Эллины и хурриты

По наиболее распространенной версии самоназвание греков "эллины" происходит от ;;;; (laos), что означает "войско", "пешие бойцы", "пехота", "сухопутная армия", "люди", "население", "собрание", "толпа", "народ", "племя". С добавлением к этой основе префикса ;; (el) образуется значение "во власти народа", "в зависимости от народа".

Эта замысловатая этимология, кажется, призвана доказать извечную и изначальную демократию греческого этноса, но она мало соответствует реальности, поскольку невозможно себе представить, чтобы тот или иной древний народ назвал себя "во власти народа" или "в зависимости от народа". Тем не менее, даже такая этимология выявляет, что префикс ;; (el) предстает термином, связанным с властью, а вторая часть этого названия ;;;; (laos) означает "народ" или "вооруженный народ", "войско" что в древних обществах являлись тождественными понятиями.

Сразу же отметим, что греческое ;;;; (laos) во множественном и единственном числах безупречно соотносится с чеченским luo – "человек" и luoj – "люди". В современных чеченском, ингушском и бацбийском это слово стало суффиксом в обозначении профессий, национальностей и т.д., однако профессор Ю.Д. Дешериев, говоря об эволюции этого суффикса, отмечает: "Все имена существительные, образованные посредством суффикса -луо- первоначально обозначали разумные существа мужского и женского пола" [1, стр. 397]. Слово это (в форме lu – "человек") обнаруживается также в шумерском [2, стр. 25], и в ряде других языков, – индоевропейских и семитских, – что свидетельствует о чрезвычайной древности и распространенности этого термина. В хуррито-урартских клинописных текстах шумерское lu присутствует в качестве детерминатива в значении "человек".

Важным является то обстоятельство, что миф об Эллине, сыне Девкалиона и Пирры, эпониме эллинов, по мнению специалистов имеет восточное происхождение [3, стр. 229, примеч. 37]. В этой связи ученый Н.А. Морозов отмечал: "У греческих классиков Греция всегда называется Эллас или Эллада, т.е. божья земля, от библейского Эли – бог, а эллинский народ – значит просто: народ божий, что указывает на связь эллинской первичной культуры с семитическою" [4, стр 14].

Вспомнив, что по мифологической родословной Эллин, являющийся внуком Прометея, имел трех сыновей, один из которых – Дор стал родоначальником дорийцев (спартанцев), мы получаем дополнительные основания считать, что эти персонажи имеют древневосточное происхождение. Дело в том, что Геродот упоминает эллинские предания, в соответствии с которыми цари дорийцев (спартанцев) являются выходцами из Египта. "Отец истории" пишет:

"Если же перечислить по порядку каждого предка Данаи, дочери Акрисия, то, конечно, вожди дорийцев окажутся настоящими египтянами. Такова родословная спартанских царей по сказаниям эллинов. Напротив, согласно персидскому преданию, не только предки Персея, но и сам Персей еще был ассирийцем и стал эллином. Предки же Акрисия поэтому вовсе не состояли ни в каком родстве с Персеем, но были, как это подтверждает и эллинское предание, египтянами. Но об этом довольно. А почему эти египтяне и за какие подвиги получили царскую власть над дорийцами, я рассказывать не буду, так как об этом уже говорили другие писатели" (История, VI, 53;55). В другом месте Геродот связывает дорийцев с финикийцами и упоминает об "азиатских дорийцах" (История, I, 6).

Некоторые античные авторы (Аполлодор Афинский, Павсаний) также считали спартанцев (дорийцев) выходцами из Финикии. Ряд ученых полагает, что под финикийцами следует подразумевать евреев (античные авторы часто путали эти два народа), поскольку с древних времен сохранилось письмо спартанского царя Арея иерусалимскому первосвященнику Хонию, которое в одной из своих книг цитирует еврейский автор I в. н.э. Иосиф Флавий:

"Лакедемонский царь Арий приветствует Хонию. В какой-то книге мы нашли указание на то, что иудеи и лакедемоняне одного происхождения и ведут род свой в одинаковой мере от Авраама. Поэтому, раз вы нам братья, будет справедливо, если вы станете обращаться к нам в случае какого-нибудь желания. Так будем поступать и мы и смотреть на вам принадлежащее, как на свое, причем и вам предоставляем смотреть на наше имущество, как на свою собственность. Письмо это вручит вам Димотел, который обыкновенно составляет у нас послания. Письмо четырехугольного формата и снабжено печатью, представляющей орла, держащего змею" (Иудейские древности, 12, 4).

Итак, есть основания считать, что между Эллином, эпонимом греков, и его сыном Дором, эпонимом дорийцев (спартанцев) с одной стороны, и Передней Азией с другой с глубокой древности существовали какие-то связи, отраженные в преданиях и исторических источниках. Эти связи проявляются уже в самом названии "эллины", которое Н.А. Морозов трактовал как "божий (эл) народ". А если письмо царя Ария, которое приводит Иосиф Флавий, действительно существовало и имело процитированное им содержание, то выясняется, что спартанцы (дорийцы) считали себя потомками пророка Авраама.

В свете имеющихся фактов можно полагать, что быть потомками пророка Авраама – это означает быть хурритами, поскольку есть серьезные исторические и лингвистические данные, свидетельствующие о хурритском происхождении Авраама. Напомним, что Библия называет родиной Авраама хурритский [5, стр. 266] город Харран, из которого патриарх и его племянник Лот переселились в Ханаан. Как отмечает Библия, уже укоренившись на новой родине, потомки Авраама долгое время брали себе жен только из этого хурритского города. Что касается имени Авраама, то ученые, в том числе и израильские, связывают его с хуррито-урартским термином eurie//ewrij//ewri , означающим "старейшина", "патриарх", "религиозный предстоятель", "царь". Чеченский исследователь И.Булатбиев выявил связь этого термина с чеченским словом вар ("кровнородственная община, род") и вари-да ("старейшина рода") [6, стр. 99 и след.].

Относительно термина эл ("бог"), которое обнаруживается в названиях "эллины", "Эллада", следует отметить, что этот термин попал в семитские из хуррито-урартского языка, в котором он означает "господин" ("госпожа"); "владыка" ("владычица"). Исследования Ю.Д. Дешериева и проведенный им образцовый лингвистический анализ не оставляют сомнений в том, что именно в чеченском, ингушском, бацбийском и родственном им хуррито-урартском языках обнаруживается этимология этого термина, отсутствующая в семитских [1, стр. 46-47]. Как мы видим, обе составные части названия эллинов (el и laos) имеют свои отражения в чеченском, ингушском, бацбийском и в хуррито-урартском и это обстоятельство требует дополнительных серьезных исследований.

Таким образом, выявляются интересные связи между регионами древнего расселения хурритов в Передней Азии и древней Грецией (Элладой). В этой связи нужно напомнить, что древнейшим населением многих греческих островов (Кипра, Крита, Фароса и целого ряда других) также считаются хурриты. По-видимому, перспективным является поиск следов древнего пребывания хурритов также и на материковой части Греции.
_______________________
1. Ю.Д. Дешериев, Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов, Грозный, 1963 г.
2. И.Т. Канова, Шумерский язык, СПб, 2006 г.
3. В.Н. Топоров, Исследования по этимологии и семантике. Том 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Книга 1. М., 2006 г.
4. Н.А. Морозов, Христос. Книга седьмая. Великая Ромея. Первый светоч средневековой культуры. М-Л., 1932 г.
5. И.М. Дьяконов, Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту (АВИИУ) – ВДИ, №2, 1951 г.
6. И.М. Булатбиев, Урарто-нахский словарь, Нальчик, 2017 г.


Рецензии