К открытию Президентской библиотеки в Баку

   Не претендуя на почетное звание эксперта, позволю себе, высказать свою точку зрения по поводу  использования помещения армянской  церкви.  Прежде всего, немного истории.  Армянский собор Св. Григория Лусаворича  был построен  на Парапете  в 1871 году .  Это место было вначале предложено для строительства русского православного Александро-Невского собора , но размер  площади не соответствовал масштабам предполагаемого строения. Кроме того, в традициях православных церквей и кладбищ  располагаться на возвышенностях.
 В 1869 году  Бакинский  военный губернатор  Михаил  Петрович Колюбакин (1811-1872)      отвел этот участок земли для второй в городе  армянской церкви.  Архитектором этого здания  стал старший брат Бакинского губернского и городского архитектора К.Г. Гиппиуса , свободный художник Отто Густавович (1826-1883). Будучи внуком лютеранского пастора, он  большую часть своей жизни посвятил созданию архитектурного стиля религиозных храмов. Первую лютеранскую  церковь Св. Карла он построил в Ревеле (Таллин). Второй его работой стало здание армянской церкви в Баку. В 1873-77 годах в ограде этого собора были построены церковно-приходская школа, библиотека и постройки под жилища Епархиального церковного начальства.  В 1888 году на соборе были установлены колокола. Позже  рядом было построено здание  армянского человеколюбивого общества, где расположилась библиотека.
Еще свежи в памяти варварские  методы разрушения церквей и мечетей коммунистами. Известно,что армяне разрушили мечеть в Ереване. Мы поступили разумнее: сохранили здание , как часть Истории Города. Поэтому, реставрация находящегося в центре города Баку комплекса зданий и размещение  там Библиотеки ( не дискотеки,  не ресторана ,а рассадника  просвещения!) считаю вполне приемлемым и цивилизованным.
Как-то об армянах я не беспокоюсь. Хочется надеяться, что они смогут появиться когда-нибудь здесь в виде туристов. И тогда можно им рассказать их же историю.
    По воспоминаниям  Протоиерея Бакинского Александра Ивановича  Юницкого  (книга «История церквей и приходов Бакинской губернии», 1905 год) тогда  в начале 19 века, армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане . Те и другие жили между собой ладно. Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд , предаваясь воле Божьей, проживал смирно  и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг. Бакинцы вели очень нравственную жизнь. На весь город была только одна гостиница (ее содержал русский) и один духан (кабак, продающий спиртное), который содержал армянин. Однако войти в него каждый боялся и стыдился. В летнее время все безбоязненно спали с открытыми  окнами «.
В 1851 году действительный статский советник, управляющий  таможенной  конторой и большой знаток Баку Козьма Федорович Спасский-Автономов(1807-1900) писал: « Население  в Баку составляет 7431 человек. Из них 405-армяне (283 - мужского пола), которые, тем не менее , имеют свою церковь Св.Богородицы». Эта церковь расположилась слева от Девичьей  башни и была  построена армянами в  1799 году , после взятия Баку русскими.
  19 апреля 1853 года - великая ночь Пасхи. »Гремят пушки.  Все собрались в трех храмах: православные , католики и лютеране вместе в двух православных , армяне-григориане , особо, в своей церкви Св. Богородицы.  Вокруг слышатся приветствия: Христос Воскресе! Мусульмане тоже поздравляют нас»- пишет Спасский-Автономов.   
     22 октября 1859 года  в  Баку было  введено губернское правление , а 6 декабря    Указом Александра II   Баку  получил степень губернского города. Баку оживился.  В город потянулись русские сектанты (молокане ,скопцы и др.), мелкие лавочники, купцы, ремесленники. Наплыв «всякого рода людей» был интенсивным. Из Кубы, Шемахи, Ленкорани  и Персии - мусульмане.  Из  Тифлиса, Турции и Персии целыми тысячами приезжают армяне, которые включаются интенсивно в торговлю и  в ростовщи;чество .  Среди них  Погос Овсепович Тер-Гукасян, Ованнес Минасович Мирзоян, Кукуджанян, Бабанасянц, Братья Саркисянцы, Александр Ованесович Машташянц,  К.Лалаян, А. Неркарарян (Красильников) и др. Армяне всегда имели несколько разных имен,  чтобы всегда оказаться в нужное время, в нужном месте.
     Губернатор М.Колюбакин не проявлял, подобно своему брату Николаю Николаевичу ( Кутаисскому военному губернатору  и прообразу  Грушницкого в поэме М. Лермонтова « Княжна Мэри»),  открытую неприязнь к армянам.  Но уже в 1865 году создал секретный стол, осуществлявший надзор за деятельностью армян в Баку.  В сохранившихся документах исторического архива Азербайджана есть сообщение от 9 декабря 1866 года  -» о появившейся в уезде в продаже папиросной бумаги с изображением армянского царства».А в 1867 году Колюбакин поручил  учрежденному Губернскому Жандармскому Управлению   «ежегодно  составлять  сведения  «о движение армян, принадлежащих к тайному политическому обществу».
    В 1883 году по поручении» московского купца Тимофея Саввовича, владельца «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова , сына и К»  торговец А.Макаров  посетил с целью изучения состояния торговли Тифлис, Эривань , Баку и Константинополь. Увиденное его обескуражило. В своем отчете он пишет: «Общий вывод   к которому я пришел внимательно  вглядываясь в настоящее положение Закавказья, заключается в глубоком убеждении ,что этот богатейший по своим естественным богатствам край поставлен в чрезвычайно невыгодные экономические условия вследствие того, что вся промышленность края эксплуатируется армянами, захватившими в свои руки всю торговлю и стремящимися в настоящее время присвоить себе и  политику в крае,  стараясь занимать там административные посты,  а между тем едва ли можно рассчитывать, чтобы они в должной мере служат русским национальным интересам».
      Изучив ситуацию в Баку, Макаров пишет:» Составляя ядро городского населения и имея в руках своих всю торговлю, даже скажу более -всю экономическую судьбу края, армяне ревниво охраняют занятые ими позиции ,стараясь по возможности закрепить настоящее положение вещей. Армянин –скупщик  для Закавказья   то же,  что еврей -шинкарь в западных губерниях. Разница лишь в том , что обобранный шинкарем крестьянин пропивает последнее, а обобранный армянином татарин делается разбойником».
     Из материалов жандармского управления:  1885 год о закрытии армянских училищ; 1886- о наблюдении за армянскими благотворительными обществами; 1891- о несоблюдении  армянами царских  и праздничных дней; о воспрещении постановки на сцене армянской трагедии» Вартакац Патераги» ; о наблюдении  за  армянским искусством и проверке оснований и цели их;  высылке из Закаспийской области на родину армян; 1892 –о наблюдении за армянами  по поводу сношения их с турецкими единоплеменниками; об истребовании от уездных начальников списков лиц, принадлежащих к армянскому -политическому движению; конфиденциальное  письмо  вице- директора  канцелярии Главнокомандующего на Кавказе о стремлении  бакинских  армян к объединению и о действиях, в связи с этим, местных властей; 1893- сообщение  Жандармского управления  губернии  о появлении в Бакинском порту флага древней Армении с крестом ;1892 - о произношении ругательских слов против России и русского народа во время праздника армянами в селении Рушан-кент ;  1895 году – о тайном армянском политическом обществе; 1895- об обвинении в Балаханах  Осипа Бегляранца за неприличные слова против священных особ Императора  и Императрицы; 1895- о сборе подписей среди кавказских армян по поводу беспорядков в  турецкой армении ; 1895- о продаже в Геокчае армянских календарей; 1896- о надзоре за армянской церковью и школой; 1896 - о появлении у некоторых торговцев Геокчая в продаже армянских календарей, отпечатанных с разрешения каталикоса ; 1896- об изъятии из обращения в продаже картин развалин Армении (Плач Армении! и Слава Армении!) . В этот год много армян привлекались в штрафу » за произношение  оскорбительных слов и неприличных выражений против священной  особы Государя Императора Николая 11».; 1898 – об имуществе армяно-григорианской церкви;  по вопросу образования  в городе Баку синдиката капиталистов–армян с целью систематической закупки земель по всему Закавказью.;1899- о  наказании служащего канцелярии Бакинского губернатора Тер-Карапетова  за критику российского правительства по армянскому вопросу. В 1901 году в феврале  предлагалось армянам –беженцам вернуться в Турцию; в ноябре 1901 года Главнокомандующий гражданской частью  на Кавказе издал  циркуляр, где было предписано  немедленно  высылать за пределы России  армян-переселенцев из Турции. 1903-  о недопущении в издающихся в Баку газетах  статей по возбуждению вопроса о праздновании в 1903 году при участии всех армянских народных учреждений 1600 -летия существования  Эчмиадзинского патриаршего престола;   
    Б. Армянский собор на б. Колюбакинской площади (Парапет) должен   напоминать  нам и о сабунчинском жителе, мусульманине Бабаеве, убитого там в солнечный  воскресный день  6 февраля 1905 года   членами партии «Дашнакцутюн». Это была  провокация  армян,  жертвами которой   стало  много  невинных  людей разных национальностей.
    Там же был убит Бакинский губернатор Князь Михаил Александрович  Накашидзе, приговоренный  к смерти армянами еще в 1903 году. Тогда  Высочайшим повелением от 12 июня было принято решение о проведении ревизии армяно-григорианских церквей и передаче ее имуществ , включая церковные школы, в ведение гражданских властей. Это было связано с тем, что к тому времени для всех было ясно, что финансирование армян-террористов осуществляется через центр армянской церкви - Эчмиадзин. Он же служил и главным складом оружия и взрывоопасных веществ.
Главой этой акции был назначен  бывший в то время вице- губернатором Ириванской губернии   Князь  Накашидзе. Тогда же было  нападение на Главнокомандующего на Кавказе Князя Голицына, а Закавказский Комитет армянской федерации предупредил, что такая участь  постигнет Елисаветпольского вице-губернатора Андреева, уездного начальника Богуславского, полицейского Сахарова , пристава Джамгарова , Шрамкевича и др. И все эти угрозы были приведены в исполнение в 1904 году.
    11 мая 1905 года  на углу Воронцовской (Азизбекова) улице, рядом с армянским собором    около трех часов  дня  в фаэтон, на котором ехал   Бакинский губернатор  Князь Накашидзе  в сопровождении своего есаула  Захария Такайшвили  , был  брошен разрывной снаряд , взрывом которого на месте был убит князь и эсаул. Кучера Мешади Азиз Ибрагим-оглы отбросило и 18 мая он скончался. Были убиты прохожие Мешади Касум Али-оглы и Гасан Кулам Мирза-оглы . Ответственность за этот взрыв взял на себя Центральный комитет армянской партии «Дашнакцюутюн»,  члены  которой    выскочили из здания армянской церкви.
   На мой взгляд,  в библиотеке необходимо сделать историческую  выставку,    на которой документально  будет представлена  деятельность  неправедные дела  армянской церкви. В Истории редко бывает что-то новое. Она просто повторяется.

      
газета "Вышка".2006г.


Рецензии