запасливый поползень

Однажды я оказался в артели, которая подрядилась на заготовку кедрового ореха. Много чего интересного об этом можно рассказать, и как-нибудь расскажу, а пока о поползне – птахе короткохвостой, хитроватой и весьма сообразительной.

В первый же день работы я сдуру так прикладывался колотом* по стволам, что отбил кость на руке, и она всю ночь не давала уснуть. Вроде бы и не очень болит, а ноет, не знаешь, куда деть. Успокаивалась, если держать навису. Я уж подумал, что придется сваливать домой: зачем ребятам инвалид и лишний рот? Но они предложили остаться, денек переждать, авось все пройдет. Я и остался.

Сентябрь в Забайкалье – месяц особый. Ночью и утром легкие заморозки, а днем солнышко пригревает, да так, что можно и позагорать. Я так и сделал. Вынес ватное одеяло на ступеньки зимовья, снял рубаху и растянулся, подставив солнышку потревоженную руку. «Лечи, Светило, - попросил. – Ты все умеешь».

Перед зимовьем вымахала огромная сосна – двоим не   охватить.  По веткам и стволу металась белка, ругала меня истошно и зло, словно я выкрал из ее дупла запасенный корм. Или предполагала, что   выкраду. Пошевелю ногой, рукой – ругается еще пуще, и голос такой, будто железным прутиком по листу железа скребут.

Долго белка бранилась, но, наконец, успокоилась. Видно, устала. И я обратил внимание на поползня, снующего в трех-пяти метрах от меня. Оказывается, он что-то подбирал с земли и размещал находку в коре пня. Я догадался: запасается на зиму. И решил помочь птахе. Покрошу кедровые орешки, сложу их на ступеньку.

 Поползень тут же сообразил – стал таскать их сначала в пень, а потом (наверное, заполнил закрома в пне) под кору ствола сосны. И так старался, так спешил, будто на птичьей раскомандировке повышенные обязательства на себя взял.

Я попробовал приблизить к себе птаху – стал класть орешки на сапог. Это его нисколько не смутило: хватит кроху - и на ствол. Стал поближе выкладывать, еще поближе, еще… И вдруг как отрезало! На расстоянии вытянутой руки перестал брать. Чуть отодвинул орешки, опять берет. «Ну, и глазомер у тебя, братец, - говорю ему. – Только зря не веришь, я тебе ничего плохого не сделаю».
 
 И еще подумал: а ведь вряд ли трудяга вспомнит зимой, где оставил свои закрома.  Зато покормится из других закромов: они же, поползни, небось, все теперь занимаются одним делом. Выходит, у них давно уже социализм.

*колот – деревянный молот с рукояткой из жерди.


Рецензии
В Забайкалье находилась всего четыре года, но на всю оставшуюся хватает
воспоминаний.
Прочитала рассказ, рецензию и, как домой вернулась, к родным.
Спасибо!
Понравилось.

Галина Причиская   02.12.2022 21:17     Заявить о нарушении
Рад, что напомнил о чудесной земле.

Валентин Логунов   08.12.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.