Российское государство 9

 Очерк истории восьми диктатур (862 – 2000 – 20??)

     МОЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ РОССИЯ

 Автор Игорь Бестужев-Лада.

 Игорь Васильевич Бестужев-Лада(1927-2015), советский и российский учёный, историк, социолог и футуролог, специалист
в области социального прогнозирования и глобалистики. Доктор исторических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева 2001 года «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Автор нескольких десятков монографий и брошюр, свыше двух тысяч статей в периодических изданиях.

  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бестужев-Лада, Игорь Васильевич

Продолжение 9 очерка.
Продолжение 8 http://www.proza.ru/2019/05/07/1307

 «Беда надвинулась на Русь не только с юго-востока, но и с северо-запада.
Узнав, что северо-восточная Русь разорена, шведы двинулись на  не тронутую татаро-монголами северо-западную. А когда была разорена южная Русь, в поход отправились рыцари Тевтонского ордена, обманом взявшие Изборск, предательством
– Псков, начавшие разорять деревни в 30-40 верстах от Новгорода. Тех и других остановил новгородский князь Александр.

 В 1240 г. на берегу Невы он встретил войско шведов под начальством герцога (ярла) Биргера и наголову разгромил его. За что получил прозвище Невский.
В 1242 г. на берегу Чудского озера он одержал победу в сражении с Тевтонским орденом. При этом проявил незаурядное военное искусство. Зная, что тяжеловооруженные рыцари неодолимы в схватке с легковооруженной пехотой, он поставил свою пехоту на лед возле крутого берега озера, загородив её обозом.
А конницу оставил на флангах. Рыцари пробились сквозь пехоту и остановились
под кручей, «застряв» в обозе. С флангов и тыла по ним ударила русская конница. Рыцари попытались спастись, построив каре, но тонкий апрельский лёд под ними треснул, и катастрофа стала полной …
В итоге северо-западная Русь была спасена от иноземного нашествия.

 После смерти Чингисхана единство его империи сохранялось менее полу-столетия. Затем начался распад, длившийся еще столетие, Наконец, распад перешёл в агонию, длившуюся намного дольше. Но на Руси 240 лет иноземное иго оставалось игом.
Опустошенной Руси пришлось иметь дело с фактически независимым северо-западным улусом бывшей империи, который носил громкое название Золотая Орда. Несмотря
на то, что это был всего лишь осколок недавно огромной империи, он долго представлял собой грозную силу, с которой пришлось тягаться почти четверть тысяче-летия. По разорённым городам и деревням разъезжали с отрядами ханские баскаки  (сборщики дани), собирали дань , уводили в плен рабов. Хорошо еще, что в Орде не было развитого рабовладения и тем более развитой работорговли, как позднее в Крыму. Сравнительно немногочисленные рабы (преимущественно рабыни) входили только в челядь знати и составляли считанные проценты населения Орды.
Но и без того иноземное иго удваивало иго «своей» знати.

 Упадок Руси был тотальным. Конечно, имели место  и восстания против захватчиков. Они отмечены летописью под 1262 годом. в нескольких местах Владимиро-Суздальской земли. Но в целом враг казался неодолимым. Всякий, кто не гнулся перед ним, тут же падал убитым. Он не давал потомства. Потомство было лишь у тех, кто выживал покорностью или подлостью (нечто подобное, как увидим ниже, было позднее при Сталине). И так 240 лет – более десятка поколений. Разве мог такой «неестественный отбор» не дать знать себя в последующих поколениях?
Только одна картина, ярко отображающая трагизм, безысходность положения попавших под иноземное иго. Неважно, точно ли так было в действительности, ибо картина в высшей степени правдоподобна.

 Захватчик разгневался за что-то на крестьянина, велит ему стать на колени и дождаться, пока он сходит к избе за саблей. Крестьянин покорно становится на колени и ждёт, когда ему снесут голову … Казалось бы, можно ли более жестоко растоптать не только тело, но и сознание людей?
Отряды баскаков целое столетие проходили по оставшимся городам и деревням.
Как и все двуногие звери, помимо дани, они требовали пищи и женщин. Полюбуйтесь на наши с вами физиономии. Разве почти все они похожи на лица древних славян?
А
ведь в последующие столетия межнациональные браки были редкостью. Стало быть …
Но если крестьянину нужна была покорность, чтобы выжить, то князю, чтобы выжить в продолжавшихся распрях между собой (!) требовалась еще и изощренная подлость. Именно она составила основу политической истории Руси в последующие 240 лет.

 С тех пор, как захватчики установили господство над разорённой и покорённой землей, каждый князь и даже великий князь (к тому времени «великих князей», независимых друг от друга, набралось несколько) должен был ехать в Орду, униженно выпрашивать ханский «ярлык» на княжение и привозить дань, плюс, как издавна повелось на Руси, взятки приближенным хана. Если не соглашался унижаться – мог тут же быть убитым (случалось и такое) Зато мог оговорить перед ханом соперника и урвать его земли. Кажется, что может быть подлее? Но задайтесь вопросом: могло ли быть иначе в положении рабов иноземного владыки?

 Многими десятилетиями, даже веками, соперничали между собой князья тверской и рязанский, московский и суздальский и т. д. без конца. Соперничество обострилось, когда захватчики – предвосхищая недавних американо-англо-франко-голландских империалистов - пришли к гибельной для них потом мысли, что не надо больше посылать своих баскаков за данью. Легче и проще поручить это грязное дело самим русским князьям. Конечно, дело не только грязное, но и подлое. Зато даёт князю дополнительное орудие власти (и, добавим, как бы лопату, чтобы выкопать в будущем могилу ханам).

 В этом деле особенно преуспели московские князья. В те годы на смену трем крупнейшим центрам Киевской Руси - Киеву, Новгороду и Владимиру (первый и третий лежали в руинах, а второй жил  своей жизнью как бы «на отшибе») пришли три новых: Тверь, Рязань и Москва. Из них Тверь и Рязань имели вроде бы больше шансов стать новым «Киевом». Но в конце-концов им стала именно Москва.
Кто теперь помнит хоть одного из князей тверских и рязанских? Да и за что их помнить? А первых самостоятельных московских князей помнить есть за что.
Вот князь Даниил, сын Александра Невского (княжил в 1276-1303). Причислен церковью к лику святых за усердие в становлении православия (самый разгар иноземного ига!). Присоединил Коломну и Переяславль-Залесский, положив начало росту московского княжества.

 Его дело продолжил сын Иван по прозвищу Калита (тогдашнее название мошны). Получил за алчность и скопидомство. Такое же насмешливо-презрительное, как и Юрий Долгорукий. Но при всём том, ухитрился присоединить еще много окрестных земель, сделав московское княжество могущественнее соседей. Перенес резиденцию русского митрополита из Владимира в Москву, чтобы сделать ту культурно-политическим центром Руси. Главное же, при очередной поездке в Орду добился у хана права сбора дани для него со всей остальной Руси. То есть, сделался как бы ханским наместником, самым влиятельным князем в стране.

 Дело отца продолжили его сыновья Симеон Гордый и Иван Второй. Но особую роль в истории Московской Руси сыграл сын последнего Дмитрий (княжил в 1359-1389) Первые два десятилетия его княжения прошли в бесконечных распрях с другими князьями, причём в эти распри то и дело вмешивались литовцы и Орда, вновь и вновь разорявшие русские земли. Но в конце 1370-х годов в Орде началась очередная междоусобица, фактическим правителем стал не хан-чингизид, а всего лишь темник (генерал) Мамай. Дмитрий отказался платить дань,, разбил высланный против него карательный отряд и стал готовиться к решающей битве.
Дмитрий собрал огромное войско (по летописям до полутораста тысяч воинов, но это, скорее всего, преувеличение) и двинулся навстречу врагу. Его задачей было успеть дать сражение до того, как с Мамаем соединится его союзник – великий князь литовский Ягайло, спешивший навстречу. Да и рязанский князь остался в стороне, грозя при неудаче ударить в тыл.

 Мамай собрал все силы Орды, даже привлёк наёмников-генуэзцев из Крыма – по летописям, вдвое больше, чем Дмитрий (тоже, наверное, преувеличено).
Сражение произошло 8 сентября 1380 года (все даты до 1918 года – по принятому в дореволюционной России «старому стилю») на знаменитом Куликовом поле в центре Рязанского княжества, за впадающей в верховья Дона рекой Непрядвой. Дмитрий расположил свои полки между двумя лесами – так, чтобы по ним не могла ударить с фланга вражеская конница, а на своём левом фланге в лесу поставил «засадный полк» воеводы Дмитрия Боброка-Волынца.

 Численно превосходящие наступающие ударили на передовой полк с такой силой, что полностью уничтожили его. И врубились в «большой полк» в центре, в «полк правой руки» и «полк левой руки» по бокам. Дорвались почти до княжеского знамени. Дмитрий сражался наряду со всеми и был найден вскоре полумертвым, под грудой тел. «Большой полк» и «полк правой руки» устояли. А «полк левой руки» попятился под натиском вражеской конницы. Не миновать бы катастрофы, но тут в тыл наступавшим ударил «засадный полк». Конница Мамая в панике бежала, опрокинула свою пехоту и разгром стал полным. Началось преследование бегущих.
Авантюры редко прощают. А уж неудачные авантюры – никогда. Мамаю пришлось спасаться от ханского гнева в крымскую Кафу (нынешнюю Феодосию), где его вскоре убили.

 Дмитрий, как и Александр Невский, получил почётное прозвище Донской.
Куликовская битва имела два следствия: одно – ужасающее, военно-политическое; другое – вдохновляющее, морально-политическое.
В том же 1380 г. в Орде воцарился новый хан – Тохтамыш. В 1382 г. он произвёл карательную экспедицию. Подступил к Москве, обманом заставил открыть ворота, обещая пощаду (князь задолго до этого уехал на север), ворвался в город, сжёг его и перебил всех жителей – тридцать с лишним тысяч человек – до последнего младенца. За это зверство был наказан судьбой. Сначала его разгромил Тамерлан (1389). Затем – соседний хан (1399). Двуногий зверь умер в 1406 г. в плачевном состоянии, будучи уже не в силах совершать походы на Русь. Хотя та еще много десятилетий вынуждена была откупаться от Золотой Орды данью. Но уже «ярлыков на княжение» всё чаще больше не требовалось.

 Вместе с тем, Куликовская битва наглядно показала, что, как казалось прежде, непобедимого врага, при объединении сил вполне можно одолеть, как любого другого. Это не могло не воодушевить людей – от князя до «простолюдина». И идейно-морально с годами постепенно подготовило немыслимое прежде противостояние с неодолимым дотоле врагом. Словом, Куликовская битва стала переломным моментом в истории иноземного ига, подготовив через столетие его конец.
Вернувшийся в Москву Дмитрий Донской отстроил город заново, обнес Кремль каменной стеной. Но еще прочнее этой стены воздвиглась стена морально-духовная: сознание возможности и необходимости избавления от иноземного ига. Живым олицетворением такого сознания стал монах Сергий Радонежский (1321-1391), основатель Троице-Сергиевой лавры. Именно он благословил русские войска на Куликовскую битву. И именно он еще десяток лет, повторяя заветы автора «Слово о полку Игореве», призывал русских князей сплотиться, чтобы вместе отбиться от общих врагов.

 И еще одно важное замечание. При упоминании о Куликовской битве надо обязательно подчеркивать, что мамаевские «татарове» имеют к современным татарам такое же отношение, как наемники-генуэзцы Мамая – к современным итальянцам. То есть, на деле не имеют абсолютно никакого отношения. Иначе Куликовская битва из исторического события превращается в очередное яблоко раздора народов России».

 Продолжение очерка в следующей публикации.

  08.05.2019


Рецензии