Алексей Новиков - герой из деревни Грязнухи

Я помню тот летний день, когда мы приехали на станцию Кын. Воздух расплывался в мареве. В окна старого вокзала било солнце, за ним высилось здание поселковой школы. У школы огорожен цветник, посредине которого расположен памятный бюст и пограничный столб с гербом СССР. Среди зелёной листвы на нас смотрел двадцатилетний парень в фуражке со звездой.

Тракт от села на станцию в мирное время – это путь в большие города, на учёбу и работу, в новую жизнь. 22 июня 1941-го всё перевернулось. На ухабах просёлочных дорог пылили трёхтонки с новобранцами. Они увозили убелённых сединой отцов и совсем юных мальчиков к воинским эшелонам. Старики и женщины собирались у черных тарелок и слушали по радио голос Левитана. Наша армия оставляла один город за другим…

За сухими сводками скрывалась безвестность каждого, кто ушёл на войну. Однако сердце матери надеется до последнего. Может, сыночек жив?
Алексей Александрович Новиков одним из первых встретил натиск врага. Пограничник родом с чусовской земли погиб 23 июня 1941 года. Каким он парнем был?

*** ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА ***

2 февраля 1920 года в семье Новиковых родился сын Алёша. Семья Александра Ивановича и Анны Дмитриевны была дружной и трудолюбивой. У Алексея была сестра Евдокия, братья Василий и Анатолий. Они жили близ реки Чусовой в деревне со смешным названием Грязнуха.

Деревня стояла на горе за камнем Мултык, ниже по течению от села Кын-Завод. Избы ставили в логу на берегу маленькой речки Грязнушки. Горная речушка прорезает склон и под Дуниной горой впадает в реку Бабенку. Женщины деревни отличались чистоплотностью, а имя "оборотное" дали от сглаза.

Была традиция в народе оберегать своё счастье от завистников. Вот и пошли названия да фамилии "наоборот" – из Безсчастных да Несчастливых, Дураковых и Дурневых, Бедных и Грязных, Неуйминых и Некрасовых, за которыми скрывается умный, красивый, богатый душою русский народ.

Новиковы – особая фамилия. Новик – тот, кто пришёл первым на целину и распахал новину, "новиково поле". Анатолий, брат Алёши Новикова, говорил своей дочери, Надежде Гилязовой: "Всё начинается с детства. Всё. Сам человек, его жизненные истоки, родина...

…Дети росли небалованными. Алёша с сестрой Дусей были первые помощники отцу и матери на покосе, на заготовке дров на зиму. Годы-то были голодными. Кормили лес и река. С ранней весны до поздней осени ребята собирали всё, что было съедобным. Только оттаивала земля, и Алёша вместе с братьями собирал с полей оставшиеся с осени картошки".

В 1932 году Алёша пошёл в пятый класс сельской школы в Кын-Заводе. Его помнит одноклассница Нина Петровна Воздухова (Неволина): "Алексей всегда был готов защитить нас от хулиганов. В Грязнухе мы останавливались в доме его родителей, там же ставили концерты".

Книжки Алёша получил на двоих с Володей Дылдиным. Учиться ему нравилось, хоть учебников и не хватало. В то время дети после семилетки выходили на работу. Алексей решил учиться дальше, и окончил Пермский педагогический техникум. В 1938 году он работал учителем географии в школе посёлка Юрьевский близ Красноуральска.

Об Алексее Новикове отзывается его младший брат Василий: "Алёша из ружья очень метко стрелял. И был для нас примером. Из нашей деревни только он один выучился, получил образование, а война его погубила в расцвете сил". Ещё в техникуме Алексей удостоился значков "Ворошиловский стрелок" и "Будённовский всадник".

В 1939 году его призвали служить в пограничные войска. После школы младших командиров наш земляк был направлен на границу СССР, которая проходила по реке Западный Буг. Застава располагалась на правом берегу у станции Дубица, через которую шла железная дорога от Бреста до города Холм.

Эту дорогу проложили в России в 1887 году. Линия от Дубицы вела к деревне Томашевка и станции Влодава, затем выходила на мост через Западный Буг. На левом берегу была одноимённая станция и город Влодава. Там красивые места, овеянные историей Холмской Руси.

*** ХОЛМСКАЯ РУСЬ ***

Летопись 1019 года говорит о древнерусском городе Берестия на Западном Буге близ устья реки Мухавец. На том мысу появилось Волынское укрепление Брестской крепости. В 1223 году князь Даниил Галицкий построил южнее город Холм в Галицко-Волынском княжестве. Позже в устье речки Володавки встала древнерусская красивая крепость Володава. 

В XIV веке Холмщина перешла к Польскому королевству в составе Русского воеводства. Белые русы остались на своих землях. У деревни Яблочной в конце XV века был основан православный Свято-Онуфриевский мужской монастырь. Там следы страны Гардарики!

До Первой Мировой войны деревня Яблочна соединялась пешеходным мостом на понтонах с деревней Дубицей, где была монастырская школа. Мост сменила паромная переправа. Паломники из Бреста посещали Яблоченский монастырь в день Святого Онуфрия, 25 июня. Над рекой плыл колокольный звон!

Белорусская природа совсем другая, нежели на Урале. Она так не похожа на камни Чусовой, обросшие разлапистыми пихтами и елями. На пологих берегах Буга разрослись дубравы. Наверняка Алексей Новиков разглядывал могучие дубы - ровесники монастыря!

Веками на холмской земле жили соседями предки белорусов и поляков, русских и украинцев. Более половины населения Володавы и Холма составляли евреи. Они шутили, что польский Хелм назван от слова "хелем" – мечта! Они и представить себе не могли, что начнётся Холокост, и немцы у соседней станции Собибор умертвят четверть миллиона их собратьев.

*** А ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА ***

В 1939 году Польшу оккупировала фашистская Германия. У монастыря расположилась немецкая погранзастава. Старинное место переправы через Буг приглянулось немцам, готовившим блицкриг. Оттуда шли хорошие дороги на восток через село Домачево.

Надежда Копченова, работавшая экскурсоводом, говорит: "Немецкие офицеры, переодетые в гражданку, приезжали в Домачево и катались до Малориты под предлогом того, что они ищут могилы родных, погибших в Первую мировую войну. А ведь и сейчас в Домачево есть это кладбище. Все эти "поиски", а по сути, разведка дорог, были накануне войны. Все дороги были на немецких картах".

Границу СССР на этом участке защищал 17-й Краснознаменный Брестский пограничный отряд.  Начальник отряда майор А.П. Кузнецов и штаб были в Бресте. 182 километра границы охраняли двадцать линейных застав, примерно по семь бойцов на километр. Младший сержант Новиков служил командиром отделения в 15-ой погранзаставе Дубицкой комендатуры.

22 июня 1941 года начинался обычный летний день. Солнце не успело пробиться сквозь туман над Бугом, как началась война. Немецкие самолёты бомбили приграничные аэродромы, воинские части и штабы Красной Армии, пункты связи и железнодорожные узлы на глубину до 300 км от границы СССР.

"В 3 часа 30 минут по всей линии границы тысячи орудий и минометов регулярных войск Германии открыли огонь по местам сосредоточения войск Красной Армии, пограничным заставам, укрепленным районам. По всему фронту гремела непрерывная канонада, которая слилась в сплошной гул", - пишет Руслан Иринархов.

Пограничники первыми приняли на себя удар гитлеровских армий. 22 июня вступили в бой 485 советских пограничных застав, и ни одна не отошла без приказа! Группе армий "Центр" в направлении главного удара противостояло 19 600 пограничников.
Из них в первые дни погибло более 16 тысяч воинов. Немецкие генералы рассчитывали уничтожить наши заставы за полчаса. Но погранцы стояли насмерть.

Каждый боец совершил беспримерный подвиг! По данным историков, "257 советских погранзастав держали оборону от нескольких часов до одних суток… Свыше 15 суток держалась 51 застава. До двух месяцев сражалось 45 застав".
Маршал Г.К. Жуков однажды признался: "Виноваты мы перед пограничниками. Отдали мы их на съедение..."

Леонид Спаткай уточняет: "Передовые отряды гитлеровских дивизий превосходили заставы в живой силе до 20 раз, в винтовках и автоматах – до 17 раз, ручных пулеметах - в 3 раза. Боезапаса на пограничных заставах хватало всего на 40 минут напряженного боя. Противник имел артиллерию и танки, чего не было на заставах.
Огнем из пулеметов и лёгкого оружия заставы отражали атаки немецкой пехоты.

Однако они оказывались бессильны перед вражеской бронетехникой, не имея противотанковых средств. Немецкие танки врывались в опорные пункты застав, стрельбой из пушек и гусеницами уничтожали огневые точки, расстреливали из пулемётов уцелевших бойцов".

*** ПОДВИГ АЛЕКСЕЯ НОВИКОВА ***

"Под прикрытием артиллерийского и минометного огня специальные отряды начали захват мостов через пограничные реки, обеспечивая их форсирование передовыми частями вермахта". Им помогали заброшенные в тыл диверсанты: "Диверсионные отряды полка Бранденбург, переодетые в форму бойцов и командиров Красной Армии, к четырём утра 22 июня захватили автодорожный мост в Устилуге. Отряды противника захватили мосты у Влодавы и Волчьего Перевоза" (Р.Иринархов).

Одновременно парашютные десанты вывели из строя линии связи. Заставы пограничников на участке Кодень – Домачево и красноармейские части атаковали 255-я и 267-я пехотные дивизии, 3-я и 4-я танковые дивизии, 1-я кавалерийская дивизия группы армий "Центр".

В окна старого вокзала било солнце. В четыре часа утра миномётный обстрел накрыл заставу у станции Дубица. Штурмовые подразделения немцев на плотах и резиновых лодках начали переправу у брода через Западный Буг. По команде военкома Елистратова пограничники заняли оборону. Пулемётный расчёт командира отделения А.А. Новикова и рядового Н.Е. Ставницкого расположился напротив переправы.

К концу дня большинство огневых точек заставы, которой командовал капитан Алексей Коробко, было подавлено немецкой артиллерией. Геройски погиб станковый пулеметчик ефрейтор Ткаченко, отбив попытки вражеского десанта приблизиться к берегу. Погиб и повар заставы Николай Ставницкий, успевший поднести Новикову ящики с патронами.

После шестнадцати часов боя застава получила приказ отступать. Раненый Алексей остался прикрывать товарищей. Вековые дубы защищали его от пуль и шрапнели. Меняя расположение, прицельными выстрелами младший сержант Новиков уничтожил около 70 гитлеровцев. Он продержался до следующего утра.

Ночью немцы не наступали. 23 июня они обнаружили его, теряющего сознание, в дупле большого дуба. Пленного переправили на допрос во двор Свято-Онуфриева монастыря. Немецкому офицеру доложили:  - Вот он, русский пулемётчик.

Ольга Нестеровна, жена пограничника Ивана Бекалика, вспоминала:
- Страшный был бой. Горела земля. Мой шурин Александр Корнеевич Мамчур был послушником монастыря в Яблочной. Он получил у немцев пропуск, и мы встретились через неделю после начала войны".

Послушник рассказал ей о подвиге советского пограничника: "Я видел мужественных людей. Но, поверь, такого встречать не приходилось. Его принесли немцы с вашего берега на третий день войны. Никто не считал, сколько пуль прошло через его тело. Врачи удивлялись, как только жив этот человек. А он держался мужественно. На допросе не сказал ни слова".

По словам А. Мамчура, немецкий офицер не смог скрыть своего восхищения мужеством и стойкостью солдата, велел его исповедовать и похоронить со всеми почестями. Настоятелем Яблочинского монастыря был отец Христофор. Исповедоваться ему Алексей Новиков не стал.

Александр Корнеевич запомнил: "Я наклонился к солдату, и тихо, чтобы не услышали фашисты, сказал: - Сын мой, назови хотя бы свое имя, обещаю передать его на вашу сторону, известить родных о твоей гибели.
 
И он, помолчав, так же тихо ответил: "Я... Алексей Новиков... из Дубицы... Передайте... я выполнил долг до конца".

Героя-пограничника похоронили в монастыре. В цветочной клумбе появилась могила с крестом и надписью "А.Н."

Сирот из семей офицеров спрятали у себя жители деревни Страдичи. О том пронюхали немецкие прихвостни. 23 сентября 1942 года у шоссе Томашевка–Брест фашисты расстреляли детей пограничников. Вместе с ними погибли дети Домачевского детдома и воспитательница, всего 54 человека. На месте их казни установлен памятник.

18 июля 1944 года началась Люблин - Брестская наступательная операция. Советская Армия вышла 27 июля к Западному Бугу. Через день прославленная Брестская крепость-герой вновь стала нашей.

*** ПОСЛЕ ВОЙНЫ ***

В 1948 году останки Алексея Новикова захоронили на военном кладбище в польском городе Влодава. Писатель Н. Пинчук по рассказам Александра Мамчура написал заметку о его подвиге "Тайна раскрывается". Её в январе 1964 года опубликовала газета "Советская Россия", это редкий случай.

Геройски сражавшихся и погибших пограничников в первые дни войны просто некому было записывать. Девять из десяти считались без вести пропавшими.
Мы склоняем голову перед ветеранами, дожившими до часа Великой Победы. И справедливо! Но кто вспомнит тех, кто безвестно погиб в первые дни и годы войны?

6 мая 1965 года младший сержант Алексей Новиков был награжден посмертно орденом Отечественной войны Первой степени. 31 мая 1968 года его имя было присвоено 14-ой заставе Брестского погранотряда.

В 1970 году братья Алексея передали её командованию награду героя на вечное хранение. Пограничникам стоят памятники на месте боёв и бывших застав. В городе-герое Бресте стоит памятник "Стражам границы" с именной стелой Алексея Новикова.

Родные Алёши в 1989 году побывали в Яблоченском монастыре. Настоятель Абель Поплавский и общество Красного Креста города Бяло-Подляски установили гранитный обелиск на прежнем месте могилы паренька с Чусовой.

Однако сейчас польские власти сносят советские памятники и военные кладбища. Они решительно не хотят помнить, кто освобождал Польшу и узников концлагерей. Дай Бог, чтобы могила Алексея и других погибших бойцов Красной Армии сохранилась.

23 июня 1991 года подвигу пограничника исполнилось полвека. У кыновской школы № 65 торжественно открыли его бюст работы скульптора Лидии Кузнецовой. В 2005 году Алексею Новикову присвоено звание "Почётный гражданин города Лысьва".
В посёлке Кын одну из улиц назвали в честь А. Новикова. На ней в доме № 9 живут племянники Алексея. Помнят о нём и лысьвенские ветераны-пограничники. 27 октября 2018 года на этом доме была установлена мемориальная доска.

Однако родился солдат Алёша на свердловской земле. Когда делили огромную Уральскую область, то линия между Пермской и Свердловской областями пролегла по хребту камня Мултык. Пограничная деревня Грязнуха осталась за Ослянским сельсоветом, а соседняя Талица – за Кыновским. В прошлом году на памятной стеле в Верхней Ослянке было высечено имя Алексея Новикова.

*** КРУТАЯ ДЕРЕВНЯ ГРЯЗНУХА ***

Как люди раньше селились на Чусовой? У кого-то предки ставили избы поближе к реке. А кто-то на самую верхотуру забирался, оттуда к реке набегаешься. Зато половодье не страшно. И вид с высоты - вся земля, как на ладони. Среди имён уральских деревень недаром есть Красоты и Глядены. На горе живут "высотские".

Такой была деревня Грязнуха, которая стояла в лесах за бойцом Мултыком. Её поля раскинулись на хребте. Внизу были деревни, основанные вогулами. Их жителей звали "низовскими". От деревни Бабенки к Грязнухе поднимается круто дорога по склону Людиной горы. Оттого у высотной деревни второе имя появилось – Крутая.

Елена Вяткина  родилась в Бабенках. Она вспоминает: "В школьные годы мы собирали материалы о Новикове. Были дети, кто ездил в Брест на места, связанные с Алексеем Новиковым".

Людмила Александровна Дылдина вспоминает о Грязнухе: "Всего в деревне было 23 дома, в ней примерно жило двести человек. Фамилии семей, живших в Грязнухе: Новиковы, Борисовы, Кокшаровы,  Дылдины, Лазарьковы, Постаноговы, Поповы. Деревня была в одну улицу, но пять домов находилось через речку Грязнушку.

Речка Грязнушка маленькая, но чистая. Вода чистейшая и никогда не замерзала, потому что много было в ней ключей, бьющих из-под земли. Из ключевинников брали воду для еды и питья". Теперь там шумит ветвями одинокий кедр. На этой земле и родился будущий пограничник.

Люди в Белоруссии, земляки в Кыну и Лысьве, в Бабенках, Верхней Ослянке и Красноуральске помнят и чтят Алёшу Новикова. Когда тебе всего двадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди.
Простой парень родом с реки Чусовой решил остаться на заставе, прикрывать отход товарищей и бить поганых фрицев в одиночку.

Защищая границу, он не сделал ни шагу назад! Это пример высочайшего мужества. Алексей отдал жизнь за нашу Родину и спит вечным сном в далёкой холмской земле.

***

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н. Пинчук. Тайна раскрывается. Газета "Советская Россия" от 8 января 1965 года.

2. Иван Чайчиц. Легенда о поединке младшего сержанта Алексея Новикова, ведущего неравный бой у векового дуба с превосходящими силами противника на рассвете 22 июня 1941 года. Специально для социального портала "Реальный Брест". https:// realbrest.by

3. Леонид Спаткай. Первые бои на западной границе. http://100.gpk.gov.by

4. Воспоминания Людмилы Александровны Дылдиной. Запись Елены Вяткиной

5. Маргарита Зернина. Живые, помните! Публикация ВК о станции Кын и музее Алексея Новикова, https://vk.com/wall-65031829_74

6. Надежда Васильевна Копченова. Письмо читателя в ответ на статью Кристиана Ганцера, http://www.b-g.by/

7. Валентина Козлович. Война и мир старой железнодорожной станции Дубица под Брестом. http://tomin.by

8. Иринархов Руслан Сергеевич. 1941. Пропущенный удар. Почему Красную Армию застали врасплох? https://history.wikireading.ru/77809

9. Материалы энциклопедий и справочников об истории России


Рецензии