В Караганде

 Мелодия  телефонной мобилки  разбудила меня  в широкой   гостиничной постели апартаментов, где ночевали последнюю ночь  на Земле все космонавты перед полетом в космос, улетающие с  космодрома Байконур.
- Ты где? -  спросил друг детства Вовчик.
- Где, где в Караганде.… Прилечу, расскажу.
Организация международных продаж включала  много всяких премудростей:  учеба персонала, знакомство с продуктом и так далее. Но самыми тонкими местами были  таможня и отсрочка платежа. То есть, другими словами, от моего оценочного взгляда  и отчета по командировке принималось решение,  сколько товара может дать предприятие и на сколько дней будет отсрочка платежа у этого клиента.  Поэтому каждый дистрибьютор старался произвести благоприятное впечатление на этот мой взгляд.
 Николай  был дистрибьютором в Караганде. Он, бывший работник горкома,  организовал мой ночлег в этой самой гостинице, в которую ой как не просто было бы попасть.
Что меня удивило -  Казахстан сделал огромный рывок в образовании и культуре. В студенчестве, это в 73-ем году прошлого века, я работал на сельских стройках Казахстана. Строил домики и кошары. Часто общался с населением.  Зайдешь, бывало,  в дом пастуха - ковры на полу, а на них -  кизяк. Немецкие дома выделялись сразу своей чистотой и опрятностью. Русских было мало и, как правило, спецы при технике, но почти всегда были под градусом для настроения. И их речь состояла из небольшого набора слов по профессии, связанных матом. 
А сейчас, уже  в самолете, я был удивлен  количеством  иностранцев, направляющихся в Казахстан.  Маленький Боинг737  был наполнен англичанами и индийцами.  Они летели на работу.  Капиталисты взяли в аренду угольные нерентабельные шахты и медные рудники и сделали их рентабельными.  Продавцы в магазинах достаточно прилично говорили на  разговорном английском. С русским языком, надо отдать должное, пока проблем не было, но падежи иногда расставляли не так.  К русским деньгам при обмене, как мне показалось, отношение, как к второстепенной валюте, но, слава Богу, меняли. Господин доллар уже завоевал сердце казахских банков, и в магазинах стояли ценники в тенге и в долларах.  В ресторанах - европейская кухня, казахские  национальные блюда, все на достаточном высоком уровне. 
В аэропорту при отлете - огромная толпа немцев улетающих на постоянное жительство в Германию. Плач детей. Слезы стариков провожающих своих детей и внуков, понимающих, что видят они их в последний раз. Самолет задержали на три часа. Таможня хотела содрать с меня  деньги, так как кончалось время транзита  и пришлось доказывать, что это не моя вина, и я должен быть уже далеко за границей Казахстана. Нервы, конечно, потрепали, но выпустили.
Иллюстрация:  работа автора «Жара» (картон, масло 23*35см)


Рецензии