные названия одной функции. Появление учителей тоже понятно - нужны были люди разумные, смыслящие в слове, способные научить других. Даже у большевиков было разделение на командиров и комиссаров - руководителей и идеологов.
Таким образом мы видим в апостольскую эпоху четыре основных служения - посланники, завхозы, надзиратели/старейшины и учителя. Крестить неофитов мог любой христианин, да и сейчас это не отрицается. Предстоять на Агапе (от др.-греч. ;;;;; «любовь», вечеря любви — вечернее или ночное собрание христиан для молитвы и причащения) мог тоже любой, но поскольку Благодарение над Чашей произносит один человек, избирался самый уважаемый из присутствующих. Это мог быть проходящий апостол, пресвитер, дьякон и тд. Это называется - первенство чести.
Яблоком искушения тут стала власть, проклятие рода человеческого. Больше всего её оказалось у надзирателей и они начали наступление. Первых надо было ликвидировать апостолов, чтобы под ногами не путались и в Дидахе, документе второго века, мы видим жесточайшие требования к апостолам, практически сводящие их деятельность в ноль, особенно в самих общинах, где уже царили надстмотрщики. «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.» (Третье послание Иоанна 9) И к концу второго века апостолов уже не стало. Следующие под прицел попали дьяконы - им было запрещено предстояние на трапезе специальным постановлением собора епископов. Последняя схватка развернулась в третьем веке. С учителями справиться было сложнее, они были умные. Но, как всегда, власть победила … Самый яркий эпизод этого противостояния - история Оригена, учителя александрийского.
Параллельно шли литургические реформы. Предстояние было приватизировано первым. Отныне Благодарение могли произносить только надзиратели и кому они позволят. Для этого был создан штат священников с урезанными правами (назвали не мудрствуя лукаво - пресвитеры), выделив их в отдельную касту. С крещением такого никак нельзя было сделать и поэтому был изобретён чин миропомазания без которого крещение считалось неполным. Но самое прекрасное началось, когда возник чин Исповеди. И если вначале исповедь требовалась только тем, кто отпал во время гонений, чтобы вновь присоединиться к Церкви, и принимали её у отпавших мученики и исповедники, которые вынесли всё и устояли, то потом её быстро подгребли под себя надсмотрщики превратив в довольно универсальный инструмент воздействия на паству.
Таким образом, к концу третьего века сформировалась структура получившая название - иерархия. И, о чудо!! Когда на горизонте замаячила империя то оказалось - единственным интерфейсом общения с ней стала именно только что вылупившаяся иерархия, которая и получила все преференции от этого.
Разложение началось моментально. Народ в ужасе побежал в пустыни, сформировав монашеское движение. Да и государство тоже слегка оторопело от начавшегося беспредела и само начало наводить порядок в Церкви созывая соборы. Но это уже другая история.
Хочется сказать, в заключении, что так было не везде. Такое значение иерархия принимала только в системе империи. Так в Египте, Ирландии и у нас до «Никоновских реформ», пока живы были не имперские структуры общества, на первый план выходила церковная община и, как квинтэссенция её, община монашеская во главе с избираемым игуменом. Но империи чужда  такая организация церкви и потому, так или иначе, империя всегда насаждала иерархию, как вещь ей понятную и сродственную. Безусловно в имперской системе иерархия имеет педагогическое значение. Сдерживаемая с одной стороны самой империей и с другой - общиной и монашеством. Но, в отсутствии этих факторов, она стремительно перерождается в раковую опухоль на Теле Христа, его Церкви.


Рецензии
Если мы посмотрим на учеников Иисуса Христа, то никакого равенства мы там не увидим. Наверху стоят трое "любимчиков" Богочеловека Иисуса: Петр, Иаков и Иоанн. На втором месте - остальные девять из двенадцати. На третьем месте - 70 апостолов. На Тайную Вечерю приглашены только 12.

Подробнее вот в этой статье архим. Феогноста:
http://vk.com/wall152439467_14499

Игорь Орловский   23.02.2023 20:58     Заявить о нарушении
И ещё: разве диаконы и миряне могут совершать таинство Евхаристии? Неужели так было в первые века христианства?

Игорь Орловский   23.02.2023 21:02   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2021/12/02/215
- в этом сновидении я стал священником и крестил девушку; очень воодушевил меня этот сон.

Игорь Орловский   23.02.2023 22:01   Заявить о нарушении
Само разделение на мирян и клириков абсолютно искусственная конструкция особенно если проецировать её в духовную сферу. Как некая педагогическая конструкция отвечающая моменту времени - может быть, но не более.
Даже во время Исхода священничество предполагается для всего народа израильского и только по запросу человеческому выделяется каста жрецов во Второзаконии.
(см ответ по поводу развода)
Разделение людей по функциям не обязательно иерархично. В Троице мы видим функциональное разделение между лицами, но попытки ввести иерархию дали нам кучу ересей под общим название субординационных. Но тем не менее иерархия церковная навязывает нам церковные субординации.

Василий Ниссен   24.02.2023 08:21   Заявить о нарушении