2. 6. Средняя Азия
Очередной отпуск. Очередное путешествие на железном коне, да с женой и детьми. В 1973 году это было. Поехали. После Караганды жара наконец-то, наступила, июль все-таки. Едем по хрущевской асфальтовой дороге времен целинных залежных земель. Едем, а босиком да на асфальт, ни, боже мой, не можешь встать. Асфальт течет, ноги обжигает. Обжигает и ветер встречный. Уже третью фляжку на себя выливаю, ни какой прохлады, хоть цистерну на себя выливай.
Наконец-то привал. Родник – оазис посредине этой выжженной зноем равнины. Прохлада. Небольшие сопочки в виде камней. А вокруг них зелень такая пышная. Как-будто кто-то свыше сказал быть здесь отдыху путнику или живности всякой, чтобы оценили радость в жизни от незамечаемого повседневного общения с водой.
Отдохнули. Оценили. Хорошо-то как. Поехали по равнине. Ветер гонит шлейф пыли за машиной, дорог грунтовых много впереди и все накатанные, катись, не хочу. А мы то хотим на Балхаш попасть. Слева, справа бутылки валяются, значит, ходовая дорога. Иногда кто-то сидит близ этой дороги, ноги поджав на подстилке из газеты. Сидит спокойно так, не обращая внимания на окружающее его пространство, сидит и все тут. Отдыхает. Потом, наверное, встанет и пойдет туда, куда ему одному ведомо. В общем, сидят, и никто из них хоть бы раз руку поднял, довезите мол. Сидят и отдыхают. Потом идут куда-то. Только на свои силы надеются.
Наконец-то г. Балхаш, с его трубами полиметаллического комбината и озеро Балхаш, по имени которого он и назван. Красивое озеро, на юге малосольное, на севере более соленое, на востоке река или впадает в него, охота там великолепная на водоплавающих, по рассказам.
Порыбачили в Тарангалыке, в тридцати километрах от города, хороша рыбалка. Затем на южное побережье озера, а затем ближе к г. Сарышагану.
Ну, а южное побережье это что-то. Во-первых, вода вся в плавнях камышовых островов, заблудится в них, нет проблем. Ну, это по рассказам местных.
А когда начали проезжать небольшой участок дороги, да напрямую, попотел я. Думаю, все не выберемся. Но выбрались. Изюминка в следующем. До семидесяти сантиметров, пыль, ковром лежит перед тобой, такая жирная оказалась. Въезжаешь. До капота пыль. Раздвигаешь ее. В это время внизу под машиной в разные ямки и ямы ныряешь, думаешь, наверное, в последний раз, а вдруг встанешь, а вокруг то ни души, не то чтобы транспорт какой-то был.
Нырнул в эту кашу из пыли на лобовом стекле слой ее, щетки как-то нехотя гребут ее, ну ни хрена не видно. Опять из машины в пыль по колено или по пояс. Протираешь, едешь дальше. И так пока не выедешь. И участок то небольшой, всего-то около километра будет. А запоминаешь его надолго. На обратном пути объехал я это злополучное место.
Впереди горы, со снежными шапками на них. Вроде и ждешь этого, но когда подъезжаешь по равнине, даже не веришь, неужели гористая местность. Точно она. Вот он город Фрунзе, ныне Бишкеком называется. Лежит у подножья гор с них ледниковая талая вода стекает в руслах своих. Прохладная вкусная такая, после равнинных степей и скудной растительности здесь зеленый оазис. Отдохнули и в путь.
Тогда на двух машинах ехали, двумя семьями, мы и Шкатуло Игорь с Полиной вместе с сыном Андреем.
Глянули, плюнули, смотря на вершину перевала, да мы быстро, мухой пролетим через эти горы. И сразу в средней Азии будем. Оказалось, будем, но не мухой и не сразу.
Сразу то это без малого 130 км будет, чтобы забраться на три тысячи метров над уровнем моря, да по серпантину, да преодолевая стада овец, бредущих вниз под присмотром чабанов, целых двенадцать часов поднимались, останавливались часто, то отдохнуть от затяжного подъема, то двигатели не тянут, недостаток кислорода сказывался. Вначале я с Игорем Шкатуло искали в другом причину, а потом поняли когда быстро пробежали к леднику, чтобы воды набрать, дышать то тяжело.
Вот и перевал Тюзашу, тоннель в горном хребте примерно три километра. Выкатываемся из него. Совершенно другая картина. Нет скал. Есть альпийские луга, с такой сочной зеленой травой и прохлада, нет, не холод с западной стороны, где ледники, а прохлада. Уже стемнело. На ночлег становиться надо. Но пока едем, ищем хорошего местечка. А дорогу пересекает целая куча зеленых глаз, чуть ли не скончаемым потоком. Остановились. Посмотрели. Пауки – фаланги перебегают дорогу. Привыкли. Проехали. Остановились на ночлег. Я польскую палатку натянул. Поели. Дети в машине. Я с Нэлкой в этой желтенькой палатке с противомоскитной сеткой и синим пологом над ней. Легли. Вдруг Нэлка кричит, кто-то по мне бегает. Включил фонарик три или четыре фаланги бегут и прямо внутри наверх по полотну, ну я их сандалем раз и два и только пятно. Нэлка: «Не буду я здесь спать с этими паразитами». Ушла в машину к детям, как я не убеждал ее, что фаланги это же не легионеры римские, а просто пауки и если на падали не были, значит трупного яда у них нет. Чего бояться то. Все говорит, я пойду к детям. Так ведь и ушла. А я так вольготно растянулся и выспался на славу. Утром встал как огурец, и снова поехали теперь вниз в Ферганскую долину.
А навстречу поднимаются легковые машины, люди приветливые все спрашивают нас, ну как там, а альпийских лугах, все так же прохладно? Да прохладно. Хорошо говорят, хоть отдохнем недельку от ташкентской жары. Вот ведь люди. Одни от холода в жару едут, чтобы согреться, как мы, например, а другие от жары да за прохладой гоняться.
По пути заправились бензином на заправке из цистерн «самотеком», эл. энергии то нет. А в скором времени, конечно, появится. Проезжаем мимо строящейся Токтогульской ГЭС, которая на р. Нарыне стоит. В ферганскую долину, что в Узбекистане, Нарын течет глубоко внизу в ущелье между гор, а дорога как раз вдоль этой реки идет, да высоко так расположена по отношению к реке. Подходишь к обочине, страшновато становится, ни каких ограждений нет. Правда с правой стороны через разные расстояния, если позволяли горы, ловушки для машин были с выездом по специальной, тупиковой дороге вверх направленной, это чтобы скорость машины погасить и остановиться.
Вначале ехали, осторожничали, а нас с шумом обгоняли большегрузные машины, которые сновали между строящейся ГЭС и долиной, при этом только камни летели в ущелье. А потом и мы привыкли не смотреть вниз в ущелье, поняли дорога как дорога и катились в общем потоке машин иногда и обгоняя их, туда, вниз в Фергану. Ну, вот мы и на равнине. Воздух влажный, кажется, что и дуновение ветерка нет. Несколько раз переезжаем оросительный канал им. Ленина. Вода Нарына почти вся шла на полив хлопка, рисовых чеков, да и на бахчевые культуры тоже.
Остановится негде, кажется, каждый квадратный метр занят. Около г.Андижана наконец-то лесопосадки. Не успели поставить палатки, подъезжает милиционер из соседнего совхоза. Поприветствовал и сказал: «Останавливаться на ночлег здесь нельзя, земли совхозные, да и к тому же, такие уважаемые люди могут остановиться в гостинице». Под вечер нашли местечко между двух рисовых чеков. Уснули. Проснулись от разговора людей. Смотрим. Стоят рядом дети и показывают руками на нас и что-то быстро говорят старшим, которые по колено в воде что-то с рисовыми посадками делают. Наскоро поели и в путь. Наманган, Канибадам, Ташкент.
Удивительные люди узбеки, национальная одежда халаты. Живут в селениях пронизанных арыками, причем если вверх по течению арыка, одни стирают одежду, то внизу пьют воду. Мужчины, справив малую нужду, платочком вытирают причинное место. На базарах в навал арбузы, дыни. Купили, поели, вкусные дыни и всего то рубль килограмм. Синий камень, медный купорос на рынке продают от всех болезней.
Еда вкусная, в особенности лагман, да и повара, в большинстве своем мужчины, голыми руками лапшу, сваренную и специи, в лагман кидают.
А когда в г. Ташкент, вновь отстроенный после землетрясения, заезжали. Нэлка захотела цивилизацию поближе посмотреть. Хочу, говорит по ночному городу Ташкенту прокатиться и посмотреть эти широкие проспекты, которые все в огнях, ну те о которых в то время много писали.
Не могу, отвечаю, садись и рули сама, права же есть, а я с ног от усталости валюсь. Обиделась на меня, долго не разговаривала, особенно после того, когда утром проснулись. Оказалось, что рядом со свалкой городской ночевали.
Утром снова в путь, через Ташкент, Балхаш и мы дома в г. Челябинск – 70. А после завтра вновь приступили к работе.
Вот такие ставные для меня воспоминания о Средней Азии.
Свидетельство о публикации №219050901026