Жизнь человеческая слишком коротка. В данном случае это утверждение носит безотносительный характер, ибо субъективное ощущение долготы и полноты жизни всегда определяется тем, успевает ли живое существо за отпущенный ему срок полностью реализовать свою жизненную программу. И хотя человек по сравнению с большинством других живых существ, несомненно, долгожитель, это не играет никакой роли, ибо он в течение своей жизни почти никогда не успевает не то что реализовать себя, но даже и развиться как следует. С этой точки зрения какая-нибудь бабочка-однодневка субъективно проживает значительно более полную, насыщенную и, следовательно, долгую жизнь, нежели человек, потому что она за единственный день своего существования успевает полностью реализовать свое предназначение: родиться, вырасти, размножиться и умереть. Больше от каждой отдельно взятой бабочки на этой планете не требуется ничего. В принципе, то же самое можно сказать и о человеке: вряд ли для поддержания существования рода своего он должен делать что-то еще, кроме того, что делает бабочка. Но если бы жизнь человека сводилась только к этому, она показалась бы ему воистину бесконечной. Однако человек на то и обладает разумом, чтобы этим не ограничиваться. Творчество, вне которого он не может существовать, приводит человека к иллюзорному заключению, что в его жизни существуют более важные цели, нежели вышеперечисленные. Эгоизм, направляемый творчеством, внушает человеку, что главная цель его жизни заключается в том, чтобы не пройти по земле незамеченным. Для реализации этой цели существует множество способов, и выбор конкретного зависит от уровня интеллектуального развития каждого отдельно взятого человеческого индивида: кто-то копит богатства, кто-то предпочитает геростратову славу, кто-то с большим или меньшим успехом создает произведения искусства – суть не в этом. Главное, что вся деятельность человека направлена на увековечение своего имени, ибо даже самый ничтожный из людей должен поставить себе, любимому, памятник, хотя бы в виде могильного холмика с надписью, в противном случае – жизнь не удалась. Естественно, поэтому, что для реализации программы, по своим претензиям далеко выходящей за рамки биологической жизни, никакой жизни не хватит, ведь даже для того, чтобы только приступить к ее реализации, человек должен не просто повзрослеть в биологическом смысле, но еще и набраться кое-какого житейского опыта, осознать свои склонности и таланты, а ведь уже на одно только это, как правило, уходит треть жизни. Оставшуюся же часть жизни человек проводит в лихорадочном поиске путей удовлетворения своих эгоистических амбиций, сознательных и бессознательных. Даже те, кто в силу личных или религиозных убеждений проповедует полное отречение от жизненных благ и привязанностей, альтруизм и благотворительность, при ближайшем рассмотрении оказываются еще большими эгоистами, нежели остальные, ибо они стремятся в награду за свою праведность получить пропуск в рай, а стало быть, воздвигнуть себе не просто памятник, а добиться жизни вечной. Это ли не амбиция! Сущность человека в принципе не меняется, какими бы религиозными догмами и прекрасными теориями он ни занавешивал ее в процессе творчества. И поскольку жизни человеческой никогда не хватает на удовлетворение своего эгоизма, наивно было бы думать, что существуют способы заставить человека искренне заботиться о грядущих поколениях. Речь здесь, однако, не идет о ближайших потомках – детях и внуках. Воспитать их себе во славу – эгоистическая цель любого. Мы имеем в виду заботу о тех абстрактных потомках, которые будут жить на Земле, когда мы уже увековечим себя могильным холмиком. «После нас хоть потоп» – в этом смысле совершенно гениальная формула, ярко высвечивающая человеческую сущность, не заслоненную продуктами творчества. Что бы ни говорилось о долге ныне живущих перед грядущими поколениями, каждому отдельно взятому человеку глубоко наплевать, как будут жить люди через сто лет после его смерти. Даже если они умудрятся разрушить матушку Землю до основания, это будут их проблемы, а мне, ныне живущему, нет до этого никакого дела – мне просто некогда всерьез печалиться об этом, ведь у меня есть более важная цель – увековечить себя любимого. Потомки поэтому нужны мне только для того, чтобы помнить меня и нести мое имя через века. Если же они не согласны это делать, то на кой черт мне такие потомки – пусть горят вместе с планетой! Нравится нам это или не нравится, но таково убеждение любого человека: осознанно или бессознательно он руководствуется именно такими соображениями, в процессе творчества создавая красивые теории в оправдание своего безграничного эгоизма.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.