К открытию Президентской библиотеки в Баку
В 1869 году Бакинский военный губернатор Михаил Петрович Колюбакин (1811-1872) отвел этот участок земли для второй в городе армянской церкви. Архитектором этого здания стал старший брат Бакинского губернского и городского архитектора К.Г. Гиппиуса , свободный художник Отто Густавович (1826-1883). Будучи внуком лютеранского пастора, он большую часть своей жизни посвятил созданию архитектурного стиля религиозных храмов. Первую лютеранскую церковь Св. Карла он построил в Ревеле (Таллин). Второй его работой стало здание армянской церкви в Баку. В 1873-77 годах в ограде этого собора были построены церковно-приходская школа, библиотека и постройки под жилища Епархиального церковного начальства. В 1888 году на соборе были установлены колокола. Позже рядом было построено здание армянского человеколюбивого общества, где расположилась библиотека.
Еще свежи в памяти варварские методы разрушения церквей и мечетей коммунистами. Известно,что армяне разрушили мечеть в Ереване. Мы поступили разумнее: сохранили здание , как часть Истории Города. Поэтому, реставрация находящегося в центре города Баку комплекса зданий и размещение там Библиотеки ( не дискотеки, не ресторана ,а рассадника просвещения!) считаю вполне приемлемым и цивилизованным.
Как-то об армянах я не беспокоюсь. Хочется надеяться, что они смогут появиться когда-нибудь здесь в виде туристов. И тогда можно им рассказать их же историю.
По воспоминаниям Протоиерея Бакинского Александра Ивановича Юницкого (книга «История церквей и приходов Бакинской губернии», 1905 год) тогда в начале 19 века, армян в Баку почти не жило, хозяйничали одни русские и мусульмане . Те и другие жили между собой ладно. Жители Баку отличались миролюбием и благочестием. Православный служебный люд , предаваясь воле Божьей, проживал смирно и тихо при постах своей службы и строго охранял свой семейный очаг. Бакинцы вели очень нравственную жизнь. На весь город была только одна гостиница (ее содержал русский) и один духан (кабак, продающий спиртное), который содержал армянин. Однако войти в него каждый боялся и стыдился. В летнее время все безбоязненно спали с открытыми окнами «.
В 1851 году действительный статский советник, управляющий таможенной конторой и большой знаток Баку Козьма Федорович Спасский-Автономов(1807-1900) писал: « Население в Баку составляет 7431 человек. Из них 405-армяне (283 - мужского пола), которые, тем не менее , имеют свою церковь Св.Богородицы». Эта церковь расположилась слева от Девичьей башни и была построена армянами в 1799 году , после взятия Баку русскими.
19 апреля 1853 года - великая ночь Пасхи. »Гремят пушки. Все собрались в трех храмах: православные , католики и лютеране вместе в двух православных , армяне-григориане , особо, в своей церкви Св. Богородицы. Вокруг слышатся приветствия: Христос Воскресе! Мусульмане тоже поздравляют нас»- пишет Спасский-Автономов.
22 октября 1859 года в Баку было введено губернское правление , а 6 декабря Указом Александра II Баку получил степень губернского города. Баку оживился. В город потянулись русские сектанты (молокане ,скопцы и др.), мелкие лавочники, купцы, ремесленники. Наплыв «всякого рода людей» был интенсивным. Из Кубы, Шемахи, Ленкорани и Персии - мусульмане. Из Тифлиса, Турции и Персии целыми тысячами приезжают армяне, которые включаются интенсивно в торговлю и в ростовщи;чество . Среди них Погос Овсепович Тер-Гукасян, Ованнес Минасович Мирзоян, Кукуджанян, Бабанасянц, Братья Саркисянцы, Александр Ованесович Машташянц, К.Лалаян, А. Неркарарян (Красильников) и др. Армяне всегда имели несколько разных имен, чтобы всегда оказаться в нужное время, в нужном месте.
Губернатор М.Колюбакин не проявлял, подобно своему брату Николаю Николаевичу ( Кутаисскому военному губернатору и прообразу Грушницкого в поэме М. Лермонтова « Княжна Мэри»), открытую неприязнь к армянам. Но уже в 1865 году создал секретный стол, осуществлявший надзор за деятельностью армян в Баку. В сохранившихся документах исторического архива Азербайджана есть сообщение от 9 декабря 1866 года -» о появившейся в уезде в продаже папиросной бумаги с изображением армянского царства».А в 1867 году Колюбакин поручил учрежденному Губернскому Жандармскому Управлению «ежегодно составлять сведения «о движение армян, принадлежащих к тайному политическому обществу».
В 1883 году по поручении» московского купца Тимофея Саввовича, владельца «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова , сына и К» торговец А.Макаров посетил с целью изучения состояния торговли Тифлис, Эривань , Баку и Константинополь. Увиденное его обескуражило. В своем отчете он пишет: «Общий вывод к которому я пришел внимательно вглядываясь в настоящее положение Закавказья, заключается в глубоком убеждении ,что этот богатейший по своим естественным богатствам край поставлен в чрезвычайно невыгодные экономические условия вследствие того, что вся промышленность края эксплуатируется армянами, захватившими в свои руки всю торговлю и стремящимися в настоящее время присвоить себе и политику в крае, стараясь занимать там административные посты, а между тем едва ли можно рассчитывать, чтобы они в должной мере служат русским национальным интересам».
Изучив ситуацию в Баку, Макаров пишет:» Составляя ядро городского населения и имея в руках своих всю торговлю, даже скажу более -всю экономическую судьбу края, армяне ревниво охраняют занятые ими позиции ,стараясь по возможности закрепить настоящее положение вещей. Армянин –скупщик для Закавказья то же, что еврей -шинкарь в западных губерниях. Разница лишь в том , что обобранный шинкарем крестьянин пропивает последнее, а обобранный армянином татарин делается разбойником».
Из материалов жандармского управления: 1885 год о закрытии армянских училищ; 1886- о наблюдении за армянскими благотворительными обществами; 1891- о несоблюдении армянами царских и праздничных дней; о воспрещении постановки на сцене армянской трагедии» Вартакац Патераги» ; о наблюдении за армянским искусством и проверке оснований и цели их; высылке из Закаспийской области на родину армян; 1892 –о наблюдении за армянами по поводу сношения их с турецкими единоплеменниками; об истребовании от уездных начальников списков лиц, принадлежащих к армянскому -политическому движению; конфиденциальное письмо вице- директора канцелярии Главнокомандующего на Кавказе о стремлении бакинских армян к объединению и о действиях, в связи с этим, местных властей; 1893- сообщение Жандармского управления губернии о появлении в Бакинском порту флага древней Армении с крестом ;1892 - о произношении ругательских слов против России и русского народа во время праздника армянами в селении Рушан-кент ; 1895 году – о тайном армянском политическом обществе; 1895- об обвинении в Балаханах Осипа Бегляранца за неприличные слова против священных особ Императора и Императрицы; 1895- о сборе подписей среди кавказских армян по поводу беспорядков в турецкой армении ; 1895- о продаже в Геокчае армянских календарей; 1896- о надзоре за армянской церковью и школой; 1896 - о появлении у некоторых торговцев Геокчая в продаже армянских календарей, отпечатанных с разрешения каталикоса ; 1896- об изъятии из обращения в продаже картин развалин Армении (Плач Армении! и Слава Армении!) . В этот год много армян привлекались в штрафу » за произношение оскорбительных слов и неприличных выражений против священной особы Государя Императора Николая 11».; 1898 – об имуществе армяно-григорианской церкви; по вопросу образования в городе Баку синдиката капиталистов–армян с целью систематической закупки земель по всему Закавказью.;1899- о наказании служащего канцелярии Бакинского губернатора Тер-Карапетова за критику российского правительства по армянскому вопросу. В 1901 году в феврале предлагалось армянам –беженцам вернуться в Турцию; в ноябре 1901 года Главнокомандующий гражданской частью на Кавказе издал циркуляр, где было предписано немедленно высылать за пределы России армян-переселенцев из Турции. 1903- о недопущении в издающихся в Баку газетах статей по возбуждению вопроса о праздновании в 1903 году при участии всех армянских народных учреждений 1600 -летия существования Эчмиадзинского патриаршего престола;
Б. Армянский собор на б. Колюбакинской площади (Парапет) должен напоминать нам и о сабунчинском жителе, мусульманине Бабаеве, убитого там в солнечный воскресный день 6 февраля 1905 года членами партии «Дашнакцутюн». Это была провокация армян, жертвами которой стало много невинных людей разных национальностей.
Там же был убит Бакинский губернатор Князь Михаил Александрович Накашидзе, приговоренный к смерти армянами еще в 1903 году. Тогда Высочайшим повелением от 12 июня было принято решение о проведении ревизии армяно-григорианских церквей и передаче ее имуществ , включая церковные школы, в ведение гражданских властей. Это было связано с тем, что к тому времени для всех было ясно, что финансирование армян-террористов осуществляется через центр армянской церкви - Эчмиадзин. Он же служил и главным складом оружия и взрывоопасных веществ.
Главой этой акции был назначен бывший в то время вице- губернатором Ириванской губернии Князь Накашидзе. Тогда же было нападение на Главнокомандующего на Кавказе Князя Голицына, а Закавказский Комитет армянской федерации предупредил, что такая участь постигнет Елисаветпольского вице-губернатора Андреева, уездного начальника Богуславского, полицейского Сахарова , пристава Джамгарова , Шрамкевича и др. И все эти угрозы были приведены в исполнение в 1904 году.
11 мая 1905 года на углу Воронцовской (Азизбекова) улице, рядом с армянским собором около трех часов дня в фаэтон, на котором ехал Бакинский губернатор Князь Накашидзе в сопровождении своего есаула Захария Такайшвили , был брошен разрывной снаряд , взрывом которого на месте был убит князь и эсаул. Кучера Мешади Азиз Ибрагим-оглы отбросило и 18 мая он скончался. Были убиты прохожие Мешади Касум Али-оглы и Гасан Кулам Мирза-оглы . Ответственность за этот взрыв взял на себя Центральный комитет армянской партии «Дашнакцюутюн», члены которой выскочили из здания армянской церкви.
На мой взгляд, в библиотеке необходимо сделать историческую выставку, на которой документально будет представлена деятельность неправедные дела армянской церкви. В Истории редко бывает что-то новое. Она просто повторяется.
газета "Вышка".2006г.
Свидетельство о публикации №219050801826