Евреи Европы, Катастрофа и харедим

     Из книги А. Фильцера "Еврейская балалайка", 2019    
     Буду благодарен за ваши замечания и уточнения.
    
     ШОА, КАТАСТРОФА, ХОЛОКОСТ

     Сто сорок лет назад Чезаре Ломброзо выпустил книгу «Человек виновный», в которой он рассматривал вопрос о том, кто из людей чаще всего становится преступником. Гораздо позже появилась виктимология, наука о том, кто и почему чаще всего становится жертвой преступлений.
    Преступления тех, кто осуществлял геноцид в Европе, расследованы и осуждены.  А в чем ошиблись евреи, почему они в упор не видели приближающейся трагедии? На вопрос «Почему так случилось?», вам скорее всего ответят: «Мы не знаем».
    Тора рассказывает нам, что было и не раз, когда ошибки допускали вожди нашего народа. Конечно, это были ошибки людей, стоящих на высоком или высочайшем духовном уровне – Авраам, братья Йосефа, Моше, Аарон, два сына Аарона. Были еще ошибки Кораха и его последователей, а также главы рода Шимона Зимри. Была ошибка разведчиков, глав десяти еврейских родов, посланных Моше осмотреть Эрец Исраэль. Негативный отзыв разведчиков ввел народ в заблуждение. Результат этого известен, евреи остались в пустыне еще на сорок лет. В пустыне не нужно было воевать, строить свою страну, пахать землю и разбивать виноградники. Зато можно было без помех учить Тору. Мидраш так описывает гибель поколения пустыни: каждый год в тот самый день 9 ава, когда они пренебрегли Святой Землей, мужчины рыли большой ров и ложились в него спать. Утром во рву оставалось пятнадцать тысяч мертвых тел. За сорок лет все то поколение, все 600.000 взрослых мужчин, которые были когда-то рабами в Мицраиме, умерло, а их выросшие на свободе дети смогли завоевать обещанную нам Страну.
    А теперь давайте перенесемся в Европу. Почему евреи не увидели приближения Шоа? Настало время, когда Всевышний приоткрыл ворота Эрец Исраэль. Но большинство европейских равов сказали: «Нет, мы хотим сохранять Тору в галуте. Мы не войдем в Страну, пока не придет Машиах».
     Если корова не хочет идти домой, то Хозяин гонит ее палкой.

     *
     Из книги раби Иссахара Шломо Тайхталя, 1885-1945, «Эм а-баним смеха» – «Мать, радующаяся о своих сыновьях»:
     «Я должен признать правду и заявить о своих грехах. Я сам с пренебрежением относился к отстраиванию Эрец Исраэль, поскольку научился этому от многих наших  учителей,  боящихся  Бога. И это  было  начертано у  меня на сердце.  Я не интересовался этой темой совершенно, поскольку был занят изучением Гемары и обучением моих учеников, редактированием комментариев на Раши и тосафот или галахическими решениями, дабы отвечать каждому спрашивающему по слову Бога. Только после того, как мы были поражены ударами в этом горьком изгнании, я начал интересоваться всерьез вопросом о возвращении в Цион. И Господь просветил мои глаза, оказалось, что я ошибался и ошибались те, кто противился этому. Итак, я признаю и говорю, как это делал Рава и другие великие мудрецы Талмуда, да будет благословенна их память. Они признавали и провозглашали: «те слова, что сказал я вам были ошибкой, и я несу за это ответственность». Когда же мудрецы признают свои ошибки, то становятся достойны прославления…
     Все удары, которыми мы были поражены, обрушились на нас лишь для того, чтобы пробудить нас вернуться в нашу Святую Землю. И я слышал на эту тему комментарий нашего учителя, божьего человека, святого мудреца раби Бунима из Пшисхи. Стих из «Песни песней»: «влеки нас, за Тобой побежим» он объяснял так: когда мы покупаем скотину у нас есть два способа заставить ее двигаться. Первый – это позвать ее, и скотина идет за своим хозяином. Второй – ударить ее палкой, и она побежит перед ним…
     Так и мы перед святым благословен Он, когда Он зовет нас вернуться в Эрец Исраэль. Если послушаемся голоса, зовущего нас именем Бога вернуться, то будем как скотина, которую зовет хозяин и она идет за ним. И в таком случае не будем ни страдать от ударов, ни испытывать бед. Мы пойдем по своей доброй воле без какого-либо понуждения. Предвечный пойдет перед нами, а мы последуем за ним. Но если мы не обратим внимания на призыв идти в Эрец Исраэль по собственной воле и дождемся, пока палка обрушит на нас удары, то будем как животное, которое подгоняет хозяин, чтобы оно бежало впереди него. И испытаем страдания и боль от наших врагов, пока они не вынудят нас бежать перед Предвечным в Эрец Исраэль.
...и пробуди наши сердца, чтобы мы услышали голос Твой и последовали за Тобой, вернулись бы по своей воле в нашу Святую Землю, потому что Ты призываешь нас через праведных нашего поколения, убеждающих нас именем Твоим вернуться к наследию наших предков».
(Цитата из книги раби Тайхталя взята из ЭИ «Ежевика» и опубликована с любезного разрешения П. Полонского).

     *
     И вот, по прошествии многих веков, евреи увидели, что открылись двери Эрец, и можно заселять Землю, и защищать ее. Но поколение пустыни не захотело видеть ЯСНОГО ЗНАКА ТВОРЦА и сказало: мы хотим есть горький хлеб изгнания. И страшная кара обрушилась на них, и были они истреблены с женами своими и малыми детьми. А остаток бежал в Эрец и размножился, и заселял. И тогда через совсем немного лет Творец дал им Ар а-Баит и сказал… Но они и этого не захотели понять, а пошли к Моше Даяну и умоляли: сделай нам милость, отдай Гору ишмаэлю. А мы хотим жить так, как в Польше, так как жили когда-то наши погибшие отцы. И сейчас для учеников некоторых из этих равов главной опасностью представляются не враги, которые каждый день говорят о том, что хотят нас уничтожить, а идеология ционута и израильская армия.
     В Хевроне, 1929 арабы убили 67 евреев, в основном харедим, в том числе ярых противников ционута. Все евреи были изгнаны из Хеврона, и смогли туда вернуться только после победы в Шестидневной войне в 1967. Я спрашивал у многих, а что было бы, если бы в ешиве «Хеврон» у ешибохеров было два или три пистолета? Но вразумительного ответа ни от кого получить не удалось.

     *
     Рав Йегуда Цви а-коэн Кук (1891 – 1982). «Таков факт: многие евреи привыкают к духовной нечистоте галута и отказываются покинуть его. И даже большие праведники иногда оказываются привязаны к галуту и его нечистоте. Тогда Божественное проведение начинает исправлять положение. И начинается процесс, внутренний и глубокий, который направлен на устранение этой нечистоты. Его можно сравнить с операцией и излечением. Те миллионы людей, которые составляют еврейский народ, – все они в каком-то смысле представляют собой единый организм. И когда он не хочет выздоравливать из-за своей привязанности к земле народов, возникает необходимость в Божественной операции, довольно немилосердной. Пришло время для сыновей Израиля вернуться на родину, но поскольку часть из них отказывается сделать это, не остается другого выбора, как действовать по принципу «и взял Он меня за чуб на голове» (Йехезкель, 8:2). И так Всевышний приводит их в землю Израиля против их воли. Когда приближается конец (времени изгнания), но не все сыновья Израиля понимают это, Всевышний делает тяжелую операцию, которая отсекает их от изгнания. Речь не идет о сведении счета с тем или иным человеком… а об общей операции, которая стала необходимой из-за того, что «отвергли землю желанную» (Теилим, 106:24). Эта операция приводит народ к отрыву от галута и возвращению на землю Израиля, единственное место, где мы можем жить» (Моадим, том 1, стр. 237).

     *
     "К моему глубокому огорчению, есть еще люди, не понимающие, что мы обязались жить и вести себя так, чтобы евреи. погибшие в газрвых камерах, были последними евреями, погибщеми не обороняясь". Голда Меир
    
     *
     Рав Йосеф Менделевич: «Поговорим о закономерности применения к Государству Исраэля того, что написано в трактате Кетубот по поводу трех повелений Ашема - Не бунтовать против воли других народов, изгнавших нас из Эрец Израэль, запрещение массовой алии в Эрец Исраэль и запрета народам чрезмерно угнетать евреев. Эти положения известны под названием Трех Заклятий. (Три раза в Шир а-Ширим (Песнь песней) повторено: "Заклинаю вас, дочери Ерушалаима, оленями и ланями полевыми: не будите и пробуждайте любовь, пока не проснется" - зтот текст был назван "три заклятия". А.Ф.)
     Ну, во-первых - с какой поры устанавливаются законы для целого народа, запрещающие ему жить в своей стране на основании мидраша? Мидраш - это не Галаха, и он никак не подтвержден в основном своде законов еврейской жизни - Шулхан Арух.
     В 1921 году в Сан Ремо, по заключению первой мировой войны, Лига Наций приняло решение о создании Национального дома для еврейского народа по обе стороны Иордана и передала мандат на исполнение Британской империи. По следам этого решения, рав Меир Симха из Двинска, Гдол а-Дор того времени, постановил «более запреты, следующие из постановления о трех заклятиях, не действуют. И теперь не только, что нет опасения их нарушить, а как раз наоборот - следует массами прибывать в Эрэц Исраэль». По большому счету, нет необходимости в согласии других народов на заселении Эрэц Исраэль. («Тот, кто живет вне Эрец Исраэль, подобен тому, у кого нет Бога», - Талмуд. А.Ф.)
     Дело в том, что постановления Торы следует выполнять беспрекословно. Рабби Мошэ Бен Маймон (начало 13 века) составил список мицвот Де-Орайта. А его последователь, Рабби Мошэ бен Нахман (конец 13 века) внес 8 дополнений к книге РАМБАМа. Одно из них гласит "Народ Исраэля обязан освободить Страну Израэля от иноземцев, поселиться и владеть ею. Запрещено отдавать эту страну другому народу". Таким образом - это Заповедь, не меньшая, чем, например, одевать тефилин, есть кошерную пищу, соблюдать Законы субботы. Не меньше, но на самом, гораздо большая, потому что по мнению мудрецов все Заповеди Торы можно исполнять только в Стране Израэля и "тот кто живет вне страны Израэля подобен идолопоклоннику" (трактат Кетубот, стр.100).
     Из постановления Рабби Мошэ Бен Нахмана следует, что для того, чтобы завоевать Страну Израэля необходимо создать национальную организацию - создание и руководство армией, контроль над освобождённой территорией и т.д., то есть создание государства.
     В наше время, это положение является на столько очевидным, что даже противники Государства не осмеливаются выступать открыто. Они прибегаю ко всякого рода критике, как например, что Государство Израиль не является еврейским Государством. Это почему еще? - А потому, что государство живет по законам не евреев.
     Ответ на все эти замечания один - добейтесь большинства в кнессете и установите законы, которые вы считаете правильными. Так, во всем мире вне Израиля живут не менее 1.000.000 верующих и соблюдающих. Если бы они выполнили свою обязанность и переехали в Землю Обетованную, то их роль в принятии законов была бы решающее.
     Почему они не едут? Просто заграницей им удобнее, вот они и подводят под это всякого рода подводные мины...
     Те, кто говорят о нееврейском характере государства, пытаются затушевать тот факт, что в Израиле действуют Ешивы в таком объеме и с таким количеством учащихся, подобным чему не было в еврейском мире никогда! Число исполняющих евреев растет постоянно.
   Особенно важную роль сыграло существование Государства для советских евреев. Мы, участники " самолетного" дела. Готовы были пойти на все возможные жертвы, лишь бы только пробиться в Израиль. По всеобщему мнению, "ленинградский процесс" стал поворотным моментом в начале выезда из Советского Союза. Сотни тысяч евреев, приехавших в Израиль, спаслись от насильственной ассимиляции. Десятки тысяч из них стали соблюдающими евреями. Это же верно и для тех, которые не поехали в Израиль. Но если бы не Израиль, они бы никогда не получили права на выезд из СССР.
     Израиль, его государственные и общественные институты находятся в постоянном процессе изменений. Все что происходит в Израиле явным образом является реализации предсказаний Торы, пророков и наших мудрецов. РАМБАМ в своем сочинении "Законы царства" (в Мишнэ Тора) дал план развития еврейской Независимости в Эрэц Исраэль и прихода, в результате этого процесса, Царя – помазанника,- Машияха. Так что события развиваются точно в соответствии с Законом Торы».

     *
     Раби Хаим бен Атар, 18 век, Йерушалаим, "Ор а-хаим", комментарий к Ваикра, 25:26. «Освобождение должно прийти, когда пробудятся сердца людей, когда скажут им праведники: «Хорошо бы вам вернуться. Ведь вы были прогнаны от стола Отца вашего (за которым сидели, как сыновья). Что может быть для вас лучше, чем пребывать в обществе Всевышнего?» Но не нашлось таких праведников. «И надоело Всевышнему смотреть на то, как люди со спящей душой стремятся к богатству и материальному благополучию. И пробудил Он всех, у кого есть душа живая, вложив в их сердца духовные устремления. И должны они исправить дела свои, и тогда приведет Всевышний освобождение… И за это (за то, что не сумели пробудить сыновей Исраэля) в будущем будут держать ответ праведники, руководители поколений, и с них Он спросит за попрание Дома Святости этого, оставленного всеми».

     *
     Зеев Жаботинский, Варшава, весна 1939: «Три года я обращаюсь к вам, евреи Польши... беспрерывно предупреждаю вас, что катастрофа близка. Я поседел и постарел за эти годы, сердце мое истекает кровью из-за вас, мои дорогие братья и сестры, из-за того, что вы не видите вулкана, который вот-вот начнет извергать огонь уничтожения. Я вижу страшные картины... но еще можно спастись. Вы не раз убеждались, что все мои прогнозы  оправдывались... если вы мне верите, прислушайтесь к моим словам в этот час... Ради Бога, братья, спасайтесь, пока это возможно!»

     *
     МОЛИТВА ЗА СОЛДАТ АРМИИ ОБОРОНЫ ИСРАЭЛЯ
     Тот, кто благословил наших отцов Авраама, Ицхака и Яакова, да благословит Он бойцов Aрмии Обороны Исраэля, которые стоят на страже нашей страны и городов Всесильного от границ Леванона до пустыни Мицраима и от великого моря до степей, на суше, в воздухе и на море.
Пусть даст нам Вечно Сущий увидеть наших врагов, нападающих на нас, разбитыми и поверженными перед ними.
Святой, Благословен Он, да сбережет их и спасет солдат наших от всех бед и несчастий, от всех поражений и болезней, и да ниспошлет им благословение и удачу во всех праведных деяниях их рук. Да уничтожит Он врагов перед ними, и увенчает их венцом спасения и короной победы.
И пусть исполнится для них написанное: «Ибо Вечно Сущий Всесильный ваш, идет с вами, чтобы сражаться за вас с вашими врагами и спасти вас». Амен.

     *
     МОЛИТВА ЗА МЕДИНАТ ИСРАЭЛЬ – ГОСУДАРСТВО ИСРАЭЛЯ
   Отец небесный, Крепость Исраэля и его Избавитель, благослови Государство Исраэля – начало роста нашего Избавления. Охрани его крылом Твоей милости и даруй ему Твой мир, и пошли свет Твой и правду Твою его главам, министрам и советникам, и дай им совет Твой добрый. Укрепи руки защитников Святой Земли нашей и дай им, Всесильный наш, избавление, и увенчает их венец победы. И дай мир стране и вечную радость ее жителям! И братьев наших, весь дом Исраэля, вспомни во всех странах их рассеяния, и поведи их вскоре с достоинством в Цион – город Твой, и в Ерушалаим – обитель Имени Твоего, как сказано в Торе Моше, раба Твоего: «Даже если будешь изгнан на край неба, то и оттуда соберет тебя Вечно Сущий твой, и оттуда возьмет тебя». И приведет тебя Вечно Сущий, Всесильный твой, в землю, которую получили отцы твои, и наследуешь ты ее, и Он сделает добро с тобой, и размножит тебя более, чем твоих предков. И объедини сердца наши, чтобы любить и боятся Имени Твоего, и соблюдать все слова Торы Твоей, и пошли нам скорее Машиаха, потомка царя Давида, чтобы пришло в мир завершения спасения Твоего. И появись в блеске величия мощи Твоей, над всеми жителями вселенной Твоей. И скажет каждый, у кого есть душа: Вечно Сущий, Всесильный Исраэля – Царь, и царство Его над всем. Амен.

               


Рецензии
Термин Эрец -Исраэль ,как таковой берет своё начало в религии . Как имя данное патриаху Иакову . Израиль выражает веру в обещание Творца Аврааму дать землю его народа . Идея в том ,что это материальное место действия было призвано облегчить народу Завета жить по заповедям ,мицвот , отражена в термине Эрец га Кедоша .
Творец шел впереди них днемв стобпе облачном ,чтобы направлять их путь ,а ночью в столпе огненном ,чтобы давать им свет . Так они смогли идти днем и ночью .Евреи когда шли в Эрец Израэль выполняли волю Творца . Ну а как появился современный Израиль . После окончания второй мировой войны лидеры победивших гос СССР , Англии ,США разрешили евреям снова иметь свою родину . Но на самом деле 6 мил евреев погибших в Холохост заплатило своими жизнями .Современный Израиль сионистское гос ,сущность этого в том ,что оно отрицает уникальность еврейского народа ,превращая его в обычную нацию . Не зависит от соблюдения ,или отречения от Торы ,религия стала сугубо частным делом . Невлиящим на политическую жизнь гос. В декларации независимости слово Творец не упоминается ни разу . Этот всецело мирской подход означает , поскольку Мессия не приходит ,мы больше не верим ,что он прийдёт . Еврейский народ должен иметь свое гос ,такое которое было бы основано не на приходе Мессии ,а на современном национализме . Вот поэтому наверное в Израиле не большой % верующих ,отгородились от других евреев там в рай. Мэа Шеарим .

Владимир Ростовский 2   17.11.2023 01:33     Заявить о нарушении
я с уважение отношусь к разным мнениям даже в том случае когда они не совпадают с моим. шавуа тов!

Александр Фильцер   19.11.2023 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.