Удача капитана Декатура

                У  Д  А  Ч  А        К  А  П  И  Т  А  Н  А        Д  Е  К  А  Т  У  Р  А.

Они не виделись  со  времён  американской  Революции. Первый  капитан  Континентального  флота, коммодор  Джон  Бэрри  был  очень  рад  видеть  своего  старого  друга – Стефена  Декатура, оказавшегося  не  у  дел, ранее  бороздившего  моря  на  торговых  судах.
«Да, Стефен, страна  переживает  сейчас  нелёгкие  времена. Континентальный  флот, послуживший  Революции, распущен, капитаны  не  получают  жалованье, а  корабли  распроданы. А  без  защиты  военного  флота  наши  торговые  суда  постоянно  подвергаются  грабежам  со  стороны  французских  пиратов,» - с  сожалением  говорил  Д. Бэрри.
«Соглашусь  с  тобой, дорогой  Джон. И  это  не  смотря  на  то, что  правительство  не  раз  заявляло  Франции  решительный  протест  таким  пиратским  действиям.»
«Вот, что, Стефен: совсем  недавно  в  Филадельфии  на  государственные  средства  купили  шлюп, правда, торговый, чтобы  затем  переоборудовать  его  в  военный  патрульный  корабль  для  защиты  наших  «купцов». Старое  название  «Hamburgh  Packet»  сменили  на  «Delaware». Я  знаю  тебя, как  отличного  моряка, и  ты  мог  бы  стать  на  нём  капитаном, а  я  посодействую. Соглашайся.»
Для  Стефена  Декатура  предложение  морского  офицера, известного  всему  флоту, было  неожиданным  и  в  то  же  время  желанным. Море  всегда  являлось  родной  стихией, как  для  него, так  и  отца  Стефена.

6  июля  1798  года  американский  военный  корабль  «Delaware», вооружённый  20 пушками, вышел  из  Делавэрской  гавани. Его  капитан – Стефен  Декатур  получил  задание: «Обеспечить  всю  возможную  защиту  торговым  судам  у  берегов  восточного  побережья  от  французских  пиратов». У  мыса  Хинлопен  «Delaware»  встретил  торговое  судно  «Alexander  Hamilton», следовавшее  с  грузом  вина  и  бренди  из  Нью – Йорка  в  Балтимор. Декатура  огорчило  известие  капитана  «купца»  о  его  недавнем  ограблении  французским  кораблём  «La  Croyable». «Delaware»  спешно  отправился  на  поиски  пиратского  судна, взяв  курс  на  Бостон.
На  следующий  день  с  «Delaware»  заметили  вдали  паруса  и  очертания  4 – х  пока  неизвестных  кораблей. Декатур  решил  быстро  приблизиться  к  ним, а  затем  резко  изменить  направление  движения, направив  свой  корабль  обратно  в  Делавэрскую  гавань. И  тут  один  из  них  стал  преследовать  «Delawere». Маневр  Декатура  удался: догонявшее  судно  и  было  тем  самым  пиратским – «La  Croyable». Когда  оно  почти  догнало  «Delaware», французы  опешили, увидев  американский  военный  корабль  с  сильным  вооружением. Поняв  свою  ошибку, капитан  «La  Croyable»  развернул  его  и  направил  к  выходу  из  гавани  в  нейтральные  воды. «Delaware»  открыл  стрельбу  из  своих  орудий  столь  сильно, чем  заставил  французское  судно  остановиться.
Французский  капитан, поднявшись  на  борт  «Delaware», недоумённо  спросил  Декатура:
«Сир, объясните, почему  ваш  корабль  открыл  огонь? Насколько  я  знаю: между  нашими  странами  ведь  нет  войны.»
Декатур  тут  же  ответил: «Это  вы, французы, нападаете  на  американские  корабли, поэтому  мы  вынуждены  защищаться!»
Последовал  ещё  один  вопрос  от  француза:
«Я  захвачен?»
Капитан  «Delaware»  продолжил:
«Я  буду  удовлетворён, если  вы  вернётесь  на  свой  корабль, и  мы  можем  продолжить  морской  поединок.»

Однако, этого  не  произошло. Французский  капитан  предпочёл  сдаться, и  очень  сожалел, что  принял  «Delawere»  за  британский  торговый  корабль. «La  Croyable»  спустил  флаг  и  последовал  за  «Delaware», который  привёл  его  в  форт  Миффлин. Захват  французского  корабля  произошёл  7  июля  1798  года  у  мыса  Мэй, в  гавани  Греат  Эгг. Это  был  первый  в  истории  нового  американского  флота  захват  вражеского  корабля, совершённый  благодаря  умелым  действиям  капитана  Стефена  Декатура. В  течение  последующих  2 – х  лет  существенные  выходы  в  море  возрождающегося  американского  флота  заставили  французское  правительство  отказаться  от  захвата  торговых  кораблей, а  Декатур  прославился, как  герой.


Рассказать  эту  давнюю  историю  помогла  тарелка  из  моей  коллекции  маринистики. Изготовлена  она  в  Англии, на  её  обратной  стороне – клеймо  фирмы  Альфреда  Меакина  из  Ханлей, Сток – он – Трента. Историческое  событие, которое  описано  выше, запечатлено  техникой  медной  гравировки. Такие  тарелки  с  различными  морскими  сценами  выпускались  под  общим  названием  «Огненные  ветры»  («Fair  Winds»). Изготовлена  она  в  1940 – 50 – е  годы.

Примечания:  Джон  Бэрри  (1745 – 1803)  - морской  офицер  Континентального  американского  флота  во  время  Революции, позже – коммодор  военно – морского  флота  Америки, получивший  это  звание  от  президента  Джорджа  Вашингтона  в  1797  году. Считается  «Отцом  американского  флота»  и  знаменит  также, как  и  Джон  Пол  Джонс.
                Стефен  Декатур  (1751 – 1808) – капитан  американского  военно – морского  флота, участник  Революции  1775  -  1783  годов  и  Квази – войны  с  Францией. Отец  знаменитого  героя  Стефена  Декатура II, прославившегося  в  Берберийских  войнах.
                Квази – война  -  «квази» - «как – бы», необъявленная  война  Америки  с  Францией, корабли  которой  грабили  торговые  суда.

5  -  8  мая  2019  года.                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии
Хорошо, когда у страны есть такие инициативные капитаны, не боящиеся принимать самостоятельные решения и готовые к Поступку. Хуже, когда капитаны выполняют свой долг с оглядкой на далёкое начальство.
Здоровья, Вячеслав, и всего самого доброго!
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   15.05.2019 20:58     Заявить о нарушении
Виктор! Спасибо Вам за постоянное внимание и отзывы.С признательностью и уважением,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   16.05.2019 11:29   Заявить о нарушении