О согрешивших от священнического чина. p91-94

О согрешивших от священнического чина
и простом народе

«Потом святые Ангелы схватили великое полчище грешни-
ков, среди них были епископы, священники, диаконы и притч
церковный, и прочие люди, мужчины и женщины, отроки и
отроковицы. Лица их испачканы гноем. От тела и рук их вы-
ступала мерзкая нечистота. Господь грозно на них посмотрел
и сказал: «О, род развращенный и прелюбодейный, за минут-
ное наслаждение будете вечно пить чашу горести. На земле вы
разжигались похотию плоти.
Отойдите от Меня, окаянные, проклятые, нечистые, в муку
вечную. Если бы вы покаялись и слезами омыли свои сквер-
ные похоти, пожив в целомудрии и чистоте, могли бы полу-
чить прощение и помилование».
Ангелы низвергнули их в бездну огня неугасимого. Они
со страшными воплями и проклятиями погружались в море
огненное (С. 38–39).
(Великое множество – это почти весь состав нынешних цер-
ковных людей!.. То есть мы все с вами. Окаянные, проклятые,

92
нечистые. Окаянные, то есть утратившие способность к пока-
янию. И это речь о церковных людях. Образованных, начитан-
ных о православии, знающих церковные учения. Интеллекту-
ально развитые, наученные или от природы умеющие на все
составлять свой взгляд, свое мнение. Всякую ответную фразу
начинающие словечком «нет». Сначала «нет», а потом говорим
то, что хотели сказать. «Нет» означает, что для нас собеседник
не существует. Он есть лишь повод для моей самореализации.
Этим «нет» очищаем в своем сознании место от собеседника,
чтобы себя водрузить перед ним и самому сказать. Перед сло-
вами о добром добавляющие словечко «как бы». Тем все до-
брое и даже святое поставляя в разряд не существующего, или
«как бы» существующего. Все о грехах и страстях знающие. А
покаяние утратившие.
Покаяние есть результат вышеестественной, благодатной
веры и живой совести. То и другое не во внешнем челове-
ке заквашивается, а во внутреннем нравственном. Но не по
причине природной способности к покаянию, а по действию
свыше Святого Духа или как милостивая помощь Его, Святого
Духа, человеку, после грехопадения искренне жаждущего при-
мирения с Господом.
Стало быть, не во внешнем человеке нужно искать покая-
ние, а во внутреннем нравственном.
Значит, окаянные – это те, кто не хотят возвращения к вну-
треннему нравственному, не хотят, не умеют, хуже того, впол-
не довольны своею жизнью во внешнем человеке.
То же и средние люди. Больше, чем внешние, исполненные
жизнелюбия, поглощенные деятельной творческой жизнью,
имеющие множество различных душевных дарований, выда-
ющиеся артисты не только в театре, кино, но и в жизни. При
такой насыщенности душевных движений могут и непроиз-
вольного покаяния сподобиться. К одному только не будут

93
способны. К переходу от среднего человека к внутреннему
нравственному. Потому что при переходе всё, что они имеют
как дарования среднего человека, утратит свое жизненное зна-
чение, погаснет в них, или потеряется. Современные средние
люди, находясь в центре душевного внимания родных и близ-
ких или в зените славы как творчески одаренные люди в среде
своего окружения, не могут пойти на такие утраты, не могут
отвергнуться себя. Поэтому невозможно для них покаяние.
И верно говорится в Откровении: «Неправедный пусть еще
делает неправду» (Откр. 22, 11).
Другое свойство отвергнутых епископов, священников, ди-
аконов, мирян разного рода – проклятые.
Это нечестивые, согласившиеся между собою в этом не-
честии. Кратко – совет нечестивых. Это миряне, которые не
хотят долгих служб по уставу, и клир, благословленный епи-
скопами службы сокращать. Это семинаристы духовных семи-
нарий и священники-учащиеся заочных отделений, которые
вместо трудов по освоению учебного предмета соглашаются
между собою собрать сумму денег, чтобы оплатить оценки, и
преподаватели, которые согласны за деньги поставить всем
оценки, какие кто хочет. Это повсеместно распространяющая-
ся общая исповедь вместо частной. Это неостанавливающиеся
разговоры в алтаре во время богослужения. Когда в храме ал-
тарь живет своей жизнью, нередко совсем далекой от богослу-
жения, клирос – своей, молящиеся в храме – своей. Это дети
с пылу и с жару беготни вокруг храма или младенцы прямо с
трамвая подносимые к причастию без всякой подготовки и без
освящения богослужением. Это крещение с минимальными
усилиями и формальной подготовкой к таинству, а в итоге ты-
сячи людей после крещения не имеющие сил ходить на служ-
бы и больше не появляющиеся в храмах. Это и множество тех,
кто наполняет храмы, но без каких-либо перемен в греховной

94
повседневной жизни. Все порознь и вместе названы этим
ужасным словом, фактически означающим их вечную участь.
Наконец, третья характеристика отвергнутых – нечистые.
На каждом богослужении провозглашается прошение, чтобы
нам жить в «благочестии и чистоте»
В благочестии, т. е. при исполнении всех видимых святых
действий Церкви – поста, молитвы, богослужений, таинств,
иметь жизнь в страхе Божием, с искренним желанием и стрем-
лением исполнять заповеди Божии, и реально их исполнять.
В чистоте – значит быть такими, кто «омыли одежды свои и
убелили одежды свои Кровию Агнца, и Сидящий на престоле
будет обитать в них» (Откр. 7, 14–15). Вместо такой чистоты
отвергнутые ходят в нечистоте. Но они скажут потом: мы же
постоянно причащались. Да, но не в усвоение причастия, не в
исполнение заповедей и не в непостыдное житие, в котором
имя Христа не постыжалось бы, чтобы «веруя, имели жизнь
во имя Его» (Ин. 20, 31), но напротив – имели жизнь в суд
и осуждение, когда «носишь имя, будто жив, но ты мертв»
(Откр. 3, 1). Это о тех, кто утратил способность приходить
к внутреннему духовному человеку. И причастие их было
втуне – впустую.)


Рецензии