Путешествие Степана. Глава 2

2.
КНЯЗЬ ЧУЙСКИЙ
Враг у меня был. Это был князь Трубицын.
Едва мы с Ириной вернулись в столицу, как царь позвал меня:
— Пока ты был здесь, князь Трубицын, сказываясь больным, переносил собрание бояр, где мы должны были решить судьбу его нового незаконного дворца. А когда ты уехал, князь появился и стал запугивать бояр, уверяя, что ты заберёшь себе его дворец, а потом дойдёт дело и до других бояр, домА которых ты можешь отдать своим друзьям. Трубицына поддерживают пятеро бояр, которые распускают всякие слухи о тебе. Никто не знает, что ты вернулся. Завтра, когда будет боярское собрание, ты придёшь и скажешь своё слово.

 
На другой день, когда я пришёл на собрание, бояре зашумели.
— Тишина! — крикнул царь и стукнул посохом. — Вы помните, как я обещал Степану, что он будет решать, что делать с княжеским дворцом.
Бояре замолчали, увидев меня, а Трубицын побледнел.
— Говори, Степан! — сказал царь.
— Дворец князя мне не нужен. Я построю нам с царевной простой дом, чтобы не было лишних слухов. У князя есть старый, просторный дворец, построенный ещё его дедом. А новый дворец построен тайно и незаконно и все это знают. Разрушать этот дворец не будем, а зверей, которые раньше водились на его месте, не вернёшь. Поэтому отдадим дворец народу, чтобы в него приходили отдыхать люди в праздники, а летом гулять по саду и у прудов возле дворца. Хорошо бы рядом с ним построить особую школу, где будут учиться самые даровитые дети из крестьянских, купеческих, боярских и дворянских семей. И чтобы этих детей учили истории, а заодно и разным ремёслам лучшие учителя, какие только есть у нас.
Бояре загудели. Раздались крики. И я увидел, что у меня есть сторонники и кто против меня. А князь Трубицын так разгневался, что обозвал меня оборванцем и грязным свинопасом. Я спокойно посмотрел на него и пошёл к нему. Он струсил и убежал из собрания.
Но тут заговорил незнакомый мне высокий, седой и крепкий человек с небольшой бородой:
— Степан Родионович дело говорит. А Трубицына нужно наказать за его проделки. Я десять лет был послом от нашей страны в разных странах. В такую школу я приглашу и иноземных, хороших учителей.
Это был князь Владимир Чуйский. Царь спросил:
— Бояре, кто из вас на стороне князя Трубицына, а кто за боярина Степана Гаврилова и князя Чуйского?
За Трубицына было пятеро бояр, а остальные — за меня с Чуйским.
Царь сказал:
— Князя Трубицына я отлучаю на время от боярского собрания и накажу за своеволие, а также за поганые прозвища боярину Гаврилову.

В тот же день вечером к нам с Ириной пришли гости: царь с царицей, князь Владимир Чуйский с княгиней Марьей, две княжны Варвара и Евдокия, и сыновья — двое мальчишек, Борис и Всеволод. Княгиня была небольшого роста, весела и красива. Княжны были тоже красивы, светловолосы и румяны. Они с детства были подругами Ирины, потому обнимались с ней и радовались встрече. Князь Чуйский подошёл ко мне и сказал торжественно:
— Вот ты какой, витязь отважный, победитель дракона! Мои сыновья очень хотели увидеть тебя, замучили вконец: «Мы хотим подружиться со Степаном, поговорить с ним». Достойно ты говорил на собрании, умно и смело.
И князь даже обнял меня.
Я подошёл к княжнам и к царице и поклонился им.
— Идите сюда, сыны мои, поговорите с воином доблестным! — позвал их князь.
Мальчишки глядели на меня, вытаращив глаза. Всеволод, младший княжич, семи лет от роду, сказал:
— Степан, если ты пойдёшь в поход на кого-нибудь, то возьми меня с собой.
— Возьму, — пообещал я.
А Борис, старше брата на год, спросил:
— А где сейчас твой Красный Кабанчик? Вот бы увидеть его! Правда, что он умён и умеет говорить?
— Правда. Он сейчас далеко отсюда.
— Неужели он лучше коня? — спросил меня Всеволод.
— Лучше. На коне я бы не победил дракона.
— А как ты смог победить дракона? Ведь он же такой огромный, ужасный и огнём из пасти полыхает! Есть какая-то тайна?
— Сейчас расскажу. Пойдёмте в комнату, где будем одни. Никому не расскажете?
— Клянёмся! — сказали братья.
Для начала я описал дракона и показал, чем он опасен. Рассказал о самой битве и как мне помогли мои друзья и Кабанчик. Мальчишки долго сидели, разинув рты, замерев, слушали, а потом сказали:
— Так ты не один, а с друзьями бился с драконом!
— Не один. Вот и вся тайна.
В той комнате, куда я пришёл с княжичами, лежало много подарков, которые мои друзья, пришедшие со мной в столицу после победы над драконом, присылали к нашей свадьбе и после неё. Я показал Всеволоду и Борису сделанных из дерева и из железа дракончиков, больших и малых, красных кабанчиков со всадниками, глиняные свистульки, изображающие птиц и прочие игрушки, а также нужные вещи: котлы, одежду, сапоги, свирели, дудки, расписные деревянные ложки и прочее.
— Можете выбрать себе то, что вам понравилось. От меня в подарок.
Они сразу схватили по дракончику и по кабанчику со всадником, но вдруг увидели маленький деревянный стульчик, очень похожий на царский трон, но с круглой дыркой посреди сиденья.
— Как красиво сделано! А что это? — удивились княжичи.
Я ответил:
— Устин Рябов, резчик по дереву, почему-то решил, что я скоро стану царём, а когда у нас с Ириной появится сын, то чтобы он с горшка не сваливался, пусть сидит над ним, на таком троне с дыркой.
Ребята засмеялись.
— Ловко придумал! Ты будешь царём! Ведь с тобой Красный Кабанчик, твои друзья, и мы, и наш отец!
Я вспомнил, что недавно неугомонный Устин прислал мне и Ирине новые подарки, и я их не видел. На полу у окна лежал мешок. Я развязал его. В нём лежали два блюда, вырезанных из дерева, с искусно выписанными узорами по краям, и две высоких деревянных кружки для питья. На одной из них был вырезан крестьянин с мечом, скачущий на Красном Кабанчике, а под ним на кружке была вырезана надпись «Победители дракона». На другой кружке была вырезана большая птица с женским лицом, а под ней надпись «Птица Сирин». Я вначале вздрогнул, а после задумался:
«Устин тоже видал её? Но он далеко, как его спросишь? Надо будет поспрашивать знающих людей».
Ребята остались в комнате играть с дракончиками и кабанчиками, а я пошёл в другую комнату, где князь Владимир с княгиней за столом рассказывали как жили они с семьёй в тех странах, где князь был послом.
— Степан, иди к нам, послушай, что князь говорит, — позвал царь. — Он считает, что тебе с Ириной нужно поехать на год или два в эти страны и посмотреть, как там живут люди, и чему можно у них поучиться. Нечего тебе, молодому, с хитрющими боярами бодаться! Князь, княгиня и их дочери могут дать вам уроки, как держать себя среди тамошних людей. Что надевать, как кланяться, танцевать и другим премудростям. Заодно посмотришь разные ремёсла и разберёшься, что они делают лучше нас. Подберёшь десяток нужных,толковых людей в свиту, чтобы они посмотрели тамошние корабли, ружья и всякие диковинки, что могут и нам послужить. Заодно привезёшь и хороших учителей для твоей новой школы.
Ирина сказала:
— Меня будут учить княгиня и княжны, а тебя — князь.
Я увидел, как моя жена обрадовалась этой поездке и согласился.
«А что? Любопытно посмотреть», — подумал я.
— А где Всеволод с Борисом? — спросила княгиня Марья.
— Они в комнате, где мы храним подарки, которые шлют наши друзья, — ответил я.
— Уже прошло больше месяца, как была наша свадьба, — сказала Ирина, — а друзья Степана всё присылают подарки, сделанные своими руками. У меня с десяток красивых сарафанов, платьев, сапоги, шапки, шубы. Хотите посмотреть? — спросила она Евдокию и Варвару и ушла с ними в комнату, где хранились платья.
В это время двое слуг приносили и расставляли на столе еду: жареного гуся, стерлядь, севрюгу, хмельные напитки, мёд и квас. Царь беседовал с князем
Чуйским, а княгиня Марья шепталась с царицей. Я случайно услышал, как княгиня спросила:
— Неужели царевна совсем выздоровела? Это такое чудо! Как ему удалось спасти её? Она выглядит такой счастливой и радостной!
— Любовь! — ответила ей царица, и они посмотрели на меня.
— И дракона победил, — прошептала княгиня.
— И он никогда не пьёт хмельного, — добавила царица.
Мне стало неловко. Тут вернулась к столу царевна с княжнами. Они сказали матери:
— Ирина подарила нам платья и сарафаны, которые необыкновенно красиво расшиты деревенскими мастерицами.
Слуги стали разливать напитки гостям. Начался пир и весёлый разговор за столом. Ирина, наслушавшись рассказов о загранице, стала рассказывать о том, как ездила со мной в село Сумароково, к моей семье и как хорошо нам там было.
Князь позвал своих сыновей, но они ответили:
— Мы ещё не наигрались, скоро придём.
— Как-нибудь и нас возьмите в ваше Сумароково, — сказал князь. — Я так соскучился по родным краям.
— Когда мы были в Сумароково, — вспомнила Ирина, — Степан пел нам песни. Оказалось, у него очень сильный, красивый голос.
— Спой! — приказал царь.
Я сходил в комнату, где лежали подарки и принёс оттуда свирель,деревянные ложки и домру.
— Сможете сыграть? — спросил я слуг.
Прохор и Тимофей были из деревни и хорошо умели играть.
Я, слегка приплясывая, запел:

Пчёлочка златая, ой, что же ты жужжишь?
Ой, пчёлочка златая, ой, что же ты жужжишь-жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь.

Около летаешь, а прочь не летишь.
Ой, около летаешь, а прочь не летишь-летишь.
Жаль, жаль, жалко мне, прочь не летишь.

Али верно любишь, любушку мою.
Али верно любишь, любушку мою-мою.
Жаль, жаль, жалко мне, любушку мою.

У моей у любы русая коса.
Ай, у моей у любы русая коса-коса.
Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.

Лента голубая ниже пояса.
Ай, лента голубая, ай, ниже пояса-яса.
Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса.

Сладкие, медовые губочки у ней.
Ай, сладкие, медовые губочки у ней, у ней.
Жаль, жаль, жалко мне, губочки у ней...

Когда я пел, Ирина, размахивая платочком, ходила вокруг меня павой. Всеволод и Борис, услышав мою песню, бросили игрушки, выбежали с глиняными свистульками и стали свистеть что есть мочи и прыгать около меня.
Прохор и Тимофей принялись учить их плясать. Княгиня была очень удивлена, а князь Владимир вытирал слёзы, катящиеся по щекам.
— Как я соскучился по родине! — сказал он.
Царь с царицей посмотрели друг на друга и вдруг затянули красивую песню про берёзу, стоящую посреди поля. Княгиня подпевала им, я играл на домре, а Прохор — на свирели.
Долго ещё мы разговаривали и пели. Княжны показали нам два заморских танца.
Гости ушли поздно, но были очень рады встрече.

На другой день началось наше с Ириной учение. Так у меня появился второй учитель — князь Чуйский. Он учил меня каждый день, но понемногу. А после я должен был повторять всё, чему он меня учил. Это было непросто. А учение с Архипом Демьяновичем тоже продолжалось и часто мы с ним засиживались до полуночи.
Во время первого занятия князь Чуйский сказал мне:
— Герцог Овалийский, которого ты, как крестьяне, неверно называешь Обалдуйским, хочет помогать тебе. Он умелый правитель в своей стране, хотя его Овалия не велика, как наша, но находится на пути к морю и другим странам, с которыми мы торгуем. Хотя он ловкий пройдоха, но не подлый, как принц Чарльз или князь Трубицын, да и умнее их. Он хочет повиниться перед тобой. Пока тебя не было в столице, он потратил немало усилий, уговаривая бояр не идти против тебя.
Я рассказал князю, как герцог напал на нас со своим войском, когда мы победили дракона и как посылал своих охотников охотиться в наш лес.
— Он мне по-иному говорил, — удивился князь. — Но раньше он не знал тебя, а теперь верит, что ты будешь хорошим царём. Можешь не дружить с ним, но зато теперь ты насквозь видишь его, а других ты ещё и не проверил. Завтра он уезжает и хочет встретиться с тобой, чтобы ты простил его.

Герцог был первым, кого я увидел, когда утром вышел на крыльцо. Я позвал его, привёл к себе, показал шкатулку с самоцветами и спросил:
— Сможешь их продать, чтобы никто не узнал об этом и поскорей привезти мне деньги?
— Я рад послужить тебе, — обрадовался герцог, — и клянусь, не обману! А где ты взял эти дорогие камни? Неужто в пещере дракона? Деньги привезу через две недели.

Когда герцог привёз деньги, я поехал с Ириной в Коростелёво, где мы их поровну поделили. И рассказал, что весной я уезжаю с Ириной и с десятком умельцев путешествовать в другие страны, чтобы посмотреть их нравы и поучиться всему новому и дельному, чего мы не знаем.
— Яков, я хочу, чтобы ты был главным над умельцами, знающими ремёсла. Поедешь?
— Поеду! — обрадовался он. — А где ты возьмёшь таких умельцев?
— Вспомни друзей, что шли с нами в столицу. Они до сих пор шлют нам свадебные подарки, указывая свои имена и где они живут, и просят позвать, если нам нужна будет помощь.
— Я готов поехать с тобой, чтобы разыскать их и посмотреть, что они умеют, — сказал Яков.

2017 г.
(Продолжение следует)




Рецензии
Читать интересно уже с начала, как и первые две повести. С удовольствием буду следить за дальнейшими приключениями Степана и его друзей!
А ещё в этой главе красивая песня, мне понравилась.

Катя Раскина   11.05.2019 11:20     Заявить о нарушении
Спасибо!

Сергей Орешко   11.05.2019 13:30   Заявить о нарушении