Путешествие Степана. Часть 1, глава 1

Аннотация:
В книге о Красном Кабанчике рассказывалось о Степане, крестьянском сыне, который с помощью волшебного Кабанчика и своих друзей вылечил царскую дочь, победил дракона и злого принца Чарльза, женился на царевне и стал боярином. А в этой книге говорится о том, что приключилось потом со Степаном и его друзьями.


Часть 1

1.
БОЯРИН
Вначале мне, бывшему крестьянину, было нелегко быть боярином среди других бояр, хоть теперь я уже был не просто Степаном, а Степаном Родионовичем Гавриловым. Но знатные бояре часто разговаривали со мной заносчиво, с насмешками, напоминая, что я им не ровня. Царь это заметил, и когда он принимал послов из других стран, сажал меня рядом с собой, и даже со мной советовался. После этого бояре немного притихли и стали со мной держаться приветливее.
Моя жена решила помочь мне и позвала к нам своего бывшего учителя Архипа Демьяновича. Это был худенький старик с седой бородкой и весёлыми глазами. Он внимательно вгляделся в меня и произнёс:
— Я много слышал о тебе и рад помочь будущему царю. Сколько лет ты учился в сельской школе?
— Три года, как и другие дети, — ответил я.
— Я могу научить тебя всему, что знаю. А если ты постараешься и со временем научишься рассуждать и спрашивать о том, что узнаешь от меня, то можешь стать царём не хуже других.
Архип Демьянович оказался человеком большого ума и знаний. В молодости ему довелось побывать в странах, где в далёкие времена правили цезари и императоры и были написаны великие книги, многие из которых он прочёл и запомнил. Я узнавал от учителя историю этих древних государств, об их богах, героях и правителях. И вскоре уже сравнивал одних правителей с другими, как они жили, воевали и что они сделали полезного для своего народа. И так увлёкся рассказами учителя, что долго не отпускал его, рассуждая и споря с ним, пока мы не находили согласия. Не думал я, что мне будет так интересно учиться!
Затем я изучал историю нашей страны, соседних стран и наши отношения с ними. А после много размышлял обо всём.
Однажды, когда учитель прощался с нами, уходя домой, сказал обо мне Ирине:
— Хороший ученик мне достался. Люто жаждет знаний, память у него крепкая и рассуждает разумно. Он уже понимает карты, на которых изображены страны и моря около них. А ты, царевна, любила слушать только старинные сказания о богах и богатырях этих стран. Но зато ты была способна учить иноземные языки.

Не зря я учился у Архипа Демьяновича. Когда к царю прибыли послы из страны принца Чарльза, они просили не казнить его и свиту, а помиловать и отпустить. Взамен послы предложили нам большой выкуп золотом и вдобавок отдать нам торговый город, расположенный у моря в их стране. Этот небольшой город они показали нам на своей карте.
— Что скажешь, Степан Родионович? — спросил меня царь. — Сегодня ты будешь решать судьбу принца.
Я посмотрел на карту. Оказалось, что город расположен выгодно для нас. И сказал твёрдо:
— Хотя принц хотел своей подлостью погубить меня и незаконно стать нашим царём, нам нужно отпустить его. А городишко этот нам пригодится, но выкуп нужно увеличить вдвое.
— А ведь принц едва не убил тебя! И ты можешь простить его? — удивился царь.
— Не простил и не прощу, — ответил я. — Поэтому король, отец Чарльза, пусть поклянётся, что Чарльз никогда не станет королём. Если король не согласится, то нужно казнить подлеца и его свиту.
Послы растерялись и долго совещались. Они были очень подавлены и собирались уходить, но оказалось, что с ними приехал дядя принца и дал согласие на наши условия от имени короля.

После этого случая бояре стали побаиваться меня, уважать, а некоторые даже хотели подружиться со мной. Но я уже понимал, что им нельзя доверять. Если я буду откровенен с ними, то вскоре снова появятся насмешки и я останусь
чужаком для них.

Ночами я часто просыпался и думал:
«Что я здесь делаю? Не могу долго сидеть без настоящего дела! Руки мои хотят пахать землю, косить траву, работать на мельнице, строить, плотничать!»
Вспоминаю матушку, батюшку, братьев, сестёр, друзей, с которыми бился с драконом, и тех, что шли в столицу спасать меня. Вот где мой мир и моё место. И только закрою глаза и вижу наш лес, все его тропинки, реку, ручьи, деревья, птиц и зверей! Кто теперь защитит их?

Однажды утром я сказал жене:
— Ириша, мучаюсь я здесь от тоски! Давай поедем завтра к моей матушке.
— Поедем, — согласилась она.

Когда мы приехали в село Сумароково, я после радостной встречи с родными пошёл в лес, оставив Ирину с женщинами. Им всегда есть о чём поговорить.

Я радовался всему, что видел в моём лесу. Осень. Солнечный день. На деревьях золотые и ярко-красные листья. Я зашёл далеко вглубь леса, на поляну, где когда-то мы с дедом жили летом в шалаше, и сел на пень. Как хорошо в моём лесу!
Первыми прилетели ко мне синицы и радостно закружились вокруг. Самая храбрая села мне на руку. Узнали! Я вытащил из мешка корм для них и разбросал рядом, синицы тут же принялись клевать его. У меня был корм и для зверей. Я достал его и стал ждать.
Вскоре я увидел двух волков. Они сначала смотрели на меня из-за куста, потом осторожно подошли. Я протянул им руку. Волки прижали уши, показали зубы и, слегка рыча, позволили мне прикоснуться к их головам. Я знаю их с тех пор, когда они были ещё волчатами. Они взяли еду и убежали в лес.
Затем появилась лиса. Она посмелее. Я слегка потрепал её за уши. Она оскалила зубы, прикрывая глаза. Достался и ей подарок. Не все звери пришли ко мне, но уже знают, что я здесь, с ними.
Подошли кабаны, а олени, лоси и барсук глядят из-за деревьев и кустов. На деревьях сидят синицы, поползень, большой чёрный дятел — желнА, а высоко на дереве появился ястреб-тетеревятник.
А это что за птица на дубе? Никогда не видел таких, о них даже дед не рассказывал, а уж он тут всё знал! Большая птица, вдвое больше филина! Внимательно смотрит на меня! Мне показалось, что у неё прекрасное женское лицо, она слегка улыбнулась и вдруг исчезла. Померещилось, что ли? И я решил никому не говорить о таком странном видении. Да и кто мне поверит?
Я ещё немного посидел на пне и пошёл по лесу. А вот и зайцы прискакали.
— Что же вы, братцы, опаздываете? — сказал я им и разбросал морковь и капусту.
Долго я бродил по родным лесным тропинкам, радуясь деревьям, птицам и зверям. Жаль, что многих птиц не увижу до весны. Перед отъездом приведу жену и покажу ей своих мохнатых и крылатых друзей. И мы принесём животным ещё больше корма. И вдруг почувствовал, как в моей душе разгорается прежняя радость, которая раньше бывала в лесу, а сейчас появляется что-то новое и от чего-то хочется петь.

Вечером я пришёл домой, где кроме моей семьи собрались и родственники, узнавшие о нашем приезде. Все говорят, что я снова прежний и весёлый. За ужином я запел любимые песни нашей семьи, и все поют со мной. Завтра я помогу отцу на мельнице, потом братьям. Они строят дом для Ильи. Вот где настоящая жизнь! И матушка радуется.

Три дня счастья пролетели незаметно.
На прощание отец сказал мне:
— Не узнаЮ тебя. Ты стал каким-то другим.
Сестрёнки Аня и Настя тоже сказали странное:
— Ты раньше никогда не пел так хорошо, как в эти дни! Откуда у тебя теперь такой красивый, необыкновенный голос?
Матушка, обнимая меня, сказала с волнением:
— Побереги себя. Не лезь в цари, хлопот не оберёшься! Поживи спокойно боярином! Ирочка, может быть, он тебя послушает и побережёт себя?
На прощание я наказал братьям, чтобы они позаботились зимой о зверях и птицах.

На обратном пути мы приехали в Коростелёво, к тётушке Маланье и моим друзьям. Красный Кабанчик лежал во дворе. Услышав наши голоса, он взвизгнул и побежал к нам. Куры и гуси разбежались от него. Из избы вышли Яков, Семён и Глеб и увидели, как я обнимаю Кабанчика. Тётушка Маланья и Марфа тоже показались на пороге. Все улыбались.
— Не обнимай его! Где он только ни валялся! Испортишь свою одежду! — сказала тётушка Маланья.
— Но ведь он ждал нас! — ответил я.
Кабанчик хрюкнул:
— Давно жду!
В избе все стали рассказывать новости, какие есть у них и у нас. Оказалось, что Семён решил жениться на местной девушке Ксении и начал скорее строить дом, но ему сейчас не хватает денег, чтобы нанять ещё трёх работников и успеть к зиме. А Яков хочет поехать в другие страны, чтобы увидеть, над чем работают тамошние умельцы, а заодно и показать свои новые поделки.
— Вам нужны деньги? — спросил я. — Тётушка Маланья и Марфа, принесите шкатулку с кладом, которую мы нашли в могиле древнего воина, ведь мы решили поделить клад после победы над драконом. Пришла пора.
Тётушка Маланья и Марфа принесли из кладовки тяжёлую деревянную шкатулку, украшенную узорами из серебра и поставили на стол. Когда мы открыли её, в избу от дорогих камней хлынул свет, окрасив стены и потолок в синий, красный, фиолетовый, зелёный и жёлтый цвета и сплетаясь в яркий узор.
— Какая красота! — ахнула Марфа.
— Мы продадим эти камни, а деньги поделим поровну, как и договаривались: Якову, Семёну, Глебу, мне и Ирине, — сказал я.
— Мне не нужны деньги, берите и мою долю, — возразила моя жена. — Вы бились с драконом, а не я.
Глеб и Семён разом возмутились:
— Договор дороже денег! Без вас, царевна, не было бы и победы! Мы не возьмём вашу долю!
— Не спорьте, царевна. Мои сыновья правы, — сказала тётушка Маланья. — А денег здесь, похоже, хватит на тысячу домов. Степан, продай эти сокровища.

Два дня мы гостили у друзей. Яков, Семён и Глеб на другой день повели меня в свою кузницу, где научили работе кузнеца. Мне было жарко, интересно и весело.
На следующий день Красный Кабанчик повёл меня в лес, чтобы познакомить со своими друзьями — дикими кабанами. Он убежал в чащу, долго бегал там, и, наконец, привёл ко мне больше дюжины кабанов. Они обступили меня, внимательно смотрели, хрюкали, будто переговариваясь меж собой. Кабанчик называл мне их имена, и дикие кабаны хрюкали ему в ответ. Я увидел, что они совсем не похожи друг на друга. Кто был суров, кто весел, кто мохнат, кто с большими клыками, у кого клык был сломан. Все они были тёмно-серыми, почти чёрными, и только мой Кабанчик не имел косматой шерсти и был красноватый. Четыре кабана были самками. Самый большой и мохнатый из кабанов подошёл ко мне и приветливо захрюкал. Я почесал ему за ухом.
— Это мой дед, — сказал Красный Кабанчик. — А отца моего убили охотники.
Вдруг я понял, что сказал мне дед Красного Кабанчика и ответил ему:
— Если стану царём, то запрещу охоту в вашем лесу.
Кабанчик что-то прохрюкал диким сородичам, объясняя, что я им сказал. Кабаны радостно захрюкали в ответ и убежали в чащу.
— Ты помог мне, — сказал я Кабанчику, — и я в долгу перед вами.
Имена кабанов я не запомнил. И мы с Кабанчиком пошли гулять по лесу. Разноцветные листья сыпались с деревьев под звуки тихого осеннего дождя. Мы встретили в лесу лося и спугнули глухаря. Он взлетел на дерево.

Когда мы с Кабанчиком вернулись домой, то узнали, что моя царевна Ирина, слушая советы Марфы и тётушки Маланьи, сумела приготовить для всех нас обед, на который пришла и Ксения, невеста Семёна, тихая, скромная, юная девушка.
— Знатный получился у тебя обед! — хвалили мы Ирину.
За обедом мы с Семёном и Глебом вспоминали о нашей битве с драконом.
Слушал нашу беседу и Кабанчик. Он улыбался.

Перед нашим отъездом Красный Кабанчик сказал мне:
— Возьми меня с собой. Я снова послужу тебе.
— Друг мой, — ответил я, — подожди. Придёт время, и я позову тебя.
— Разве у тебя нет врага? — спросил Красный Кабанчик.

2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии
Хороший интересный герой, Степан!
Напомню себе ещё раз эту повесть.
Помню,как ты ее нам читал с таким выражением!

Селезнёва   01.07.2019 12:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна Алексеевна! Да, конечно, почему бы не напомнить!

Сергей Орешко   01.07.2019 17:08   Заявить о нарушении
Только читал я вам с сестрой не "Путешествие Степана", а "Красного Кабанчика", о том, как Степан вылечил царевну, победил дракона и принца Чарльза, женился на царевне и стал боярином. А "Путешествие Степана" в то время ещё не было написано.

Сергей Орешко   01.07.2019 21:42   Заявить о нарушении