Бухарская свадьба традиции и современность 3

День третий



017


            На третий день нашего пребывания мы с Расулом приняли решение, хотя бы "вскользь пробежаться" по старому городу, который - слава Всевышнему - сохранился почти нетронутым, а потому, наряду с Хивой объявлен организацией ЮНЕСКО как "город-заповедник". Так, если отдельные архитектурные ансамбли сохранились и в Самарканде, но их значительно меньше, чем в Бухаре. А кроме того, отдельные памятники несколько теряются и проигрывают на фоне современных зданий. И только в Бухаре и Хиве они сохранились в комплексе, со всей инфраструктурой, то есть, вместе с жилыми глинобитными домами каркасного типа, в котором кстати и по сию пору проживают местные жители. И не только проживают, но и сдают их иностранным туристам, пополняя тем самым свой семейный бюджет. Про бухарский дом я уже писал, кому интересно, то вот ссылка - https://golibus.livejournal.com/185228.html


017в


           Несколько десятков старинных домов даже занесены в своеобразную "Красную книгу" и охраняются государством в виду их особой исторической ценности. Ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие испытываешь попав в "гостиную" старинного бухарского дома, искусно оформленного всевозможными сталактитами, нишами для посуды, которые живописно расписаны в характерном жанре восточной миниатюры, с тонкой резьбой по алебастру ("ганчкори"), с ажурным орнаментом специальных окон-решёток, выполняющих роль кондиционеров ("пан;ара"), с удивительными балками ("болор") и полусферическими дощечками ("васса") и ещё многое-многое другое, что поражает воображение современного человека. Конечно, можно понять желание туриста - пожить хотя бы немного в таком доме, чтобы в полной мере почувствовав себя в атмосфере того времени и вкусить все плоды восточной жизни.



https://youtu.be/d1cQKI-hs00  - на месте дома...


          - А ты знаешь, что наш дом снесли? - обратился ко мне брат за завтраком.
          - Как это... - только и смог выдавить я.
          - И не только наш. - продолжил брат - Но и все кирпичные двухэтажки по улице Хамза: на их месте предполагается построить семи или девяти-этажные дома.
          Мне ничего не оставалось, как грустно выдохнуть...


https://youtu.be/B1-qQ79TohU  -  пожарка


          После завтрака прибыл племянник Феруз - сын моего младшего брата, который предложил, отвезти нас на своей машине в район старого города. Наша короткая экскурсия началась с "пожарки" - такое название закрепилось из-за пожарного пункта, расположенного в самом центре Бухары, на границе старого и нового города.


017а


         Пройдя совсем немного в сторону медресе Кўкальдош, мы обратили внимание на небольшую современную "стекляшку".
         - Что это? - удивился я
         - Обменный пункт валюты. - спокойно пояснил мне племянник и рассказал, что такие пункты теперь можно встретить практически на каждом углу.
         - И каков курс валюты? - поинтересовался я недоверчиво. - Небось, на "чёрном рынке" всё же выгоднее покупать?
         Ответ Феруза меня изумил.
         - Нет: "черного рынка" практически, можно сказать, не существует, поскольку вы совершенно свободно можете приобрести любую валюту по нормальному курсу. Ну, разве что, у частника вам возможно удастся выгадать со 100 долларов всего 2 тысячи сумов.
         - А сколько сумов стоит на сегодня 1 доллар?
         - Где-то, около 8 с половиной тысяч сум.
         - Ха! Это получается, что при покупке валюты у частника я сэкономлю всего лишь чуть более 20 центов со 100 долларов? - удивился я.
         - Совершенно верно. - улыбнулся Феруз.


018


         Подобных указателей (с названиями на разных языках) немало в старом городе. Очень удобно для приезжих гостей и иностранных туристов. В общем, заблудиться тут практически невозможно.



https://youtu.be/BQzsMTVe72c  - магоки аттори



         На всё про всё у нас было максимум час, а потому, мы лишь бегло пробежались по памятным местам, застав значительные изменения. Судя по интенсивному строительству и реконструкции стало понятно, что туризму тут уделяют особое внимание. Впрочем, это понятно: львиная доля доходов, поступающих в государственную казну, поступает от многочисленных туристов. Их тут встречаешь буквально на каждом шагу.


https://youtu.be/ElzRSoeqOGA  -  второй купол


          "Токи тельпак фурўшон" - что означает "пассаж продавцов головными уборами". Первый пассаж  "Токи саррофон" ("купол менял") мы лишь едва захватили издали, дабы не сбиться с намечаемого маршрута.


019


           Здесь, по выходу из второго пассажа, совсем рядом с древней (действующей и поныне!) восточной бани ХVI века "Бозори корд", я попросил своих спутников остановиться с тем, чтобы сделать селфи на память. А затем мы опять не спеша двинулись в сторону "купола ювелиров".


https://youtu.be/awZ73kaw9lo  -  третий купол


           Здесь нам снова, на пути, попались туристы. А ведь, это ещё только начало сезона! Что же здесь будет летом?


https://youtu.be/nvQXOdfw5aM  -  к минарету


          После пассажа "Токи заргарон", повернули налево и пошли вдоль стены медресе "Мир-и Араб", где разложили свой товар продавцы местной керамики и посуды. Несколько слов о самом медресе.

          "Медресе Мири Араб предположительно было построено шейхом тариката Накшбандия Сайидом Абдуллой аль-Йамани Хазарамавти, духовным наставником удельного правителя Бухары эмира Убайдулла-хана и идейным вдохновителем борьбы народов Мавераннахра против иранских завоевателей.
           Долгое время в историографии советского периода господствовала версия, основанная на выводах известных археологов и учёных-востоковедов М. Е. Массона и Г. А. Пугаченковой, согласно которой строительство здания было осуществлено в период с 1530 по 1535/1536 годы. Однако последние изыскания в этой области сдвигают дату начала строительства почти на два десятилетия ранее этого срока. В настоящее время известно, что медресе Мири Араб было построено в ознаменование победы армии шейбанидов над войсками сефевидского шаха Исмаила I в битве при Гиждуване, одержанной в 1512 году.
           С момента основания и до закрытия в начале 1920-х годов медресе Мири Араб являлось одним из самых престижных образовательных учреждений Средней Азии.
           В 1945 году после долгих переговоров с правительственными органами муфтий Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) Эшон Бабахан добился возобновления работы медресе Мири Араб. На протяжении многих лет оно являлось единственным исламским образовательным учреждением в СССР, благодаря чему получило широкую известность во всём исламском мире. Его выпускниками в советский и постсоветский период были такие известные религиозные и государственные деятели как председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий Азербайджана Аллахшукюр Пашазаде, муфтий Казахстана Ратбек Нысанбайулы, президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров."


https://youtu.be/PoKrPvieZUU  - ковры


            Затем, Расулу непременно захотелось увидеть магазин ковров. Ковры оказались высочайшего качества, все ручной работы. Правда и цены тоже, высокие - "кусаются".
            - Не нужна мне ковра, не нужна! - сказал я, выходя из магазина. - Столько лет прожил без ковров, остаток жизни проживу и подавно!
            "Хотя, с коврами было бы уютней... - подумал я, искоса бросая свои взгляды на оставленное место. - Как-то потеплей, всё-таки.


021


https://youtu.be/lriVWtvwuhg  -  минарет


            Таким неспешным шагом мы вскоре подошли к главной доминанте Бухары - к минарету Калян. Ансамбль "По-и Калон" ("У подножия Великого") включает в себя медресе "Мир-и Араб" (слева), пятничную мечеть ("мачит-и Калон") и, собственно, сам минарет, построенный ещё в самом начале 12-го века во времена правления Арслан-хана. Это можно сказать сердце Бухары.


https://youtu.be/QSOJYrAosjA  - чеканка


           Наконец, Расул заставил меня обратить внимание ещё на одну лавчонку, торговавшей изделиями бухарских чеканщиков - ещё одно из многочисленных ремёсел, коими славилась во все времена Благородная Бухара.


020 - балаза нахёт


           По завершению короткой экскурсии мы возвратились домой и - оказалось - вовремя: потому как нас ждал изумительный "балаза-нахёт", о котором мне тоже уже приходилось писать в свой книге "Магия Востока", посвящённой среднеазиатской кухне. Понятное дело, что вкушать такой суп без водочки смеют лишь отъявленные мерзавцы и законченные олухи.
          - Как: опять водка?! - постарался я состроить приличия ради возмущённую физиономию - Ну, сколько можно?!
          Впрочем, наблюдательные хозяева успели заметить, как я уже в следующую секунду, в предвкушении удовольствия, стал потирать свои ладони под столом.
          - Так, чуть-чуть... - заверили они меня - Только для аппетита.
          Роль Нерона дотянуть до конца мне не удалось: аппетит, как оказалось, всё же взял своё.



Т;Й (ВЕЧЕР)


023


          Не скрою: я, конечно же, уже давным-давно признал себя законченным алкоголиком, но никак не мог предполагать, что даже у алкоголиков, оказывается, могут существовать свои ограничения. Так, уже на третий день своего пребывания на родной земле, вдруг обнаружил у себя две фобии: первое - боязнь водки и второе - страх перед едой. Если бы кто-нибудь о нечто подобном заикнулся бы передо мною ещё с неделю тому назад, я бы просто, расхохотался ему в лицо. Здесь же, дело обстояло несколько иным образом. А потому, приняв за обедом совсем немного (не более полкило) "на грудь", я заявил всем, что у меня по заведённому распорядку "тихий час". Тем более, что вечером нам всем предстояло отправиться в ресторан "Ульфар;он" - на очередное мероприятие, которое озаглавлено как "Вечер". Собственно, это то самое, что известно любому россиянину, знакомому с понятием свадьба, которое прочно ассоциируется с застольем и выпивкой в кругу близких и знакомых.
          Самое интересное, что на Востоке подобного мероприятия просто не существовало: там и без выпивки могли веселиться.
          И - тем не менее...


022


         Наконец, в пятом часу вечера я проснулся из-за каких-то непонятных звуков, доносившихся со стороны прихожей. Как вскоре выяснится, это приехали фотограф и кинооператор. Сейчас это уже никого не удивляет. Хотя... ещё каких-то 35 лет тому назад, мы с Леной даже и не вспомнили о фотографе. И потому, у нас нет ни единой фотографии нашей свадьбы. Для сравнения: у нас, все 30 человек гостей разместились в одной комнате общей площадью в 18 кв.метров.  И - тоже - были счастливы.
         Жених фотографируется рядом с отцом, перед самым главным вечером в своей жизни.


https://youtu.be/NkyJWXmrWFA  -  1


024



          Обилие "золота" и прочих элементов архитектурных излишеств, характерных для определённого сословия людей (как в России, так и в Узбекистане), почему-то, невольно мне напомнило цыганских баронов и мне не оставалось ничего другого, как с раскрытым пастом (пастью") лишь протянуть: "Да-а... бохато... бохато!"
          Встретившись здесь же, спустя каких-то полчаса, с одним из своих близких друзей (кстати, бывшим главным архитектором города) я осторожно поинтересуюсь:
          - А это, случайно, не твоё произведение?
          На что он, скромно опустив голову, вынужден будет признаться:
          - Ну что ты: до такого я ещё не дорос - такое мне пока не по плечу.
          И я не премину заметить озорные иронические искорки в его глазах. Отчего мы оба одновременно рассмеёмся. Но - об этой личности, разговор особый.


025

Мой друг, ровесник, земляк и единомышленник - Зоиршо Кличев


         Именно  благодаря этому человеку, Бухара сохраняет своё неповторимое лицо, свой узнаваемый архитектурный облик. Его новаторство в области современной архитектуры города нашло свой отклик в сердцах многих бухарцев, любящих свой город, чтущих традиции и оберегающих Бухару от всякого рода коммерсантов, бизнесменов и олигархов всех мастей, которым наплевать на культурное и историческое наследие, а главное - набить себе карманы, пока живы. Знакомо, не правда ли? Вот и в Бухаре есть такие люди, которые порою огромной ценой моральных и физических сил отстаивают культурное наследие, доставшее нам в память от наших предков, оберегая родной город от варварской застройки и привнося свои идеи, которые органично вплетаются в современный облик нашего города, гармонично соседствуя с памятниками древней архитектуры.  Не случайно, он удостоен одной из высших наград Франции.  Даст Бог, я ещё напишу специальный очерк о его работах, которые во множестве можно встретить в районе старого города. А пока... Пока, мне ничего не оставалось, как - подарить ему свою книгу. Будь здоров и энергичен, дорогой мой друг!
          

026


https://youtu.be/e1WkJK6RZ8M - жених и невеста


          Наконец, спустя примерно через полчаса после начала вечера, когда гости уже были в полном разгаре, на горизонте появились молодожёны. Все встают, встречая молодых. А невеста, в свою очередь, согласно традиции плавно раскланивается перед гостями ("таъзим мекунад"), что означает почтительность и покорность.


027


        Сказать откровенно, описывать подобные застолья, с похожими друг на друга сценариями, лично для меня, мало привлекательное занятие: ну кому, кроме меня, могут быть интересны мои родные и близкие? И - тем не менее... С учётом того, что от той огромной страны, в которой мы все воспитывались и росли, не осталось даже малюсенькой точки на политической карте мира, принимая во внимание все те перипетии и события, выпавшие на долю одного только нашего поколения в так называемую "эпоху перемен", несложно догадаться, что благодаря вот таким вот вечерам мы смогли оказаться в одном месте в определённый час.


028


        И потому, моё волнение было вполне обоснованным и понятным: когда ещё сподобится мне в следующий раз увидеть стольких дорогих и близких мне людей, рядом с которыми прошла моя юность, моя молодость, мои самые лучшие годы? Мне было одновременно грустно и приятно сознавать этот факт. Глядя на них, я подумал: "Боже, как оказывается стремительна и быстротечна наша жизнь!"


029


         А ещё мне почему-то подумалось, что не ТАМ (в Раю или Аду), а именно здесь, на пороге нашей жизни, мы все обязаны отчитаться - если не перед Всевышним, то хотя бы перед самим собой - за всё то хорошее и плохое, что было сотворено нами. И - покаяться. Ведь, мы уйдём опять в то Небытие, откуда пришли и ничего не заберём с собою, кроме своих грехов. Оставив на этой Земле лишь свой еле заметный след, в виде памяти в потомках. Который и тот со временем исчезнет и сотрётся навсегда...


030


         Но, похоже, я как всегда рассопливился. В конце-концов, мы ведь присутствуем на свадьбе, где все пьют, едят и веселятся. А потому, пока жизнь продолжается, надо жить! И я, который в быту такой тихий и скромный, вдруг не сдерживаюсь и спешу к каждому столу, торопясь высказать самые сердечные слова любви и признательности своим близким: мне кажется это так важным - сказать именно сейчас, пока и я, и они ещё живы. И - пью... и - пью... За тех, кто пока ещё с нами, и за тех, кого уже нет на этом свете, но которые остаются в наших сердцах.


031


       Да, чуть было не забыл: а вот ещё один из интересных обрядов, именуемый как ";омапўшон" (";ома" - означает "халат", а "пўшон" - глагол, который переводится как "одевать", "надевать"). Как правило, на подобного рода свадьбах, можно совместить и обряд "малой свадьбы" или, как ещё принято говорить в местной среде "тўи-суннат" ("обрезание крайней плоти у ребёнка мужского пола") - https://golibus.livejournal.com/58153.html
       То есть, официальную часть можно провести сейчас (это очень удобно и менее затратно), а уж само обрезание можно сделать значительно позже, когда ребёнку исполнится нечётное количество лет. В данном случае, мой внучатый племянник Мирсаид уже получил такое посвящение, с чем его я искренне поздравляю!


032



      Ну и напоследок - свадебный танец жениха и невесты - куда же без него!
      Странно и очень не похоже на меня, но должен сказать, что я стойко выдержал до самого конца и даже проводил молодожён до машины, а сам остался пировать: вот, что значит, российская закалка!


033


        Более того, одним из последних покинул ресторан. В здравом уме и сознании. А вот уже, как добрался до дому и как рухнул в кровать, этого - простите - не помню. Спокойной ночи всем!


Рецензии