Код Вселенной. От человека к этносу
Древний человек жил в этом мире населенном многими враждебными человеку природными силами и опасностями, но при этом его способность к управлению пространства была удивительной.
Ощущение «пространственности» невидимо, неощутимо и непознаваемо, но оно встроено в человеке, поэтому в отношении любого взаимодействия возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т.е. пространственная структура.
Речь и язык стали уникальными коммуникативными средствами социума, и одновременно, орудиями рефлексии, интерпретирующими все накопленное человеком во взаимодействии с природной средой. Этничность рассматривается как форма общественной организации культурных различий (самоидентификации), состоящей из характеристик, которые способны выделять и репрезентировать сами члены этнической общности.
Этногенез развивается в условиях формирования и поддержания общности территории, занимаемой этносом, до сих пор сохраняются на планете, хотя рассматриваются, прежде всего, как культурно-языковые общности.Этнос как исторически сложившаяся общность людей (как и иные конструкты такого рода – племя, народность, нация) должна составлять социальную целостность и объединяющее своеобразие индивидуальных стереотипов поведения.
В диалектных словарях различных территорий собран огромный запас слов сих детальной, вплоть до района и деревни, географической привязкой, хорошо представляющих народную картину физико-географических ландшафтов, особенности климата, землепользования, охоты, рыболовства.Этнос - это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, определяющих физиономическую специфику этноса, предметно раскрываемую социальными, культурными, экологическими законами существующей жизни.
Результат социальной деятельности составляет материальную культуру, установки и нормативы как "вести" пространство составляют духовную культуру - то, что распознается как традиции, обычаи, ритуалы и пр. Следует упомянуть о многих социально-биологических представлениях – о популяционном распространении человека, а также обращать внимание на те биологические особенности человека, которые уникальны во его взаимосвязях со средой – это прежде всего изготовление и использование орудий труда (деятельностный подход), создавший один из краеугольных камней научного материализма (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Что касается этноса то от Л.Н. Гумилева произошло убеждение и признание о том, что ландшафт является "месторазвитием" этноса. Именно в этой связи важнейшей функцией географии становится показ и прояснение взаимосвязей и факторов территориальной специфики, ориентированной на удовлетворение потребностей общества, что восстанавливает вновь, впрочем, на совсем ином технологическом уровне античную идею Ойкумены.
Логическое мышление – продукт культурной эволюции человека, оно ответственно так же за то, что человечество на протяжении своего существования накопило «вечные» или «проклятые» вопросы, на которые не найдены оптимальные решения, и к числу которых, несомненно, относятся способы выявления соотношения, проведения границ в философской парной категории - «знание» и «незнание».
Но и без человека представления о природе остаются предельно абстрактными, и не вызывающими настоящий стимул к поиску гармоничных взаимоотношений, и обратного пути к прошлому, где людей было мало, а нетронутой природы было много, у человечества сейчас нет.
Здесь мы кладем в контекст рассмотрения данного сообщения некий предельно обобщенный географический подход (и применяем некоторые ведущие географические концепции) к признанию и использованию категорий пространства и времени, а также разделяем и используем идеологию широкого понимания гуманитарной географии.
Ландшафт, окружающая природа, среда медленно, постепенно, начиная с детских лет влияют на индивида, но влияют не непосредственно, а через его язык, через межэтнические и межъязыковые контакты людей, через их совместные производственные отношения, через смешанные браки, через подселение и вживание в иноязычную среду, через билингвизм и бикультуру.
Функцию каждого из нас можно обозначить как Управитель и Хранитель природы Земли, Матери нашей! Сия коллективная миссия осуществляется за счет энергии жизни, эмоций, деятельности каждого из представителей его, как и в то же время, конкретной человеческой особи, биологического, культурного, социального, экономического и пр. "среза" человека, еще и личности, обладающей уникальной свободой выбора, что может быть "употребимо" не только в социальном, но и в мировоззренческо-хранительском плане.
В "гипотетическом фундаменте" моего сообщения вкладывается тезис, что "человек" появился на планете Земля с неким условием, точнее обязательной функцией, предопределенной Абсолютом, Космосом, Богом и т.п. ("верхней инстанцией") для взаимодействия с "Пространством". Это значит, что каждый из нас исполняет "космическую задачу", через коллективную и индивидуальную вовлеченность, что собственно и отражается в космологии, культуре, множестве фрагментов конкретных человеческих представлений.
Представляется, что особое значение получает сакральный и мистический аспекты кодированного выражения, воплощаемые в этнических ритуалах, традициях, верованиях, архетипах и многих других сторонах человеческого бытия, описание и сравнение которых занимает важнейшее место в антропологии, этнологии, этнографии, культурной географии и этнической экологии, но остается "невычерпанным", и самое главное, неосмысленным в том настоящем масштабе представления глубины взаимодействия человека и природы.
Хорошо известно о примордиалисткой (Широкогоров, Ю. Бромлей, Чебоксаров и др.) и конструктивисткой позиции, дуалистической и этноэкологической (И.Ю. Гладкий) весьма различающихся взглядах на этнос. В последней этнос рассматривается как принадлежность, существующая в границах объективно существующей данности (территория, государство, страна и т.д.), но имеющая свою фундаментальную основу для общности, признаками которой можно назвать межпоколенную связь, общую идентификационную основу и культуру как стабилизирующую ссистемную структуру.
В его же пояснении этничности, представляемой как «форма культурных различий, социальной организации», конкретизирующий современный исследовательский формат этнографии в большей степени предназначенный для анализа взаимодействия представителей разных культур в их объектно-субъектном противопоставлении.
Вновь заметим, что как условием появление и жизни как каждого человека, принадлежащего к роду, этносу, нации, народу, и изначально интегрируемого в социум, так соответствующих единиц социума предписано неким внешним основанием.
Этнические маркеры формируются в современных условиях на различных принципах в зависимости от того, как и чем будет отличаться одна общность от другой. В ее объяснении общепсихологического знания гуманитарного типа модели (исследовательские, объяснительные и интерпретационные) представляют собой концептуальные схемы, логики, когнитивные техники, структуры, типологии, многомерные классификации и континуумы, каждая в своей основе транслирующие некую идею.
Николай Бердяев писал, что человек и космос связаны между собой даже судьбой, то есть судьба человека напрямую зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, но при этом должен быть ответственным за весь строй природы, за то, что в нем совершается. Только лишь человек может преобразить космос в «новое небо» и «новую землю».Пьер Т. Де Шарден ввел образ о «скручивающемся» или «свертывающемся» пространстве и времени.
Э. Мораном допустил роль всеоющности в том, что «каждый индивид отныне получает и потребляет» всеохватывающую информацию будучи лишь небольшой частью целого».Географические представления, взятые из физики и вносимые в процедуры моделирования процессов глобализации, стали популярны в этой науке. Географы получили поддержку философов: Научное обращение к понятию "код", уточнение или напротив широкое терминологическое раскрытие, позволяет многосторонне и многозначно показывать дихотомию природного (биологического) и культурного в "расшифровке" множественных характеристик жизнедеятельности человека.
Не рассматривая здесь подробно положения теории пассионарности, обращаю внимание на одну из интересных, но не очень интересных мирофоззренческих работ, рассматривающих творчество Л.Н. Гумилева, опубликованного в журнале "Человек" . В.Д. Захаров критически разбирая смысловую наполненность термина и его смысловые критерии "этнос" обращает внимание на то, что хотя "Этническая принадлежность обнаруживается в сознании, но сама она не есть продукт сознания - нельзя сознательно, по договоренности объединяться в этнос".
Отмечается, что признание существования места как особой величины приводит к осознанию того, что любой предмет находится во Вселенной, и нахождение это не в пространственном смысле, а как определенное состояние или свойство. Природные физико-географические особенности медленно отражаются в языке, в языковом сознании индивида.
Особенности методологии изучения антропогенной эволюции ландшафтов заключаются в совмещении пространства и времени, и сопряжении ландшафтных и исторических методов. А в этнологическом отношении следует обращаться не к биологии-генетике, нужно - найти и разобрать из чего и как складывается наш этнический код.
А ведь еще можно показать это на конкретных примерах, и обратиться к регионам мира, где люди еще не потеряли связь со своей землей.
Свидетельство о публикации №219050800116