Шинель отца

                Эх, суконная, казенная,
                Военная шинель,
                У костра в лесу прожженная,
                Отменная шинель.
                (А.Твардовский)

       С войны отец мой пришёл в солдатской шинели, поверх которой, через его правое плечо, по военной привычке, висела на ремне кирзачная полевая сумка. Мама рассказывала, что когда она впервые увидела отца, то он показался ей настоящим франтом!

       Перед выходом из дому отец причёсывал шинель стальной щёткой, чтобы пушилось сукно. Потом при помощи мыла наглаживал на шинели острые стрелки. Уже после демобилизации он, подражая офицерам, подогнал шинель по фигуре. Зашил на спине под хлястиком складку так аккуратно, что после этого шинель сидела на нём как влитая.

       Со временем и шинель и сумка за ненадобностью были отправлены на чердак. Я, маленький, лазил туда и видел их, но особо не интересовался, лежат себе и лежат. Много чего на чердаке другого, более для меня интересного лежало. В отцовском фанерном чемодане настоящая военная кожаная кобура лежала; ещё тут лежала железная щётка-скребок для чистки лошади - отец был командиром отделения телефонистов для обслуживания линии связи, имел лошадь, шашку и монтёрские когти; было в чемодане пять самодельных зажигалок, отец из пустых гильз сам сделал; несколько коробок американских спичек было, я их все из интереса, понемногу, тут же на чердаке и сжёг; лежал отцовский военный дневник, которого сейчас нет. Вот о пропаже этого дневника я сейчас больше всего жалею. Ну да ладно, теперь о шинели.

      Когда я перешёл в шестой класс, то как-то быстро вытянулся, вырос из своей одежды. Новые ботинки с рубашками мне справили, а пальто не было. Вот тогда мама сама полезла на чердак и вытащила на свет отцову шинель. Повертела её перед собой, встряхнула – пыль столбом! Быстренько скрутила шинель в комок, затем вышла на крыльцо и долго вытряхивала её от пыли.

       Вечером, накормив нас, она присела поближе к свету и начала шинель распарывать. Вначале распорола складку на спине и вдруг на наших глазах шинель превратилась в огромное одеяло.
-  Что заудивлялись? – заулыбался отец – Солдат не барин. Шинель для него и перина, и подушка, и одеяло. Да и плащ-палаткой может послужить. Сами видите, что солдат в неё с головой закутаться может, и от мороза и от непогоды спрятаться.
       Отец расправил шинель по полу, погладил руками.
- Что ж, сын, хорошее пальто тебе мать сошьёт из этой шинели. Носиться хорошо будет, долго.

       Мама взяла ножницы и начала распарывать шинель по швам. Мы уже легли спать, а она всё сидела у лампы, распарывая швы. Утром постиранные суконные куски уже висели на верёвках – сохли.
Через неделю пальто было готово.

       В школе я гордился им.
- Вот! Я в настоящей шинели хожу!

       Ребята, конечно, завидовали. Ещё бы! Ведь поверх новой шинели через моё правое плечо висела и отцовская полевая сумка. В ней уместились и тетради и мои учебники, а в её удобном кармашке лежала чернильница. Два года я носил шинель, потом вырос.

       Сейчас-то я понимаю, что от бедности нашей семьи ходил я в пальто, сшитом из отцовской шинели. Но учился я практически на отлично, а в советской школе ребят, которые хорошо учатся, одноклассники уважали. Над моей шинелью никто никогда не смеялся.

       Отец всегда повторял:
- Учись. Мне вот война помешала учиться. Если бы я учился, то не электриком работал, а инженером. Не повторяй моих ошибок. Учись.
 И я старался  учиться.

       Жалею, что не увидел отец, что выполнил я его наказ: окончил политех, стал инженером-электриком. Сбылась его мечта: вывести детей в люди.

       Никогда не забываю я и отцовские слова:
- Учись. Не повторяй моих ошибок.


Рецензии