Цена часов- жизнь

 
            Леонид Иванович хорошо помнит этот день, когда его всей семьей провожали  на фронт. Отец, жена отца Галина, и две сводные  младшие сестренки.
 Репродуктор грозно всей стране объявил о нападении фашисткой Германии. День отправки  был пасмурный и ветреный. Вот-вот хлынет дождь. Ленька прижал  седеющего отца. Не хотел плакать. Но слезы подступали к горлу. Раньше до войны они жили под Киевом. Хорошо и добротно. В своем большом каменном дому с наделом земли и  солнечным садом. Отец работал бухгалтером на заводе, но в одну из проверок выяснилась какая-то растрата и отца с Ленькой выселили в Таганрог без права  возвращения на Украину.
- Отделался легким испугом. Считай, мужик, тебе повезло,- говорил чекист, -выдавая отцу бумагу с «вольной».
Приехав в Таганрог, отец умудрился обзавестись своей  лавкой  по продаже подержанных товаров. Быстро появились новые связи, надежные, «свои»  люди. Надо сказать, у отца был легкий и веселый нрав. Он умел нравиться людям всем подряд без исключения. Ленька никогда не забудет улыбку отца, которую ему хоть раз в день, но нужно было видеть. Словом или взглядом умел поддержать любого, приходящего к нему. Но и язык научился держать за зубами, и Леньку этому учил. Ты, сынок, верь людям-то, но правду свою   держи в сердце, в молчании. Она от Бога нам дана. Отец считал первейшим своим долгом быть надежным кормильцем семьи и обеспечивать ее покой и уют.
Новые солдатские сапоги были на три  размера больше. Ленька не представлял, как будет в них воевать.
- Это ничего, сын, портянки-то на что? Главное, чтоб тесными не были. Смотри сюда, Лень, чем я тебя одарю. Отец достал из нагрудного кармана часы на рифленом металлическом ремешке. Были мои, теперь твои будут.
И отец торжественно водрузил на руку  сына роскошные швейцарские часы. Прозвучал щелчок застежки, как нечто, разделившее время на «до» и «после».
-На войне они тебе нужнее будут. Мне уже ни к чему…
-Спасибо, отец!- какая разница с часами или без часов на войне быть,- промелькнуло в Ленькиной голове. Но незримое присутствие отца он будет чувствовать всегда рядом с собой. Он уносит туда, в эту неясную  войну безмятежность отчего дома.
Тут и там слышались клятвы в верности и обещаниях  «ждать», «непременно вернуться», «писать письма», и музыка военного  оркестра. Тоненькими голосами  заплакали сестренки. Все обняли Леньку, как будто в последний раз.
 Эшелон с новобранцами до линии фронта так и не доехал. Железную дорогу  перекрыли наступающие войска фашистов. Всех взяли в плен. Ленька, не успев стать солдатом, оказался в лагере для военнопленных.
Он хорошо помнит,  как конвой из узников ведут вдоль колючей проволоки,  по пыльной и утоптанной множеством ног дороге. Невыносимо жаркий полдень и палящий зной. От жажды все горит внутри. Все знают точно, что ведут к газовой печи, трубы которой чадят истошно черной гарью. Остался последний этап, перед которым всех останавливают и высокий дородный надсмотрщик, рыжеволосый немец осматривает всех пристальным взглядом. Кого-то он отпихивает в сторону, должно быть обладающих  признаками недюжинного здоровья. Ленька к таковым себя не относил. Когда доходит очередь до него, немец замечает на его руке часы. Он что-то скомандовал Леньке, показывая на них. Тот послушно снял. Теперь-то они точно уже не пригодятся… Немец восхищенно посмотрел на сверкающий циферблат. Приложил к уху часы. Они шли. Положил часы в карман как самый важный трофей дня. Пристально  посмотрев на Леньку,  отпихнул его в сторону тех везунчиков, которые не попадут в серое здание с узким входом,  из которого  выход только  один - через высокую чадящую людскими жизнями трубу.
Потом будет жизнь в лагере. Днем Ленька с остальными военнопленными будет работать на немецких хозяев, приходящих за «рабсилой», а на ночь возвращаться в лагерь. Он отметит внимание к себе немцев-работодателей,  передававших еду и одежду для заключенных. Каждое утро с товарищами он будет смотреть на восток с огромной надеждой, откуда с первыми лучами солнца придет, Ленька верил, победа.
Потом будет  радостное время освобождения. И еще два года войны  с учебкой , линией фронта и взятием   Берлина . Встреча и воссоединение с семьей. Безмерная благодарность отцу и его значимому подарку перед самой отправкой на фронт.
- Бать, а цена-то у  тех  швейцарских часов, знаешь – жизнь. Дорогой ты мне подарочек преподнес… И крепкие - крепкие мужские объятия,- отца и сына.
Мирное время, будет листать для Леньки новые страницы жизни, которая досталась ему  непросто. Уже став отцом семейства, двух дочерей и сына, один раз в год, в день празднования победы, Леонид Петрович  Лобода будет вспоминать эту историю военных лет, которую поведала мне одна из его  дочерей по имени Надежда, уже много позже, после «ухода» отца.

       


Рецензии
Спасибо, уважаемая Вероника!
Читала и мурашки бгали по телу от чувств и слёзы подступали ...
"Но незримое присутствие отца он будет чувствовать всегда рядом с собой. Он уносит туда, в эту неясную войну безмятежность отчего дома.".
очень понравился рассказ.
С теплом и добрыми пожеланиями, Людмила

Людмила Колбасова   21.11.2019 22:48     Заявить о нарушении
Спасибо, огромное, Людмила! И вам Добрых Трудов на Ниве Российской литературы! Вы должны не только писать, но и издаваться. Вам есть, ЧТО Отдавать в Ваших Талантах.

Вероника Смехова   27.11.2019 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.