Возникновение рок-музыки

У рок-музыки есть довольно точная дата рождения - 1965г. Понятно, что это не случилось на пустом месте и подспудно шли разнообразные движения к этому приведшие. Как извержению вулкана предшествуют сдвиги тектонических плит и подземные течения магмы, но прорыв происходит в один какой-то момент, когда разные силы складываются в одной точке. Сейчас можно попробовать проанализировать процессы, приведшие к нему и попытаться разобраться в самом феномене, перевести всё на язык определений. Насколько можно вообще переводить культурологические события в форму рациональных суждений. Не претендую на исчерпание темы - мне важно нащупать векторы и символы, лежащие в основе и попутно развенчать некоторые мифы, активно навязываемые рок музыке. Детализацию каждый волен будет сделать сам.
Произошло это в США, когда фолк певец Роберт Циммерман, известный как Bob Dylan, выпустил пластинку «Highway 61 Revisited» в сопровождении электрической ритм-энд-блюзовой группы с лидер гитаристом Майклом Блумфилдом (Mike Bloomfield) и примкнувшим к ним клавишником Аланом Купершмидтом (Al Kooper).
Именно она и считается первой полноценной рок пластинкой, открывшей и сформулировавшей новый жанр. Что же это была за формула? В самом простом виде она выглядит так: фолк + ритм-энд-блюз + психоделия = рок музыка. Попробуем разобраться в составных частях и временном ландшафте события.
Американский фолк конца 50-х начала 60-х годов - песни, исполняемые авторами под акустическую гитару или банджо в основном протестного характера часто носящие политические заявления, оппозиционные правительственному курсу. Музыка активной части рабочего класса, думающей интеллигенции и студенческих городков. Для неё были характерны следующие признаки: умный актуальный текст и мелодическая линия, несущая отголоски европейской традиции народной музыки. Иногда это были прокламации на злобу дня, иногда гимны рабочего движения, но чаще всего иллюстрации реалий несвободы и угнетения людей в мире, где правит капитал и государство его охраняющее.
Чикагский ритм-энд-блюз - музыка черных парней с юга, приехавших на заработки в индустриальный мегаполис на севере страны. Сельскохозяйственный юг разорялся, а на севере строились заводы, которым была нужна рабочая сила. В каменных джунглях эта музыка довольно быстро потеряла свою солнечную составляющую, упростилась, стала более жесткой и агрессивной, выводя вперед ритмическую пульсацию. Частенько обходясь двумя-тремя аккордами и парой рефренов в тексте.
С психоделией будет несколько сложнее разобраться, так как миф пустил тут глубокие корни. Первый крупный психоделический скандал разразился в Америке, когда группа The Byrds выпустила сингл с песней "Eight Miles High». Гитарное соло там было навеяно творчеством великого джазового саксофониста Джона Колтрэйна. Фигура эта интересна тем, что в какой-то момент Колтрэйн полностью отказался от наркотиков и поставил себе задачу стать святым. В Сан-Франциско до сих пор стоит и действует храм святого Джона Колтрэйна. То есть человек понял, что наркотики тупик и с саксофоном в руках пошёл на поиски Бога. Его музыкальная мысль до сих пор препарируется и разбирается под микроскопами в надежде понять - что открылось человеку на этом пути. Такая музыка не была уделом шоу бизнеса и попытки привнести её элементы туда вызвали ожесточённую реакцию. И первое, что пошло в ход - обвинение в наркотическом угаре. Как тут не вспомнить апостолов в день Пятидесятницы, которых в первую очередь обвинили в том, что они пьяны. Таким образом то, что было названо психоделией по сути было поиском путей к Богу, и это было самым опасным и поэтому так жестко встречено и заклеймено. Здесь была абсолютная монополия. Не факт, что психоделический путь приводил к Нему, тут важен начальный вектор, первый толчок. Что двигало людей в эту сторону? Стремление к самоубийству в наркотической нирване или понимание несуразности окружающего и поиск путей к обретению себя в другом бытии. Ведь музыка, искусство часто претендует на роль проводника в этой области, четкую грань тут провести довольно сложно, но попытаться стоит. Вот монополисты и постарались как можно эффективней закопать этот вектор под грудой мусора, чтобы даже подумать не могли.
А теперь попробуем представить себе социальную ситуацию того времени. 22 ноября 1963 года в Далласе был убит президент США Джон Кеннеди. В том же году в Англии начинается скандал по «Делу Профьюмо», когда всем становится ясно, что политик высшего ранга, мало того что замешан в грязном секс скандале со шпионами и проститутками, так ещё и публично лжёт. Англосаксонское общество, построенное на жестких принципах пуританства и англиканства показало свою ханжескую сущность и обесценилось в глазах народа. Для многих это шок, у многих выбита почва из под ног - в небытие летят ценности, которыми жил социум. Ценности казавшиеся незыблемыми.
И вот в этом вакууме начинается перелом, приведший в конце концов - к секс революции, к «паломничеству в страну востока», к небывалому наркотраффику… Люди, потеряв привычные ориентиры в жизни, бросились во все тяжкие. Но бросились не сразу и не все, какое-то время ещё были попытки создать новые ценности, нащупать новую реальность, новое искусство, новую музыку. Рок музыку. Ещё десять лет шло сопротивление окончательному оболваниванию народонаселения. Похоронили её в 1975г. с последними звуками сияющего сумасшедшего бриллианта. Шоу-бизнес победил. Кого затравили наркотиками, кого купили, а кого и просто задвинули на периферию в массовку.
Но вот если с векторами и ретроспективой более менее понятно, попробуем разобраться с символами.
Фолк - безусловно интеллектуальное начало, требующее умного текста и искусства, выраженного в мелодике.
Ритм-энд-блюз - начало энергетическое, позволяющее отвоевать себе пространство действия.
Психоделия - попытка найти новое, лучшее бытие.
За 10 (десять) лет существования рок-музыка, конечно, развилась и приобрела разнообразные формы воплощения, но в сути своей всегда сохраняла в себе эту формулу: интеллект/искусство + драйв/энергия + вертикальное измерение. Было, конечно, и много имитаций, куда без этого, но были и искренние, честные шедевры, монументы величия человеческого поиска.
Любовь не яркая корона
В венце том очень много игл
Она великая дорога
Среди заброшенных могил

Новосибирск, понедельник, 4 января 2016 г


Рецензии
Знаешь, что интересное я заметил в прощлом году слушая сборник лучших песен Дилана под акустическую гитару?... Там были песни разных лет и в их ритме и аккордах я часто замечал, как буд-то бы в них заложены ритмические или гармонические(Я имею ввиду обертона а не основные акордовые ходы) многих будущих вариантов рок музыки. Его музыка очень много содержала идей...

Виталий Герасимчук   02.08.2022 21:39     Заявить о нарушении
хотя вроде бы как внешне это напоминало кантри или блюз, но подача была не просто пение песен,

Виталий Герасимчук   02.08.2022 21:46   Заявить о нарушении
Согласен, поэтому он и срезонировал. Не будь этого у него в потенциале, вряд ли бы это смогло так проявиться.

Василий Ниссен   16.08.2022 08:31   Заявить о нарушении
какое слово - проявиться!

Виталий Герасимчук   14.08.2023 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.