Книга 4 Атаман Нечай Шацкий

                Атаман Нечай Шацкий  (погиб в 1603году)

   Это было в те времена было, когда на Яик казаки не только зимовать приходили, а стали в невероятно трудных условиях основывать станицы, и вдоль Яика начали появляться постоянные поселения.

   Зверя добывали, рыбу ловили, тем и питались. Лошадей, коров и овец не водили, да и на земле не работали.

   Были они не Руссами и не Татарами, веры христианской, а прозывались одним словом, яицкими казаками.

   Когда по указу царя поймали Богдана Барбошу и его сподвижников, всех увезли в Москву, где и были казнены на одной из торговых площадей города.  На Яике такое баловство развелось. Ну, мало ли худых людей  к казакам налипло. Они и давай хозяйничать, кому как любо. Одним словом, баловство развели хуже некуда.

               
 
   … В ту пору на Руси умер царь Федор, у царя наследника не было. И единственным преемником престола был его брат царевич Дмитрий, но он был убит наемниками в Угличе. У жены царя Федора был брат боярин Борис Годунов, ох и хитрый был, где увещеваниями, а где кого из соборян и подкупом подкупил, чтобы посадили они его на трон. Вот собрались соборяне в Москве на земский собор  и избрали Бориску на царство.

   С тех годов как Бориска сел на трон, наступили трудные времена для казаков. Разгневался царь Бориска на казаков за их грабежи крымских татар и ногайцев, повелел всех казаков ловить и казнить без разбора .

   Разлетелся этот указ по всем казачьим войскам. С этих времен и до Петра I казаки на Руси составляли один неделимый мир. … Объявив опалу на казаков, царь Бориска даже и не предполагал, что в недалёком будущем эти опальные казаки станут главными виновниками его падения. …


   Избрали яицкие казаки атаманом Нечая Шацкого за его твердость и  неподкупность, он не верил царским указам и ни разу не был на службе у Государя.

   Сплотив вокруг себя казаков, он убедил их, что бесконтрольность и неосторожность ведет к гибели казака и его сподвижников.

   По традиции предков казаки все дела решали вольным кругом, на который они собирались. Атамана выбирали из своей среды. У выбранного атамана власть была неограниченная. В помощь к атаману выбирался есаул один или два, смотря какое количество казаков.   

   Пока царь Бориска слал послов в Польшу, что бы те не верили Гришке Отрепьеву, называвшемуся царевичем Дмитрием, казаки на Яике ограбили караван хивинских купцов. От них они узнали, что хан с войском уйдет из города на реку Аму на долгое время. И решили учинить поход в Азию.



   До нас дошло предание  об этом походе, записанное Рычковым  во время посещения им Яицкого городка.

   … «В те времена из казаков Яицкого войска некто по прозванию Нечай Шацкий, собрав себе в компанию 500 казаков, взял намерение  идти на Ургенч, уповал быть там великому богатству и каждый получить себе знатную добычу. С этим и отправились казаки вниз по Яику и, будучи у гор, называемые нынче Дьяковыми, от нынешнего городка вверх Яика верст 30, остановились. И по казачьему обыкновению учинили круг, для рассуждения прямого и  удобного туда тракта.

   Тогда-то на кругу дьяк и сказал: «сколь отважно и исходно это предприятие и, изъясняя, что путь будет степной, незнакомый и  провианта с нами недовольно.  Да и самих их на такое великое дело малолюдно».

   Атаман Нечай от высказывания дьяка рассердился и в такую запальчивость пошел, что, не выходя из круга,  приказал повесить дьяка, дьяк был повешен, а горы с той поры прозваны и по сей день именуются Дьяконовыми». …

   А вот что об этом походе пишет Абул-Гази: он пишет, что поход яицких казаков состоялся через полгода после начала правления его отца Араб-Мухаммед хана. Весной 1603 г. около тысячи пеших казаков с атаманом Нечаем Шацким выступили на Ургенч из городка Кош-Яик. По казачьему преданию яицких казаков было пятьсот человек. Здесь у нас расхождение в численности казаков, сколько все же их было?

   … Вот что по этому поводу объясняет А.Б.Карпов . «Более правдивая численность казаков на стороне казачьего предания». Он поясняет, точно трудно представить, что более пятьсот казаков  могло отправиться в поход, их всего-то было в те времена не более тысячи или полторы тысячи казаков. Если в этом походе погибло тысяча казаков, то мы едва ли бы встретили яицких казаков на всем Яике, а между тем участие их в событиях того времени подтверждается многими историческими актами.   

   И не все казаки были перебиты, часть их вернулась живыми на Яик. Показывает это тот факт, что оставшиеся на Яике знали все подробности о гибели своих товарищей. Об этом походе могли им рассказать только спасшиеся казаки. …


   По казачьему преданию казаки поплыли на стругах вниз по течению Яика. В низовьях Яика они их оставили и дальше пошли пешком с обозом из телег по старой Хивинской караванной дороге через Эмбу и Устюрт.

   В начале лета казаки начали тридцати-саженный спуск с Чинка в котловину Айбугир-это высохшее русло Аму-Дарьи после разлива. Дорога по низине извилистая, временами небольшие песчаные барханы. От Таса-Гуз до города Ургенч осталось полдня ходу. Добравшись до Таса-Гуза, казаки заночевали и выслали ертаулов на разведку.

   «Проводник вывел казаков незаметной дорогой прямо к воротам Мерзы города Ургенча. Используя внезапность  и отсутствие хана с войском в городе, казаки заняли Ургенч, который тогда являлся столицей Хивы. Оставленный в городе ханский отряд был уничтожен. Врываясь в дома, казаки убили до тысячи жителей города, сообщает Абу-л-Гази».

   Что из себя представлял Ургенч по словам Дженкинсона: «Ургенч расположен на ровном месте; имеет вокруг земляные валы по четыре мили в длину. Постройки в нем тоже земляные, но они наполовину разрушились и выстроены без должного порядка. В городе есть одна длинная улица, покрытая сверху, которая служит местом для рынка. Этот город сильно пострадал, особенно в последние несколько лет, вследствие междоусобиц он был разорен четыре раза; оттого и купцов там мало, да и те бедны, так что во всем городе я едва мог продать 4 куска саржи. Главнейшие товары, которые там раскупаются, привозятся из Бухары и Персии; но привозятся они в таком ничтожном количестве, что и упоминать не стоит об этом».

   Между тем казаки, изрядно погуляв в городе, полонили молодых девиц и мужей, уложили имущество в телеги: ковры, одежду, бязь прочие вещи и выступили из Ургенча. В обратный путь пошли берегом Аму-Дарьи реки. Так случилось, в этот же день с войском к городу подошел хан Араб-Мухаммед.

   Уходя из Ургенча, казаки мало взяли с собой воды, рассчитывая, что через неделю перед выходом на  Устюрт  пополнят запас питьевой воды, но изнурительная жара раньше  истощила запасы воды, а до воды еще было далеко, двигаться стало труднее, мучала жажда, да и телеги были перегружены захваченным имуществом.

   Войско Мохаммед хана обошло казаков и зашло вперед, чтобы отрезать им дорогу. Они прокопали на их пути окопы со рвами, таким образом, перекрыли казакам дорогу.  Завязалась битва и лишь только на третий день казаки прорвались и пошли дальше.

   Тогда конница хана обошла их на двух фарсаха, это приблизительно десять километров, и снова прокопали окопы со рвами. Теперь положение казаков существенно ухудшилось. Казаки из телег построили лагерь-курень  и укрепились в нем. Телеги ставились кругом, связывались цепями, чтобы степняки не смогли растащить их арканами. Телеги покрывались мокрыми кошмами для предохранения от зажигательных стрел. Подступы к «куреню» прикрывались заграждениями из оглобель. Конница не могла взять лагерь штурмом. Пешие казаки занимали позиции у телег и вели из-за них прицельный огонь из мушкетов, когда дело доходило до рукопашной, сражались пиками, топорами, кистенями, саблями. Казаки, имевшие лошадей, выезжали перед лагерем.

   На седьмойй день обороны лагеря  хивинские войска прорвались и в страшной схватке сопротивлявшиеся казаки были изрублены, а раненые или ослабевшие взяты в плен. Лишь группа из ста казаков смогли вырваться с боем из кольца и уйти к берегам Дарьи. Там возле крепости Тук они выстроили деревянное укрепление, ловили рыбу и ею кормились. А в августе после пятнадцати-дневной осады хивинцы взяли твердыню казаков штурмом. 

   По казачьему преданию, из похода вернулось лишь несколько чудом уцелевших казаков. Они и принесли печальное известие о гибели казаков и атамана Нечая Шацкого.



    

     Земский собор — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
 
     С.М.Соловьев История России с древнейших времен.

     Пётр Иванович Рычков  — русский чиновник, географ, историк и краевед. Известен главным образом как первый историк Южного Урала.
 
     Кёнеургенч, Куня-Ургенч — город с населением около 37 000 жителей, административный центр Кёнеургенчского этрапа Дашогузского велаята Туркменистана. После похода Чингисхана Ургенч был включён в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли наместник хана Золотой Орды Узбек-хана из тюркизированного монгольского рода кунграт Кутлуг-Тимур и его жена Тёребег-ханым.
В 1359-1388 годах Кёнеургенч был столицей Хорезма при правлении династии из рода кунграт - Суфи.
Очередное разрушение города произошло в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлана, а в XVI веке неожиданное изменение направления русла Амударьи на север вынудили его жителей покинуть это место навсегда.
В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч древний Ургенч стал называться Кёнеургенч.

     Абулгази, Абу-л-Гази-хан (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан)  — хивинский хан шейбанид, известен также как историк. Родился в Ургенче, сын Араб Мухаммад-хана.
 
     Карпов Ахилл Бонифатьевич. Уральцы. Ч. 1. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550-1725 гг.) : исторический очерк / А. Б. Карпов. - Уральск : Войсковая тип., 1911. - 1013 с. разд. паг., [11] л. ил. - Посвящ. памяти И. И. Железнова.
 
     Энтони Дженкинсон — английский дипломат и путешественник, первый полномочный посол Англии в России.
Дженкинсон оказался первым западноевропейским путешественником, описавшим побережье Каспийского моря и Среднюю Азию во время своей экспедиции в Бухару в 1558—1560 годах.


Литература:

Карпов А.Б. Уральская библиотека. УРАЛЬЦЫ: исторический очерк. Книга I «Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова» (1550-1725 гг.). – Уральск,  ОКПФ «Старый Уральскъ», 2009.

Железнов И.И. Уральская библиотека. УРАЛЬЦЫ: очерки быта Уральских казаков. Полное собрание сочинений в трех томах. Репринтное издание. - г.Уральск 2006.

Трегубов А.Г. Состовитель От Гугни до Толстова. – Уральск, 2001 г.

Курлапов А.З. Походы и служба яицких-уральских казаков. Историко-краеведческое издание. В 2-х томах. - г.Уральск 2013.

Курохтин В.Ф. Уральское (Яицкое) казачье войско. ГУП. "Редакционно-издательский дом "УРАЛ" Оренбургская обл. - Илек 2011.


          http://proza.ru/2019/05/18/965


Рецензии
Поход Нечая на Хиву мог быть совместным с воинами Ногайской Орды. Последние подбивали на это мероприятие ещё царя Ивана Грозного. Однако, русский царь ссылался на войну с поляками и откладывал Хивинский поход до лучших времен. Возможно, в поход отправилось 500 яицких казаков и 500 ногайцев, отсюда и расхождения в рассказах.
С уважением, Николай.

Николай Панов   07.08.2019 19:24     Заявить о нарушении
Благодарю за визит! Не один материал перечитал об этом походе, но увы о Вашей версии не прочел и строчки.
М.

Михаил Илекский   16.08.2019 18:14   Заявить о нарушении
В 1603 году царь Борис Годунов велел боярам верстать новых казаков по городам России. Интересно, было это до похода Нечая или после?

Николай Панов   16.08.2019 20:05   Заявить о нарушении