Дзед

       Ещё издали Николай заметил на остановке высокого седовласого мужчину с огромным чемоданом и дорожной сумкой.
       «Какая выправка, наверное, бывший военный», - подумал он.
       Подошёл троллейбус.
       - Давай, дзед, помогу, - сказал Николай.
       - Вот спасибо, - обрадовался мужчина.
       - Вы не подскажете, когда мне выходить, - обратился к нему Николай, - я в педагогический институт еду.
       - Конечно, скажу, - ответил мужчина и пристально посмотрел на Николая.
       - Говор у Вас какой-то странный.
       - Я из Белоруссии, - улыбнулся Николай.
       - На какой факультет будете поступать?
       - На биолога хотел бы выучиться.
       - Почему именно на биолога?
       - А я с детства рос у деда, он у меня работает лесником в Березинском заповеднике.
       -  Почему же на Урал приехали, а не в Белоруссии поступаете?
       - Отец у меня геологом здесь работает, я вот отслужил в армии и приехал к родителям.
       - А где служили? – поинтересовался мужчина.
       - В ВВС.
       - Надо же, я тоже служил в авиации.
       - Вот здорово, - обрадовался Николай. 
       - Ну что ж, удачи! - сказал мужчина. - Мне на следующей остановке выходить.
       Николай вынес чемодан, поставил его на асфальт и быстро заскочил обратно в троллейбус.
       - Удачи, дзед, - сказал Николай. - Может, свидимся ещё.
       - Может быть, - улыбнулся мужчина.
                ***
       Студенты шумной толпой вошли в аудиторию, стали рассаживаться по местам. Раздался звонок, и вскоре вошёл преподаватель. Увидев его, Николай обомлел: перед ним был тот самый седовласый дзед.
       «Вот это да, а я с ним запросто и на «ты»…
        Он смутился и опустил глаза.
        - Здравствуйте, разрешите представиться: меня зовут Андрей Петрович.
         Преподаватель взглянул на Николая и улыбнулся.
        - Очень приятно видеть знакомых.
       Когда лекция закончилась, Николай подошёл к профессору.
       - Вы извините, что я с Вами так запанибрата…
       - Не стоит переживать из-за этого, - сказал его Андрей Петрович. – Я очень рад, что Вы поступили.
                ***
       Так они стали общаться, тем более, тема у них была общая – авиация. Оказалось, что Андрей Петрович Абрамовский в декабре 1942 года после окончания Челябинской авиационной школы был отправлен в действующую армию и назначен в 9-ый гвардейский полк авиации дальнего действия в экипаж самолёта «Ил-4» воздушным стрелком. Совершил 50 вылетов, был ранен, трижды покидал на парашюте горящий самолёт. После окончания войны ещё пять лет служил офицером Советской армии и в 1950 году демобилизовался.
                ***
      Нам посчастливилось учиться у этого прекрасного педагога. Андрей Петрович закончил аспирантуру МГУ, защитил кандидатскую и докторскую. После распада СССР и ликвидации кафедры истории КПСС был инициатором создания на историческом факультете Челябинского государственного университета кафедры новейшей истории России. Кроме научной деятельности, занимался и общественной, оказывал помощь участникам движения за возрождение казачества на Урале. Был одним из составителей энциклопедий «Челябинск» и «Челябинская область».
      Андрей Петрович имел более двадцати государственных наград, в том числе:
• Звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1994)
• Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985)
• Медаль «За боевые заслуги»
• Медаль «За оборону Сталинграда»
• Нагрудный знак «За заслуги перед Челябинской областью»
• Лауреат премии губернатора Челябинской области (1999)
• Почётный профессор ЧелГУ (2004)
• Действительный член Российской Академии военно-исторических наук

        Примечание: Дзед - по белорусски - дед (звучит мягче, чем в русском языке).

      Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/


Рецензии
Большая честь учиться у такого преподавателя.
Почитываешь на Прозе и о стольких достойных людях узнаёшь.
Вот и Ваш рассказ об одном из них.
Спасибо, Наталья, за дзеда!

Роза Исеева   13.05.2019 06:08     Заявить о нарушении
Вы правы, Роза! Человек был замечательный, прожил долгую и плодотворную жизнь (на 91 году ушёл).

Наталья Катаева-Вергес   13.05.2019 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.