Народ и праздная публика

       Народ – это те люди, которые нас кормят, одевают, создают предметы первой и двадцатой необходимости. «Народ безмолвствует», – гласит ремарка Пушкина в трагедии «Борис Годунов». Народ и сейчас безмолвствует не потому, что ему нечего сказать, а потому, что он занят ежедневным трудом, в том числе ратным. Его воля является решающей в грозные дни.

       Праздная публика – это те люди, которые заботятся о личном преуспеянии за счет других, о надувании щек путем получения иллюзорных благ посредством манипуляций. Праздная публика не безмолвствует, но обычно говорит глупости, не обладает собственными суждениями, а выдает за собственные – чаще всего приходящие извне. С течением веков наблюдается тенденция к росту праздной публики. Это называется прогрессом. Такой мещанский, филистерский, материалистический прогресс не имеет никакого значения в историческом процессе. История движется идеалистическими соображениями. Однако плодами подобных соображений пользуется праздная публика в корыстных и неумных целях...

       Сегодня в России праздной публики наберется миллионов десять, а до 1917 года было не более миллиона. Однако, поскольку пустоцветы кричат за десятерых, создается впечатление, что их много и что они могут что-либо решать. Это неправильное впечатление: они могут лишь трепаться или выдумывать разрушительные и нереалистические проекты. Для того, чтобы что-либо решать, надо рисковать благополучием и даже жизнью, но праздная публика на такое не способна…

       Иван IV увеличил территорию государства Российского, по подсчетам специалистов, в 12 (!) раз. Свидригайлов широтой русской земли объяснял чрезвычайную склонность русских к фантастическому и беспорядочному. Эта склонность привела к Смуте в начале XVII столетия, а Смута – к разладу в остальном мире. Народ во главе с Мининым и Пожарским прекратил Смуту. Процесс сей повторяется и приведет к новым народным победам, а иных не бывает…

       Праздная публика думает, что ей уготована великая роль. Странное заблуждение. Каждый будет учить собственную, жалкую и ничтожную, роль до тех пор, пока не выучит. И мало никому не покажется.

08.05.2019   


Рецензии
Тема интересная, уважаемый Михаил! Не могу оценивать всю страну, но в конкретных ситуациях праздного народа замечал намного больше.

Например, во время тушения пожара активное участие обычно принимали два-три человека из сотни набежавших, а остальные стояли, смотрели и обсуждали.
Да, где-то там почти каждый из них работал, но если взять любое производство, то оно обычно держится на малом количестве действительно работающих, доля которых по закону Парето составляет лишь пятую часть, а всех остальных можно записывать в категорию праздных людей.
Если же учесть, что реального производства в современной экономике кот наплакал, то можно, как мне кажется, оценивать долю праздных людей процентов в девяносто.

Валерий.

Алпатов Валерий Лешничий   11.05.2019 08:13     Заявить о нарушении
С тем, что Вы написали, я согласен. Я долгие годы работал в большом коллективе и знаю, что по-настоящему дееспособных людей, на которых можно опереться, -- не более десяти процентов. Но ведь и остальные не отлынивали, не прогуливали, хотя проку было от них мало. Я же пишу о тех, кто сознательно ничего не хочет делать и при этом жить хорошо. В некоторых духовных практиках стремление приравнивается почти что к делу. Бывает и так, что человек попадает в такую обстановку, где его способности никак не могут проявиться.

Михаил Кедровский   11.05.2019 17:49   Заявить о нарушении
Всё же мне кажется, что именно большинство сознательно ничего не хотят делать, хотя вроде как не отлынивают и на работу ходят. Это тоже вид праздности, выражающийся в солдатской пословице: "солдат спит, служба идёт".
К нам в лесничество из умирающих колхозов почти никто на работу в девяностых не перешёл, в доверительной беседе отвечая, что хотя в колхозе к тому времени уже почти десятилетие денег не платили, но: "У тебя работать надо". Это при том, что в лесничестве я старался платить два прожиточных минимума плюс надбавка за трудности работы и в лесу, и в цеху.
Такая праздность ещё порождается "амбициозностью бедняков":
http://www.proza.ru/2018/01/17/2226
Мне лично с этим постоянно приходится сталкиваться, даже сейчас, когда я могу только делиться своим мнением.

Алпатов Валерий Лешничий   12.05.2019 19:51   Заявить о нарушении
Я написал о праздности людей нечестных -- попросту воров и мошенников. Лень и праздность не всегда одно и то же. Сейчас нет идеологии, нет мотивации. Во времена настоящих испытаний они появятся... Вновь соглашусь с написанным Вами. Это лишь говорит о том, что любое явление неоднозначно, многогранно, а мы, в том числе я, пытаемся выдавать своё мнение за истину в последней инсанции. Спасибо Вам.

Михаил Кедровский   13.05.2019 03:57   Заявить о нарушении