1. 67. Еланцы

Это село так называется, то, что рядом с озером «Байкал» на западном берегу, чуть южнее острова Ольхон.
      
Сестричка моя Лидка:  «Приезжай, посмотри. Фининспектором работаю. Лесозаготовительное предприятие. Поговорим. Пообщаемся». Приехал. Пообщаться- то некогда, она все на работе, да опять на работе. Решил, пойду сам общаться не с ней, раз она такая занятая, а с жителями. Пошел. А это в обед было. Столовая. Захожу. Столов на десять предназначена. Пока никого. Только повар, продавец и раздатчица в одном лице. Подхожу. Улыбается. Лицо лунообразное. Знакомое лицо. Нет не в смысле,  что знакомая, а просто вот такие родные азиатские черты лица. Буряткой оказалась. А я думал китайкой будет. Но, в общем, какая разница азиаты, впрочем, и я себя к ним отношу все на одно лицо.
      
Спрашиваю покушать можно? Отвечает. «Говори». Говорю: «Суп какой-нибудь и вот эту селедку». Возмущается, какая селедка? Омуль это.  Я в ответ: «Какая разница, что вы из этого озера Байкал вылавливаете?» Опять молчание. Вроде что-то  вспоминает, но по лицу вижу, недовольна чем-то.  Глядя на меня,  с возмущением отвечает: «Да не озеро это, а море Байкал». «Не понял, ну пусть не озеро, а море, ну какая зарница».
       
А разница как оказалось,  большая была, понял я это потом, когда я чуть-чуть познакомился с Байкалом.
      
Был я в Лиственничном, где располагался лемнологический музей, видел нерп, их детей – бельков, в общем, всю флору и фауну Байкала и прилежащей местности.
      
Озеро, скорее всего море, с его непредсказуемым поведением. То волны низкие, то высокие, что не устоять под их натиском.
      
А вода, вода то всегда удивительно прозрачная. Когда идешь по берегу, смотришь вниз – вот окуни плывут, вот еще какая-то рыба, а там чуть глубже и рака видно. Кажется, протяни руку, ведь рядом и можно взять. Да не тут-то было. Глубоко.
      
Прозрачность воды. Не поверите. Видно на тридцать метров и даже дальше.
      
Вспоминаю свое первое купание в Ангаре, которая через г.Иркутск протекает,  летом в жару более 30 градусов. Все стоят, загорают, думаю почему. Нырнул, вздохнул. Все обжигает, не говоря уж о шее, как ножом режет. Вылез. Встал вместе со всеми. Понял. Вода-то +8.
    
Впоследствии сделали пляж – прямо рядом с набережной и библиотекой и драмтеатром как раз напротив них. Улица К.Маркса здесь прямо к набережной выходила. Отсыпали косу, сделали заводь, но вода была чуть-чуть теплее.
      
Ну ладно, воспоминания, воспоминания. Вернемся в столовую.
      
Понял, говорю, не селедка, а омуль. Взяла из деревянной бочки рыбку, не такую уж и большую сантиметров тридцать не больше. Вкуснятина необыкновенная. Впоследствии ел  я и расколотку. Это  мороженого омуля поколотить обо что-нибудь твердое. Кожа быстро отстает, мясо-то нежное.  Кожа отдельно, мясо в кусочках. Посолил, поперчил. Ну, очень вкусно. Мне напомнила чем-то строганину. Такое же мороженое мясо с солью и перцем, только строгаешь его тонкими стружками, потому строганиной называется.
       
Вкуснятина, одним словом. Перед тем как начать есть, спрашиваю, в общем-то, и не знаю как эту сероватую массу, размером со столовую ложку на тарелке назвать, ну точь-в-точь, что тут прямо в столовой какая-то птица на тарелку наделала. Показываю, говорю: «Дайте это попробовать, но только две столовые ложки». Сразу заулыбалась бестия этакая. Не пойму почему. Оказалось как всегда просто. Думала, глядя на меня,  вот чудак, хотел разыграть меня, то с рыбой, теперь с нашим национальным бурятским блюдом, как будто не знает, что саламатом называется. С улыбкой спрашивает, и съешь что-ли? «Съем», говорю.  Вижу, что налаживается взаимопонимание.  «Что и целое чайное блюдце съешь?»  «Накладывай,  говорю съем». Первое съел. Малосольного омуля съел. Но вот чайное блюдце с саламатом с трудом осилил.. Саламат это когда в кипящую сметану ржаную муку насыпают немного соли и еще чего-то. Вкус кисловато жирный, вначале думаешь, что все съешь, но после второй чайной ложки – приторный очень. Его только в качестве приправы кладут к любым мясным блюдам. Съел. Поблагодарил. Взял несколько хвостов омуля. Выхожу и чувствую уважительный взгляд, своей соотечественницы – бурятки.
      
Побыл я сутки в Еланцах у своей сестренки. Понравилось.


Рецензии