Особенности написания дебютного романа

Пожалуй, каждого писателя, с течением времени, всё чаще посещают мысли о дальнейшем развитии своего творческого потенциала и своих идей посредством перехода к написанию крупных литературных форм. Причём, стоит заметить, эти размышления приходят вне зависимости от того, насколько гениальными были авторские проявления в формате малой прозы и от того насколько успешными они являлись для широкого круга читателей.
 
И в этом аспекте я не являюсь исключением. Задумка написания романа явилась мне около пятнадцати лет назад, приобрела же ощутимую осмысленную форму сравнительно недавно - в 2016 году. Коротко очертив идею будущего повествования, я принялся за рукопись. Раньше я предпочитал именно писать от руки, но со временем работа за электронным устройством для меня оказалась более продуктивной. Это касается, в первую очередь, вопросов, связанных с редактированием.
 
Итак, я начал писать, понемногу, но каждый день! Систематичность играет главенствующую роль. Написав около половины авторского листа, я вновь вернулся к началу рукописи. Я был убеждён, что именно в этот конкретный момент должен оформить рабочий вариант названия предстоящего романа.

Для своих мыслей и пометок я зачастую использую записную книжку. Прошёл день и несколько листов были исписаны всевозможными вариантами названия. Я хотел выбрать именно то, которое воочию отражало бы суть сюжетной направленности и идеи, первоначально заложенной в неё. В итоге мой выбор пал на "Вальс лунных мотыльков". Поразительно, но именно придумав название, моя работа была продолжена в более быстром темпе. С тех пор я осознал для себя, что название произведения занимает так же не последнюю роль в общем формировании рукописи.
 
Я использую в своих произведениях, зачастую, высокохудожественный стиль изложения, который подразумевает дополнительную нагрузку на писателя, в первую очередь, на темп работы. То же относится и к формированию сюжетной линии, облика и характера персонажей, отношению к мельчайшими деталям, ведь именно эти составляющие придают роману должный вкус и атмосферу.
В связи с этим, я бы хотел порекомендовать начинающим писателям уделить особое внимание этим художественным величинам.

Друзья мои, не бойтесь экспериментировать с образами и смысловым содержанием. Например: Мой мир..... Мой бренный, пустынный, выгоревший дотла, ветхий дом боли и страха. Божественный Храм, возведённый во славу пленительного одиночества - вместилище вселенской скорби о непознанном и тяжких мыслей о беспощадной скоротечности неумолимого времени, несущегося, словно прыткий извозчик, вдоль череды живописного пейзажа вечнозелёных крон и пустынных пыльных дорог. Троп, вдоль которых, ожившие под ледяным ветром, неподатливые ветви можжевелового кустарника, постепенно увядают, шепча своим мерным шелестом безжизненных сухих побегов, трагическую мелодию безмолвия, предвещающую терпкую волну нового перерождения. Отрывок из произведения: «В молчании восковых кукол».

Развивайтесь вместе с вашими персонажами, сами погружайтесь в атмосферу происходящего, живите своим произведением, не задумываясь о том, насколько успешным станет ваше творение, примет ли рукопись издательство. Оставьте эти вопросы на рассмотрение, но потом - в будущем. А сейчас вы творец, а творцу стоит думать о технических методах реализации своих идей и задумок, не отвлекаясь на пустые размышления.
 
Сюжетная составляющая, разумеется, напрямую зависит от творческого потенциала писателя, но не стоит пренебрегать и тем многообразием языковых литературных инструментов, которые помогут сделать ваше произведение более живым и естественным. Я сам, в большинстве случаев, разделяю повествование на составные части - условные главы, количество которых зависит от объёма произведения. Это я делаю вне зависимости от того, как будет выглядеть конечное оформление романа. Для более гибкой работы каждой главе присваивается рабочее название. Я советую поступать именно таким способом, потому что подобный метод позволяет держать под контролем все нюансы и составные части рукописи, что помогает при соблюдении общей сюжетной последовательности.
 
По моему глубочайшему убеждению, произведение будет интересно осваивать читательской аудитории лишь в том случае, если в конце каждой главы будет оставаться лёгкий шлейф недосказанности, интриги, резкого обрыва сюжета на пике самого интересного. В этом случае у читателя не возникнет желания закрыть вашу книгу и перейти к прочтению следующей. Не стоит забывать о том, что все составные части должны подвергаться в обязательном порядке строгой последовательности сюжетной линии: одно действие должно по смыслу приоткрывать завесу следующего, настраивая на его лад и дополняя его.

Не стоит слишком затягивать или же чересчур быстро раскрывать карты развязки. Позвольте читателю прожить вместе с персонажами и трудностями, выпавшими на их долю. Делайте так, чтобы читатель сопереживал, радовался и разочаровывался вместе с этими выдуманными образами, создавая для этого особую атмосферу изложения. Уделяйте внимание деталям: описанию природы, загадочности архитектуры, красочности интерьера и т.д. Примером может послужить отрывок из моего рассказа "Призрак ночного шоссе Алевала": "Деревянные поленья в камине мерно потрескивали, даря тепло и успокоение больному уставшему разуму. Это великолепие дополняла кубинская сигара, дым которой вился в бесконечное пространство потолка, и бокал утонченного красного испанского вина". (Издательство «АРТ»).
 
Не опасайтесь шлифовать и совершенствовать ваш слог и стиль изложения. Заменяйте слова на те, что наиболее подходят конкретной ситуации, редактируйте и заносите пометки в ваш личный блокнот, не забывая о систематичности выражения своих мыслей. Поверьте моему опыту - конечный результат произведения и внутреннее удовлетворение от проделанной работы стоят затраченных усилий.
 
И если вы сами для себя выбрали написание полноценного романа, помните, дорогие друзья, что это, прежде всего труд, терпение, усидчивость и систематичность. Те величины, благодаря которым ваши мысли обретут должную огранку и подарят вашему творению жизнь и достойное место под куполом современного литературного мира. Именно это позволит вам оставить свой индивидуальный след в великом храме писательского искусства.


Рецензии