de omnibus dubitandum 1. 8

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (1572-1574)

Глава 1.8. НЕОБХОДИМОЕ УТОЧНЕНИЕ...

    Обратим внимание на следующие странные факты. Впрочем, их странность базируется лишь на общепринятой хронологии и внушённой нам с детства версии русской истории. Оказывается, изменение хронологии снимает многие странности и "ставит все на свои места".

    Один из основных моментов в истории Руси - это так называемое татаро-монгольское завоевание. Обычно считается, что Орда пришла с далекого Востока, из Китая или Монголии, захватила много стран, завоевала Русь, прокатилась на Запад и даже дошла до Египта. Там она посадила династию мамелюков. Однако к этой версии есть много претензий даже в рамках скалигеровской истории, и они более или менее известны.

    Начнем со следующего замечания. Если Русь была завоевана с какой бы то ни было стороны, с Востока или с Запада, то должны были сохраниться свидетельства о столкновениях между завоевателями и казаками, жившими как на западных границах Руси, так и в низовьях Дона и Волги.

    Отметим, что в школьных курсах руской истории пишут, что казачьи войска возникли будто бы лишь в XVII веке. Дескать, холопы бежали на Дон. Однако, самим историкам хорошо известно, что, например, Донское казачье государство существовало еще в XVI веке, имело свои законы и свою историю.
титульные страницы старинных книг XVII века, рассказывающих об истории казачьих республик. Более того, оказывается, начало истории казачества относится к XII-XIII векам. См. например работу Сухорукова "История Войска Донского", журнал ДОН, 1989 год.

    Таким образом, Орда, откуда бы она ни шла, двигаясь по естественному пути колонизации и завоевания, вверх по Волге, неминуемо должна была бы вступить в конфликт с казачьими государствами. Этого не отмечено. В чем дело? Естественная гипотеза такова. Орда потому и не воевала с казаками, что казаки были составной частью Орды. Эта гипотеза хорошо обоснована в книге А.А. Гордеева. Пытаясь согласовать ее с привычной сегодня миллеровской версией руской истории, Гордеев вынужден был предположить, что татаро-монгольская Орда, попав на Русь, стремительно обрусела и поэтому казаки - воины Орды стали чисто рускими по происхождению.

    Наша основная, - точнее, одна из основных, - гипотеза совсем другая. Она состоит в том, что казачьи войска не просто составляли часть Орды, а ОНИ ЯВЛЯЛИСЬ РЕГУЛЯРНЫМИ ВОЙСКАМИ РУСКОГО ГОСУДАРСТВА. Другими словами, ОРДА С САМОГО НАЧАЛА БЫЛА РУСКОЙ. В прошлом ОРДОЙ НАЗЫВАЛОСЬ ПРОСТО РЕГУЛЯРНОЕ РУСКОЕ ВОЙСКО. Термины ВОЙСКО и ВОИН являются церковно-славянскими по происхождению, а не старо-рускими. Они вошли в употребление лишь с XVII века. Старые названия были таковы: Орда, казак, хан. ОРДА - это РАТЬ.

    Потом терминология изменилась. Кстати, еще в XIX веке в руских народных пословицах слова' ЦАРЬ и ХАН были взаимозаменяемы. Это видно из многочисленных примеров, приведенных в словаре В. Даля. Например: "где хан (царь), тут и орда (или: и народ)" и т.п.

    Кстати, на Дону до сих пор есть известный город СЕМИКАРАКОРСК, а на Кубани - станица Ханская. Напомним, что Каракорум считается РОДИНОЙ ЧИНГИЗ-ХАНА. При этом известно, что на том месте, где скалигеровско-романовские историки до сих пор упорно ищут Каракорум, никакого Каракорума почему-то нет.

    Отчаявшись, выдвинули гипотезу, что "монастырь Эрденитсу (Erdinidsu) основанный в 1585 году (то есть через несколько сотен лет после времени Чингиз-Хана - Л.С.) был воздвигнут на развалинах города Каракорума". Этот монастырь, существовавший еще в XIX веке, был окружен земляным валом длиной всего лишь около одной английской мили. Историки считают, что знаменитая "монгольская" столица Каракорум целиком помещалась на небольшой территории, впоследствии занятой этим монастырем.

    А на Дону, как мы видим, название Каракорум присутствует. Например, на карте "Южная часть Великой России" 1720 года вся казачья область Дона названа Малой Тартарией и здесь указана река Семи КАРАК (Semi Karak), левый приток Дона. Полное название карты таково: Tabula Georgaphica qua Russiae Magnae Pontus Euxinus. Johan Baptist Homann. Nu"rnberg, ca 1720. Так что на казачьем = татарском Дону мы видим название КАРАК. Название Карако-рум могло означать просто "окрестности Карака".

    Далее, на карте России 1670 года (Tabula Russia vulgo Moscovia, Frederik de Wit, Amsterdam, ca 1670) здесь же, около Дона, указан населенный пункт под названием Semikorkor. А на другой карте 1736 года (Theatre de la Guerre sur les Frontieres de Russie de Turquie, Reiner & Joshua Ottens, Amsterdam, 1736) приток реки Дона назван Semi KOROKOR. Все эти карты были представлены на выставке старых карт России, проходившей в феврале 1999 года в музее частных коллекций при музее им. А.С. Пушкина в Москве.

    Таким образом, на Дону в нескольких вариантах присутствует название КОРОКОР, входящее в название населенного пункта и притока реки Дон. При латинизированном прочтении в конце слова могли добавлять UM, что и превращало казачье название КОРОКОР в КОРОКОР-УМ. То есть в знаменитый Каракорум, где, как считается, родился Покоритель Мира.

    Но тогда получается, что родиной великого завоевателя Чингиз-Хана мог быть казачий город КОРОКОР около притока Семи Каракор реки Дон.

    Вернемся к вопросу об Орде. По нашей гипотезе Орда была не каким-то загадочным иностранным образованием, захватившим Русь извне, а просто восточно-руским регулярным войском, входившим неотъемлемой составной частью в древне-руское государство.

    Далее, "татаро-могольское иго" есть просто период военного управления в руском государстве, когда верховным правителем являлся полководец-хан = царь, а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого руского войска, на его содержание.

    Таким образом, древне-руское государство представляется единой Империей, внутри которой было сословие профессиональных военных - Орда-Рать и гражданская часть, не имевшая своих регулярных войск. Поскольку такие войска уже входили в состав Орды.

    Так называемые "татарские набеги", были просто карательными экспедициями в те руские области, которые по каким-то соображениям отказывались платить дань. Тогда регулярные руские войска (Орда = Рать) наказывали бунтовщиков. Характерно, что перед такими набегами гражданский правитель - князь покидал город.

    Задумаемся над происхождении названия МОНГОЛИЯ. Не исключено, что оно произошло от руского слова МНОГО, множество (людей), МНОГОчисленное войско. Возможно, что МОНГОЛИЯ произошло от руского МОЩЬ, МОГ, МОГУщество (отсюда Магог), МНОГО. Н.А. Морозов высказал мысль, что МОНГОЛИЯ - это просто греческое слово МЕГАЛИОН, то есть ВЕЛИКИЙ. Но само слово МЕГАЛИОН тоже, вероятно, произошло от славянского МОГ, МНОГО.   

    До сих пор Восточная Русь называется Велико-Росией, то есть Великоросией. А "Монгольская" Империя - это Великая Империя. То есть средневековая Русь.

    Есть ли подтверждения этой мысли? Да, есть, и их очень много. Посмотрим, что говорят о так называемых "татаро-монгольских нашествиях" западные средневековые источники.

    «О составе войск Батыя оставлены записки венгерского короля и письмо к папе, в котором написано, что В СОСТАВЕ МОНГОЛЬСКИХ ВОЙСК БЫЛИ РУССКИЕ ВОЙСКА».
"Для наблюдения и защиты границ в эту сторону Батыем по линии правого берега реки Днепра было образовано военное поселение из населения, выведенного из руских княжеств... В состав пограничного населения на линии Терека вошли народы руские... Установленная система управления Золотой Орды обслуживалась, преимущественно, руским народом".

    Более того, оказывается, "Русь была превращена в улус монгольской империи и СТАЛА НАЗЫВАТЬСЯ ТАТАРО-МОНГОЛИЕЙ". Так может быть, Русь попросту И БЫЛА ТАТАРО-МОНГОЛИЕЙ, то есть Великой Империей = "Монголией", в состав населения которой, естественно, входила, и до сих пор входит, мусульманская часть населения - ТАТАРЫ.

    Чем больше мы читаем средневековые источники, тем больше интересного мы узнаем и понимаем, если только отказаться от внушённого нам в школе образа "монгольского завоевания".

    Вот, например, оказывается, что "в ставке хана с первых дней образования Орды (прямо с самых первых дней! – Л.С.) был построен ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ. С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена митрополия всея Руси".

    Задумаемся на мгновение. Ведь в действительности все это звучит очень странно, если оставаться на внушённой нам точке зрения.

    Судите сами. Монгольский завоеватель, - вероятно, даже не знавший руского языка, а тем более руской веры, - начинает строить по всей им якобы завоеванной империи враждебные ему православные храмы. А руский митрополит тут же переезжает в Киев, КАК ТОЛЬКО ГОРОД БЫЛ ВЗЯТ "МОНГОЛОМ" БАТЫЕМ!

    Наше объяснение таково. Никакого иностранного завоевания тут на самом деле нет. Попросту, руская военная власть = Орда ведет обычное государственное строительство институтов Империи. Это - естественные события внутри развивающегося государства.

    Л.Н. Гумилев пишет: "Попробуем, отринув с глаз пелену, посмотреть на положение Руской земли в эпоху ее зависимости от Орды. Во-первых, каждое княжество сохраняло границы и территориальную целостность. Во-вторых, административное управление ПОВСЕМЕСТНО НАХОДИЛОСЬ В РУКАХ РУСКИХ. В-третьих, во всех княжествах имелось собственное войско. Наконец, в-четвертых, но это, может быть, самое важное, ОРДА НЕ СТАВИЛА СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ РАЗРУШАТЬ ХРАМЫ и демонстрировала традиционную для подобных государств веротерпимость. Факт остается фактом: ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ ВСЕМЕРНО ПОДДЕРЖИВАЛАСЬ, церковь и священнослужители были ПОЛНОСТЬЮ ОСВОБОЖДЕНЫ от уплаты налогов. Более того, по одному из ханских ярлыков ЗА ХУЛУ НА ПРАВОСЛАВИЕ ВИНОВНИК ПОДВЕРГАЛСЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И НЕ МОГ БЫТЬ ДАЖЕ ПОМИЛОВАН".

    Оказывается руская система сообщений, просуществовавшая до конца XIX века - ямщики - была создана монголами. Даже само название ЯМЩИК - монгольского происхождения. "По всем линиям были через 25 верст установлены Ямы, на которых находилось до 400 лошадей... На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых также производилось руским народом... Руские летописцы с началом господства монгол прекратили записи, почему сведения о внутреннем устройстве Золотой Орды оставлены иностранными путешественниками, совершавшими путешествия через земли Золотой Орды".

    Мы видим, что иностранцы описывают Золотую Орду как РУСКОЕ государство. Руские же ее почему-то не описывают, а рассказывают об обыденных событиях - какие построены церкви, кто на ком женился и т.п. "Не замечая", что в это время их якобы завоевывают, создают на их землях огромную чужеземную империю, новые, необычные для них пути сообщения, переправы... Считается, что во времена "монгольского" завоевания иностранцы не употребляли слово Русь, так как она "стала называться Татаро-Монголией".

    Наша мысль следующая. "Татаро-Монголия" - это ИНОСТРАННЫЙ термин, обозначающий средневековую Русь до XVI века. С XVI-XVII веков иностранцы стали называть Русь "Московией" и одновременно перестали упоминать "Монголию". Но вплоть до XVIII века западно-европейские картографы обозначали территорию Российской Империи, и даже несколько более обширную область, ВЕЛИКОЙ ТАРТАРИЕЙ, Grande Tartarie. Таких карт очень много. Одну из них, весьма выразительную, мы приводим на рисунке.

    Это французская карта XVIII века из Атласа принца Оранжского [1018].
Нам скажут: татаро-монгольское нашествие подробно описано в РУСКИХ ЛЕТОПИСЯХ.

    О мнимой древности руских летописей мы будем говорить ниже. Их анализ показывает, что известные нам летописи написаны или отредактированы уже в эпоху Романовых. Впрочем, даже с ними у историков есть немало проблем. Например, известный исследователь Г.М. Прохоров пишет: "Анализ Лаврентьевской летописи, рукописи 1377 г. позволил нам обнаружить, что изготовители рукописи ЗАМЕНИЛИ ее уже написанные листы 153-164, причем некоторые из этих листов, по-видимому, НЕ ОДИН РАЗ.

    А.А. Гордеев пишет: "Историки умалчивали о том, что в Московских хрониках имелись сведения о существовании казаков в составе войск Золотой Орды, об участии их в составе московских войск князей - предшественников царя Ивана Грозного".

    И далее. «Название "казаки" установилось над частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы». Более того, оказывается: «В половине XII века в восточной и центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие название "казачьих орд"».

    Несколько слов о знаменитом хане Батые. После "завоевания Руси" ханом Батыем, "освобождено было от уплаты дани духовенство, церковное имущество и состоявшее на учете церквей население. Первым князем в руских княжествах монголами был поставлен суздальский князь Ярослав Всеволодович".

    Вскоре после этого, "князь Ярослав был вызван в ставку Батыя и отправлен им в "Монголию" (кавычки мои - Л.С.), в Каракорум, где предстояли выборы верховного хана...

    Батый не поехал сам в Монголию, а отправил в качестве своего представителя князя Ярослава (не захотел, дескать, Батый сам выбирать верховного хана - Л.С.). Пребывание руского князя в Монголии описано Плано Карпини".

    Итак, Плано Карпини сообщает нам, что вместо Батыя на выборы верховного хана прибывает почему-то руский князь Ярослав. Не возникла ли гипотеза позднейших историков о том, что Батый, якобы, "вместо себя" послал Ярослава, лишь с целью согласовать свидетельство Карпини с той естественной мыслью, что лично Батый должен был бы участвовать в выборах верховного хана?

    Мы же видим здесь документальное свидетельство того, что ХАН БАТЫЙ - ЭТО ПОПРОСТУ РУСКИЙ КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ. Это подтверждается и тем, что сын Ярослава Александр Невский был, как считают историки, "приемным" сыном Батыя!

    И снова возникает тождество: Ярослав = Батый. Вообще, стоит отметить, что БАТЫЙ - это, вероятно, слегка искаженное слово БАТЯ = отец. У казаков до сих пор их предводителя зовут БАТЬКОЙ. Итак, БАТЫЙ = КАЗАЧИЙ БАТЬКА, РУСКИЙ КНЯЗЬ. Воспоминания об этом хранят, например, руские былины. Вот названия двух из них: "Василий Казимирович отвозит дани БАТЕЮ Батеевичу" и "Василий Игнатьевич и БАТЫГА".

    Далее нам сообщают: "Покорив северные руские княжества, Батый поставил повсюду отряды войск с баскаками, которые и стали собирать десятую часть имущества и десятую часть населения".

    Хорошо известна "татарская дань = десятая часть". Но ничего от иноземного завоевания в ней на самом деле нет. "ДЕСЯТИНУ" ВСЕГДА ТРЕБОВАЛА ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Как мы видели, десятая часть населения Руси шла на естественное пополнение регулярного РУСКОГО войска - ОРДЫ. Это не удивительно, если знаменитая Орда была, попросту, руским войском. Регулярное руское войско, которое НИКОГДА НЕ РАСПУСКАЛОСЬ, занималось охраной границ, войной и т.п., естественно, не имело возможности заниматься земледелием и поддерживать самостоятельно свою жизнь.

    Более того, занятие земледелием было строго запрещено казакам вплоть до XVII века. Это хорошо известно, и вполне естественно для РЕГУЛЯРНОГО ВОЙСКА. Пишут об этом, например, и Пугачев в "Очерках по истории Руси", и Гордеев в "Истории казачества".

    Поэтому Орда, как регулярная руская Рать, должна была производить набор в свой состав, требуя каждого десятого жителя. И требовать поставок продовольствия, то есть взимать десятину = дань.

    Кроме того, находясь в постоянном движении, регулярное войско должно было находиться около складов продовольствия, амуниции, вооружения. Следовательно, на территории Руси должна была существовать система военных складов.

    Склад называется также и другим руским словом - САРАЙ. Ясно, что военные предводители - ханы должны были иметь свои ставки, в основном, не где-нибудь, а именно около этих складов-сараев. В истории "татаро-монгольской Золотой Орды" мы постоянно встречаем упоминание о Сараях.

    В России до сих пор много городов с корнем САР, особенно - на Волге. В самом деле: САРатов, САРанск, ЧебокСАРы, ЦАРицын = САР+Цын, ЗАРайск в Рязанской области - епископский город, ЗАРанск в Западной Руси. Отметим, что все это - крупные и крупнейшие города. В том числе, некоторые из них - столицы автономных образований. Слово САР может также быть вариантом слова ЦАРЬ.

    На Балканах есть, кстати, знаменитый город Сараево, то есть САРАЙ. Мы видим заметное распространение названия "сарай" на территории Руси и средневековой Турции.
   
    Мы привыкли упрощенно смотреть на наше прошлое и представлять его себе лишь во внешних, осязаемых формах, исходя из образцов современности. К этому приучили нас ходовые учебники истории, сообщавшие нам факты народно-государственной жизни, в большинстве случаев без связи предыдущего с последующим, отрывисто и почти всегда замалчивая психологическую основу, вызвавшую эти исторические акты действия народа.

    Куликовская битва 1380 г., факт грандиозного значения народной жизни, нам рисуется приблизительно так: Великий Князь Московский задумал свергнуть иго Орды, разослал повестки меньшим князьям, произвел мобилизацию и, собрав под Коломной большое войско, двинулся к Дону. А там удачный маневр флангового охвата, проведенный воеводой Боброком, решил судьбу сражения, заодно и всей Русской Земли. Этой «мобилизации», предшествовавшей битве, в ходких учебниках отведено пять-шесть строк, и учившиеся по ним правы, рисуя ее себе лишь механическим и административным действием центральной власти.

    Но представим себе народно-государственную жизнь Руси веков, предшествовавших Куликовскому Полю. Нам это будет теперь не так трудно сделать, ибо многое, очень многое из того прошлого осветит нам наша современность.

    Государственность и культура южной Киевской Руси были разгромлены дотла. Вместе с ними был разбит и весь обуславливавший их строй народной психики. Веры в свои силы больше не было. Поработитель-ордынец непобедим. Его властная воля подчинила себе все проявления жизни народа. Страх, один лишь страх живет в сердцах…

    Русскому человеку дореволюционной эпохи было очень трудно представить себе эту картину всеобщего страха, утраты своего «я» целой нацией. Нам – легко. Мы это видели и видим.

    Величие нации определяется не столь высотой ее взлета, сколь способностью встать, возродиться после сокрушившего ее удара. И вот, в темных лесах бассейна Верхней Волги, там, где укрылись наиболее жизнеспособные элементы разгромленной Южной Руси, где они выжили в условиях страшной борьбы с окружающим (нам это тоже легко теперь себе представить!), начинается процесс национального возрождения.

    Поколения, непосредственно пережившие ужас разгрома, отмирают. На смену им приходят последующие. Чувство страха уже ослаблено в их психике, в суровой борьбе со средой выковывается вера в себя, в свои силы…

    «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат» [Цитата из поэмы Пушкина «Полтава»].

    Силы накапливаются. Этот процесс охватывает все население, все его слои. Золотые ефимки и серебряные гривны оседают в сундуках Ивана Калиты, но и смерду уже есть, что защищать и чем защищать, есть орало для перековки его в нужный момент в меч.

    Скапливают свои силы новые крепнущие города; Москва сменяет деревянные стены на каменные. Вырастает из Кучкова поместья в национальный центр и стягивает к этому центру высшие ценности – сильных, свободных от оков страха, боеспособных людей.

    Летописи отмечают немосковское происхождение большинства общественных деятелей того времени: волынцем родом был первый московский митрополит Петр, посвященный в митрополиты Галичины, но самовольно перенесший свой престол в Москву; выходцем из Чернигова был митрополит Алексий, ближайший советник детей и внука Калиты, устюжанином был его энергичный помощник Стефан, ростовским уроженцем – св. Сергий РАдонежский, волынцем – воевода Боброк, и этими пришлыми людьми в жестокой борьбе с Тверью были утверждены государственный приоритет Москвы и первенство ее династии: они сохранили великокняжеский престол за восьмилетним Дмитрием Донским.

    Его дядя и предшественник, сын Калиты Симеон, по праву именовался "Гордым". Он мог гордиться и шестью тысячами гривен (3.000 фунтов) серебра, которые нашлись в молодом и бедном княжестве для выкупа его из плена, и теми людьми, которые нашли их в его отсутствие.

    Осознание своей силы рвало оковы страха. Новые поколения уже чувствовали национальную гордость, что и легло в основу духовной мобилизации, взрыхлившей русЬкую землю для посева идеи единого национального русЬкого государства.

    Эта идея была прогрессивной, конструктивной, творческой. Она вырастала на новой почве, в неизбежной борьбе с остатками пережитков, гнездившихся в реакционных уже по тому времени сепаратистских стремлениях мелких феодалов Твери и Ганзейских факторий Пскова и Новгорода.

    От этого, предшествовавшего Куликовской битве периода, до нас дошло много договоров Московского центра с периферией – уделами. Часть удельных князей, как например, Белозерские, осознает уже великую национальную идею и добровольно входит в орбиту Москвы, другие, как например, Рязанские, яростно, в своих личных узкоместных интересах противятся ей, подтверждая свою антинациональность, антирускость тесными союзами то с Ордой, то с Литвой Гедеминовичей.

    Но подъем «Симеоновской гордости», укрепление национальной русЬкой идеи неудержимы, ибо они народны. Если тверские сепаратисты поддержаны Ольгердом Литовским, то московские националисты в походе 1375 г. (за пять лет до Куликова Поля) идут на Тверь вместе с ратниками владимирскими, суздальскими, нижегородскими, ярославскими, костромскими, новосильскими, тарусскими, оболенскими и др. В том же составе борется московская рать и против Новгорода. Личный авторитет Великого князя не играет здесь роли. Дмитрий еще слишком молод и ничем себя пока не проявил. Это народ, осознавшая себя нация, мобилизует свои силы для решительного боя за самоутверждение.

    Куликовская битва не была первым, почти внезапным, столкновением Москвы с Ордою, как это рисуется при поверхностном взгляде на эпоху. Победа над Тверью, тоже периодически получавшей из Орды ярлык на великое княжение, позволяет Москве, обеспечив свой тыл, повернуться всей силой на восток. Поворачивается не одна Москва, с нею вся осознавшая себя нация. Это не только военно-политический, стратегический поворот. Это переворот в государственном мышлении народа, идейная революция.

    Феодальная раздробленность вытеснена национальным единством. Родовое представление о верховной власти уступает место легитимизму. Дмитрий вступает на престол не как старший Рюрикова рода, но как сын своего отца, будучи лишь восьмилетним, а в своем завещании уже вполне ясно формулирует новый принцип. В нем чувствуется уже дыхание Самодержавия. Родовые связи слабеют: на Куликово Поле вместе с Москвой идут смоленские, брянские и полоцкие Ольгердовичи, но рязанские Рюриковичи ей враждебны…

    Зоркий Мамай – личность далеко незаурядная, смелый и ловкий политик, сам захвативший власть над Ордой – видит этот процесс и пытается его пресечь. Но поздно.

    Высланный в 1377 г. карательный отряд царевича Арапши еще успевает разорить нижегородскую землю, но более крупная экспедиция мурзы Бегича в следующем, 1378 г., разбита наголову у реки Вожи. РусЬким войском командует в этой битве Андрей Ольгердович, язычник, принявший православие, а позже – схиму. Таков дух века. После этой победы над ордынцами брат Андрея – Дмитрий Ольгердович добровольно примыкает к Москве, отдав ей свои Трубчевское и Стародубовское княжества, сам же едет ставленником Дмитрия "Донского" в Переяславль Залесский. Идейная мобилизация национальной Руси выходит за пределы владений Рюриковичей. Близка к завершению и стратегическая, Мамай это знает и заключает союз с Литвой и крымскими генуэзцами. Концентрация сил закончена для обеих сторон.


Рецензии