День Победы. Из воспоминаний детства

     В один из дней дедушка принёс откуда-то кусок провода, и сам сделал проводку для радиоточки. Мы весь вечер просидели в комнате, слушая всё подряд – новости с фронта, концерт по заявкам воинов и тружеников тыла, рассказы о знаменитых людях. Для меня началась самая замечательная жизнь.
 
     Утром сестра убегала в школу, дедушка, покончив, наконец-то, с работами в огороде, каждое день отправлялся на озеро удить рыбу, бабушка спешила в город – продать хотя бы килограмм рыбы на базаре и купить на вырученные деньги хлеб и ещё что-нибудь из продуктов. Я оставалась в доме хозяйкой, и это было здорово! Вопервых, весь дом был как одна наша комната там, на Стрелковой, – маленький и уютный, всё здесь на виду. Во-вторых, в доме не жили никакие привидения, ведь их здесь никто и никогда не видел.

     Но главное – радиоточка! После передачи новостей с фронта сразу начинались концерты по заявкам. И песни звучали такие, что с первого раза западали в душу, слова песен сами собой заучивались. Когда передавали концерт, я пела вместе с певцами песни, одну за другой, мой голос сливался с голосами, звучащими из радиоточки, и я пела ничуть не хуже солистов. Но самое долгожданное и важное для меня время наступало в обед, почти перед приходом сестры из школы. Поэтому я всегда радовалась, когда её оставляли после уроков. Она приходила позже, а у меня появлялось время на всю страну провести свою передачу! Ведь когда радиоточка вещает, это сделать невозможно, а ночью, когда она замолкает, как и в обеденное время, мы уже спим. Да и кто бы мне разрешил петь ночью?!

    А с другой стороны, кто бы слушал? Ведь ночью все спят! Зато в обеденное время, когда передачи на час прекращались, я ежедневно давала концерты по заявкам радиослушателей. Подражая интонации диктора, я вначале для всей страны повторяла новости с фронта, услышанные в утренней передаче, а потом пела одну за другой песни, что часом раньше звучали в эфире.

    Правда, петь без музыки было намного трудней, иногда я слышала, как голос уходил куда-то в сторону от правильной мелодии, но такое случалось нечасто, может, никто не обратит внимания, думала я. Моим коронным номером было исполнение самой полюбившейся песни, где были такие слова:
    «Сбою взяли город Минск, улицу прошли,
     И название такое с бою сберегли.
     А название такое, право слово, – боевое:
     Брестская улица по городу идёт!»

    Может, и не такой был текст, но он запомнился именно в таком варианте. Больше всего нравилось, что почти каждый день менялось название города, который взяли наши войска, а название улицы на следующий день становилось названием города, который «с бою взяли». Меня переполняла гордость за доблестные наши войска. Наслушавшись за утро новостей, которые торжественным голосом сообщал стране любимый всеми диктор Левитан, я строила свою программу радиовещания, перемежая новости сегодняшнего Дня с исполнением песен по заявкам. Мне так хотелось бы узнать, хорошо ли у меня получается!

    Но радиоточка равнодушно молчала, а у наших знакомых ни у кого их ещё не было. Жаль, спросить не у кого. Но я твердо верила, что меня слышит вся страна. Кстати, мои концерты были тайной и для всех членов семьи. Правда, в один из маминых приездов я осмелилась спросить про мои концерты у мамы – не слышала ли она мой голос по радио, Она посмотрела на меня сначала молча, а потом ответила, что, конечно, слышала, и что мне нужно продолжать в том же духе. Но я так и не поняла, правду ли она мне сказала. Может, когда идёт моя передача, ей некогда слушать, а мне она сказала просто так? Но зачем ей врать?

   
А ещё я очень гордилась, что мы сейчас живём на улице Московской. Значит, в моей любимой песне чуть раньше, когда у нас радиоточки ещё не было, могло звучать «Московская улица по городу идёт». Это значит, что про нашу улицу тоже все знают, по ней ведь шли наши войска, даже бой был в центре, «с бою взяли» и наш город! То, что такой строки в песне быть не могло, иначе войну вновь нужно было бы повернуть вспять, до меня дошло не сразу. Когда вся страна торжественно отмечала День Победы, я гордилась нашей великой страной, нашей армией, и тем, что живу на такой знаменитой – Московской! – улице. И, конечно, гордилась собой: я ведь тоже помогала солдатам, пела каждый день их любимые песни. И вообще, я твёрдо решила в те дни стать диктором на радио.

Отрывок из повести "Семь радуг детства"

   ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ВЕТЕРАНОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ СССР, ВЕТЕРАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИИ С ДНЁМ ПОБЕДЫ!


Рецензии