1. Будьте как дети

Где живет Свобода?

   И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.
И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
                (Лк. 4, 16 -20)


1. Будьте как дети

1.1 Первые свободы

   Мы, жители этого мира, обитатели планеты Земля, однажды появляемся на свет Божий – рождаемся. Рождаемся, делаем первый вдох, и воздух свободно проходит через наши органы дыхания и свободно наполняет наши легкие. С первым криком, первым звуком мы наполняем свободное воздушное пространство и первое наше слово (М-а-а-а…)(16) свободно распространяется во все стороны, долетая до ушей заботливой мамы. Когда же маленький ребенок впервые открывает глаза, он свободно видит все вокруг. Ну а когда малыш делает первый шаг, он обретает для себя новую свободу - перемещаться.
   Чудо! Чудо рождения ребенка! Это первые шаги нашего бытия: такие привычные, обыденные и удивительные! Перед нами открывается целый мир, который подарил нам Господь как результат Своего свободного волеизъявления. Он подарил человеку тело и душу живую, вдохнув в нас жизнь и наделив свободой воли, свободой мысли и свободой передвижения (наше тело).

__________
(16) Маленькое открытие: вот откуда взялось слово «мама»! В том, что «мама» есть первое слово человека, можно убедиться в результате простого эксперимента, который легко может проделать каждый. Для этого нужно закрыть рот, затем начать произносить любой гласный звук и, не замолкая, открыть рот. Вот так: «Мм-а-а-а…». Слышите? Какие звуки ни выбирай, все равно получится: «М-а-а-а…»!



1.2 Среда обитания свободы

   Но, обратите внимание: для того, чтобы звук свободно распространялся от голосовых связок младенца до ушей мамы, нужна специальная среда – воздух, а не пустота, вакуум. Для того чтобы воздух свободно наполнял наши легкие, нужны специальные воздуховоды – органы дыхания. А для того, чтобы человек мог свободно видеть, нужен не только глаз, орган зрения, а еще и свет – среда обитания свободы видения. Соответственно, для свободного перемещения человеку необходима поверхность. Причем не любая, а обладающая вполне определенными характеристиками. Т.е., опять же, для реализации и этой свободы (перемещения) необходима специальная среда. Хотя, казалось бы: где может быть свободнее, чем в пустоте?!
    Так же и душу человеческую Бог сотворил свободной, совершенной: способной легко «дышать», ясно «видеть» и чутко «слышать». А средой обитания, «воздухом» для души, Господь даровал Свою Любовь.
    Некоторое подобие такой Любви, таких отношений первозданной Свободы, мы можем видеть на примере маленького ребенка и его родителей, которые живут в атмосфере взаимной Любви. Мама и папа для малыша – это высшие существа, в которых он непререкаемо, незыблемо, безусловно верит, не допуская и тени сомнения. Как родители для ребенка, так и маленький человечек для них – самое дорогое, что только есть на свете. В момент опасности или даже просто так(17) малыш, ведомый Любовью(18), летит в объятия мамы, широко расставив ручки. И, только оказавшись у ее сердца, чувствует себя счастливым и полностью свободным. Со стороны мы можем наблюдать эту чудесную картину – атмосферу взаимной Любви – среду обитания взаимоотношений родителей и ребенка. Прекраснее этого зрелища вряд ли можно что себе представить!
    Согласитесь, что именно это состояние хочется назвать состоянием Свободы для малыша. А эту атмосферу Любви так и хочется назвать Царством Божиим. Таким образом, мы видим, что наивысшая Свобода для маленького ребенка может быть обретена только под крылом заботливой мамы.
    Полагаю, что именно на этом примере мы можем живьем видеть некую аналогию отношений первых людей и Бога до грехопадения.

    Мы, родители, хотим видеть наших детей только в атмосфере Любви. А Бог?

    В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;(Мф. 18, 1-3)

    Конечно же, и Господь хочет видеть нас такими же любящими детьми, вовсе не помышляющими о том, «кто больше?»

__________
 (17) Просто так, для информации: есть замечательный мультфильм с названием «Просто так». В нем за «просто так» тоже стоит Любовь. Мультипликационный фильм «Просто так», Союзмультфильм, 1976 г.
 (18) Думаю, что каждый человек может вспомнить моменты из своей жизни, когда он был ведом Любовью: женихи и невесты, родители и дети, бабушки, дедушки, внуки и т.д.



1.3 Как разрушить свободу?

    Что же будет, если ограничить свободу перемещения звука, воздуха и света? Что будет, если на их пути появятся препятствия?
    Если заткнуть уши – мы не услышим. Если закрыть глаза – не увидим. А если перекрыть пути доступа воздуха – не сможем дышать. Это крайние случаи. Если же хоть немного прикрывать пути доступа, мы сразу почувствуем: что-то не так – и дышать тяжело, и слышно плохо, и не разглядеть ничего.
    Когда же это происходит с нами? Когда мы болеем, когда нам худо. Когда нарушаются пути свободного доступа воздуха, звука, света, мы сразу же чувствуем, что стали несвободными, неполноценными. Мы физически ощущаем состояние несвободы и сразу же хотим как можно скорее вернуть себе здоровье – вернуться к той, изначально дарованной Богом Свободе.
    Еще недавно рожденный маленький человек уже с первых месяцев, если ни дней, на Земле, узнаёт: что такое плач, боль, болезнь, страдание. Человек знакомится с состоянием, которое он сам чувствует и считает для себя ненормальным, неестественным. Человек чувствует, что ему плохо, что он потерял свободу. Он понимает: происходит какая-то ошибка. Ведь он создан и призван не для того, чтобы болеть. Что же делать при потере свободы?


1.4 Как лечить «больную» свободу?

    Что же мы делаем, как только заболеваем? Если какой-то один или несколько наших органов оказываются ограниченными в привычной для них среде обитания, т.е. когда нарушается их свобода, мы вызываем врача, который выписывает нам курс лечения. Далее мы исполняем предписания врача, и постепенно наш больной орган опять начинает свободно работать. Он снова функционирует так, как и задумано. И никто не сомневается, что задуман наш орган здоровым, а не больным.


1.5 Так задумано

   Проанализировав свободы различных систем человеческого организма, мы выявили, что конкретная свобода всегда существует в своей конкретной среде обитания. Так: для системы дыхания среда – воздух; для системы видения – свет; для системы слышания – звук (звуковая волна, перемещающаяся в воздухе, воде или иной среде) и т.д. Даже при беглом взгляде мы видим, что каждая такая система и ее среда обитания объединены некой идеей, замыслом. За каждым таким тандемом (система – среда) стоит хорошо продуманный процесс их взаимодействия. И если этот процесс взаимодействия происходит в идеальном согласии с задумкой разработчика, то будем считать, что процесс происходит легко и свободно. Т.е. без всяких помех и затруднений. Все идет как задумано! Если же процесс не полностью соответствует задуманной идее, то будем считать, что нарушена свобода, легкость воспроизведения этого процесса. И в этом случае полная свобода, соответствующая истинному, идеальному положению вещей, задумке, не реализуется. Таким образом, на основе анализа нескольких примеров свобод мы пришли к некому обобщенному пониманию свободы, которое поможет нам в дальнейших рассуждениях. Попытаемся сформулировать нащупанное нами определение понятия свободы.
 
       Свобода – это идеальная реализация задуманного творцом(19) процесса взаимодействия.

 __________
 (19) Здесь под творцом подразумевается в том числе и человек, занимающийся любым творчеством.


1.6 А мы хотим, как поросята, хрюкать! (20)

    А может все вовсе не так? «Как можно так суживать понятие свободы только конструкцией, только идеей? – вещает нам и сегодня либеральное мышление. – Истинная свобода не может быть такой узкой, истинная свобода – безгранична!»
   Хорошо, предположим, что безгранична. Тогда давайте пофантазируем: наденем либеральные очки и раздвинем рамки нашей свободы. Попробуем придумать другого, более свободного человека.
    Человек стоит и ходит только на ногах. Так придумал Бог. А ведь можно предложить тысячи иных вариантов! Можно попробовать ходить на голове, на руках, на бровях, на веках, на носу, на копчике, на гландах, языке, на любом из множества волос. Почему вообще – ходить? Кто сказал, что мы должны ходить? Может, нам лучше по-пластунски?
    Бог придумал для нас сон и положил отдохнуть, но почему опять только лежа? Можно попробовать научиться спать как гуси – на одной ноге. А почему бы не расширить свободу и не освоить сон, стоя на левом глазу? А может быть, свободно отказаться от сна? Или наоборот – отказаться от бодрствования?
    Бог подарил нам ясное небо над головой и погрузил в океан чистого воздуха. Но почему бы не поселиться в какой-нибудь морской лагуне, на глубине? Или на планете Хануд галактики Кин-Дза-Дза?(21)

         Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
         Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
        А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
         Мы хотим, как лягушата, квакать!»(22)

…Мне кажется, примеров уже достаточно, чтобы согласиться с тем, что такое понимание свободы неминуемо ведет нас к саморазрушению и в итоге – к гибели. А неуклонное следование задумке – ходить именно на ногах и дышать воздухом – дает нам истинную свободу перемещения на Земле (т.е. в рамках задуманного о нас).
    Поэтому приходим к выводу, что свобода – это идеальная реализация задуманного Творцом процесса. И реализовываться она может только в рамках задуманного. А как только мы самовольно выходим за рамки задуманного о нас, то не только не обретаем призрачную свободу, но все более теряем ее – движемся к погибели. «Но тогда мы все – роботы, – скажет нам либерал. – Тогда у человека «никакой свободишки нет, теснят всем, отовсюду»(23), и вообще он – запрограммированная машина».
   
    Имеет ли право на существование такая точка зрения? И где же действительно рамки нашей свободы?

 __________
 (20) К. Чуковский. «Мойдодыр(Путаница)». – СПб.: «Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 64 с.
 (21) – Вовка, ты так не шути. Здесь кислорода два процента от нормы. Из к/ф Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза», «Мосфильм». 1986 г.
 (22) К. Чуковский. «Мойдодыр(Путаница)». – СПб.: «Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999. – 64 с.
 (23) Даль В.И. Толковый словарь. Web. http://sovardalja.net


1.7 Чем ограничена свобода человека?

…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1 Кор. 2, 9)

    Таким образом, границы нашей свободы – это тайна, которая может быть приоткрыта только любящим. Оказывается, что только в Любви может существовать истинная Свобода. Значит: именно Любовь и есть среда обитания человеческой Свободы! А где нет Любви, там нет и Свободы.
    Да столь ли важно, имеет ли наша свобода некие рамки или нет? Ведь главное, что она определяется нашим любящим Отцом! И в ответ на вопрос: «Есть ли границы у нашей свободы?», можно задать иной: «Есть ли границы у Любви? Есть ли границы у Бога?» И с этой точки зрения прав оказывается либерал: «Человеческая Свобода – безгранична»! Если только ограниченный человек не станет ее ограничивать своим ограниченным мышлением, забывая о том, что среда обитания человеческой Свободы - Любовь. А эта Любовь и есть всеведущий, премудрый, всемогущий, безграничный, безмерный, непостижимый Бог: так как «…Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8).
    Так как мы выяснили, что свобода любого процесса всегда определяется идеей, задумкой изобретателя, следовательно и наша человеческая свобода определяется задумкой Творца о нас.


1.8 Определение человеческой Свободы

   В результате наших исследований мы можем дополнить определение свободы теперь уже в приложении к человеку.


 *** Человеческая Свобода – это идеальная реализация задуманного Творцом процесса жизнедеятельности человека в атмосфере Любви.

    А так как Любовь – это Бог, значит, мы живем в Боге, в лоне Его Любви. И жизнь наша только тогда может быть свободной, истинной и полноценной, когда она наполнится Любовью, наполнится Богом: когда мы обратимся и научимся любить.

    Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Ин. 4, 7-8)


1.9 Самая страшная болезнь

   Самая страшная болезнь на Земле это не когда человеку тяжело дышать, плохо видно или трудно передвигаться, а когда человек теряет Любовь: перестает чувствовать Любовь Творца к нему и свою ко Творцу, перестает чувствовать Любовь к жене, родителям, детям, друзьям, ко всем родным и близким, ко всем людям, ко всему творению Божию. Человек, продолжая находиться на ладони у Бога, перестает чувствовать тепло, исходящее от нее. Т.е. человек перестает быть человеком, он заживо умирает, он – живой труп.

    На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт…? (Иов. 3, 20-23)

    С какой же болью может сравниться крик души Иова, когда он перестал чувствовать Любовь Божию? Ни о какой свободе речь вообще больше не идет. Он не может «пошевелить и пальцем». Он потерял Любовь и вместе с ней все, даже себя. Он чувствует, что уже умер, так как душа его вне Любви, вне Бога. Он ощутил богооставленность.
    В этом месте Библии пред нами приоткрывается самая главная свобода человека, без которой все остальные свободы просто прах, пыль, ничто. И эта свобода, определяющая все для человека и его самого, есть свобода отношений со Творцом. Без этой свободы, без Бога, без Любви человека просто нет.
    Чем же и как лечить эту самую страшную болезнь на Земле? Как вернуть человеку Свободу? Кто врач? Какие предписания надо выполнять для лечения? Излечима ли вообще эта болезнь? Давайте попробуем разобраться со всеми этими вопросами.
    Немного выше мы выяснили, что только конструктор-разработчик, изобретатель лучше всего знает, каким бы он хотел видеть свое детище, какими способностями и свободами наделил его. Так почему бы нам не попытаться проникнуть в задумку Творца о нас? Что же задумал о нас Бог? Какими нас создал? Чего ждал и ждет от нас? Создал ли Он нас свободными? Ведь мы уже выяснили, что несвободны, так как люди все время ищут свободу! А может, мы сами потеряли или разрушили ее? Откуда мы можем узнать об этом? Для этого обратимся к Священному Писанию, к словам Самого Бога, к откровениям, донесенным до нас пророками.


Рецензии