Про Бессмертный полк, или О Святом и грешном...

Про День Победы, "Бессмертный полк" и еще раз о святом и грешном...               

   «Не дай Бог, жить в Эпоху перемен»... Несколько поколений нашей страны (стран бывшего Союза) попали «между стульев». И что-то невообразимое стало происходить с абсолютными, казалось бы, ценностями, основами основ. И дело даже не в наследии 90-х, когда все вдруг встало с ног на голову, и так много всего вдруг открылось, а вместе с горькой правдой - так много «желтого», неправдоподобного, для красного словца прозвучавшего, - в мозгах застряло.
Историю надо знать. Чтобы знать: читать документы, мемуары, общаться с очевидцами, сравнивать разные точки зрения и просто размышлять самостоятельно. Но… у нас, как рассказывал мне один старый казак про Гражданскую: «Пришли красные – бегим за красных, белые - бегим – за белых»… Впрочем, тут и свидетеля не надо – есть же «Тихий Дон». И почему бежали тоже понятно. Только  проще занять позицию. Занять и не слезать с нее под пытками.
 
   Всегда была уверена, что есть святыни, на которые покушаться нельзя – Жизнь и Смерть. И тут не до политики и не до разных мировоззрений. Ан, нет. Много потрясений по этому поводу. Раньше хотя бы делали вид. Сейчас – незачем. Люди имеют право не восхищаться акцией «Бессмертный полк», но то, что (цинично, мерзко) пишут иные на эту тему – меняет представление о человеческой природе.
   
     Порой все сложнее. Однажды мы крепко поспорили с одним младшим родственником, который прислал мне умную статью журналиста либеральных взглядов, где все вроде было так (тут не возразишь), пока тот не дошел до «Бессмертного полка»: мол, полит. заказуха, власть придумала в своих интересах и еще какие-то неубедительные мелкие детали в доказательство – например, про автобусы, которые заказывают для «массовости» и проч. А у меня в ленте на ОК видео нашего «Полка» в Курске – людское нескончаемое море, которое тут же набрало несколько тысяч, а потом уж со счета – лайков и душевных комментов – сбилась. Да пусть себе – чьи бы то ни было заказы, да мало ли что кто использует в своих интересах! Если это – одна из немногих святынь, что остались в душе у большинства. Это на генном уровне, это не поддается «дрессуре» – то, что по Пушкину: «гордиться славой предков, любовь к отеческим гробам»… А все, что обзывается маскарадом (малыши в военной форме и проч. детали) – дело каждого, как выходить на шествие. Но слезы не сочинишь, но бережность, с которой держат в руках портреты своих героев, не подделать, и глаза, в которых столько достоинства и теплоты тоже!.. Не хочется некоторым этого единства, этого достоинства.               
 
   Мне страшно не нравится слово «скрепы», никогда не восхищало. Как говорит мой муж: «не хочу я скрепляться со всякими ворюгами и… (фамилии пропускаю – из-за нынешних цензурных рамок – дожили). Пусть они отдельно, сами по себе ходят!» Но «Б.П» – действительно, чуть ли не единственное, что объединяет людей, делая их народом. Может, именно ЭТО кому-то не нравится? Но только не надо все в одну кучу. Не надо цепляться к деталям.
 
    Была одна похожая ситуация, многое иллюстрировавшая в моей жизни. Одна коллега написала материал, рассказав о том, как тогдашний патриарх (имя даже называть не стану) во время визита в Германию попросил у немцев прощение от имени своей паствы «за злодеяния, которые мы им причинили». Ветераны возмутились и обл. совет прислал в газету ответ – «Каяться за нас мы никого не просили». В ответ была написана статья с благостным названием «Да убоимся мы окаменелого сердца нашего», в которой все в одну кучу: свидетельства большого человека теперь уже из курской епархаии (из уважения к чужим святыням – имя снова не называю), который в детстве лично наблюдал, как приходили из Германии вагоны с награбленным нашими офицерами немецким добром. Присовокуплены были (из серии: «а ты кто такой?») некоторые «обличающие» факты про ветеранский совет, в частности, про то, что одну из ветеранш забыли поздравить 9 мая (адрес она поменяла) и наградить часами. Ветераны подали в суд на авторшу. Та не сдавалась, опротестовала решение первой инстанции, дело пошло в областной суд, тот поручил пересмотр другому районному.

    «Богобоязненная» привела в качестве свидетеля "большого человека из епархии", которому было непривычно выступать под своим мирским именем, и вообще наверняка он был не рад, что втянули в такое. В процессе судов два ветерана ушли из жизни – не вынесли потрясения основ. Я стала на сторону ветеранов и была их общ. защитником, мягкотелого шефа (к слову, он тот материал не подписывал – в отпуске был) убедила сделать то же самое и извиниться в газете за себя и от имени коллектива. Никто не собирался отрицать ни вагонов, ни других издержек – всего того, что бывает на войне (увы, так было во все века). Вопрос один : ЗАЧЕМ? О ЧЕМ? Ветераны были возмущены одним: «каяться за нас мы никого не просили». Но пошла подтасовка, нежелание отделять мух от котлет и попросту кощунство над святынями, равное предательству. В крайнем случае, объяснила бы (аккуратно, по-христиански) позицию своего патриарха.
   
     Вот и то, что сейчас происходит в мире, – прямая ассоциация с теми неправедными судами. Я даже не про то, что скоро все станет с ног на голову по поводу победителей-побежденных, а с уровнем нашего образования – дело не за горами.
   
    А что касается мемуаров… Муж-историк читает военные мемуары - и наших, и немецких военноначальников, и простых солдат. (Целый шкаф такой литературы). Если вы делаете то же самое, опираетесь на факты, а не перепевы - имеете право рассуждать на эту тему. Если питаетесь из других, предвзятых (в любую сторону) или дилетантских источников – не грешите, а порой – не смешите! Как в том неправедном суде (мы с ветеранами, конечно, победили, но кто вернет их жизни и нервы!): дайте им уйти из жизни без попрания основ - их поколению и поколениям их детей и внуков! А дальше – врите, переписывайте историю (неизбежно, боюсь, судя по происходящему), подгоняйте события под свои «политические взгляды» и амбиции (многие – убедилась – делают это из простого чувства противоречия, самоутверждаются...)               
 
   Про «Б.П.» читаю только то, что само в глаза лезет - много нового не увидишь. Но вот одна православная ссылка (материал на сайте этой тематики) задуматься заставила. Потому что человеческие размышления, мудрые. Имеет право на существование точка зрения автора, тем более, никого ни в чем не убеждающего и не призывающего следовать примеру. https://www.pravmir.ru/pochemu-ya-ne-hodil-s.../ Не ходит он на «Бессмертный полк», потому что считает, что его отец – с ним, а не ушел (мертвые не уходят). И не любил тот говорить про войну, не терпел пафосных речей на эту тему, не носил многочисленных наград, прошедший всю войну капитан, и потому, -  считает автор, – вряд ли бы это действо отцу понравилось. Лучше помолится за него сын в церкви (даже на могилу не пойдет), да побудет в тишине, посидит с ним на пригорке. Но некоторые противоречия все-таки смущают. Как то: свой портрет папе в руках сына не понравился бы, а православная молитва за него, неверующего иудея (в том поколении таких было немало) – почему бы и нет.
 
   Что ни говори, помним мы про «собственную войну», выбираем, как помнить – для себя, для своей души. Хотя почему-то верится, что мои родные отнюдь не против были пройти в большом строю потомков их поколения (соучеников, соседей, приятелей) по центральной улице родного города (все, что со стороны мамы, в центре и выросли).
   
    
     Так что, нет безупречных позиций – ни яростных, ехидных, циничных, ни даже таких, благостно отрицающих. Так же, как у тех, для кого «Бессмертный полк» – дело святое, но пафосное (многовато банальностей и дидактики в тех же соцсетях). Святое - оно не такое лозунговое, "на публику", искренних, точных, незатертых слов требует. Никто никому ничего не докажет. Пусть каждый выбирает для себя («женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или Пророку… Каждый выбирает для себя…»), а не навязывает свои ценности другим и не глумится, не критикует то, что им не понятно или не близко, не покушается на чужие святыни. Все войны на свете (кроме корысти кучек авантюристов) еще и из- за этого – ненависти к непохожему.
 
  Война – это самое нелепое, неконструктивное и страшное из того, что существует (тысячелетия!) на земле. Грязное, кровавое и ужасное, худшее, что есть в человеческой природе. Звериное. Это трагедия и ад - недаром многие ветераны не любили вспоминать о ней. Может ли вынести человеческая, почти детская, психика, этот ужас! Ах, какие крепкие были люди – то железное поколение! Недаром «капризных мужиков» среди них не встречалось. Пьющие и грубоватые порой - да, но МУЖИКИ!
   
    Ура-патриотическое, псевдо-романтическое, парадное, отношение к войне тоже не может не раздражать тех, кто через нее прошел, и тех, кто о ней знает из правильных источников. Но… и подгонка под свою позицию, хождение по святыням ногами в сапожищах – невозможно читать и слышать. Сразу отказываешь человеку во многих качествах – человеческих и интеллектуальных.
 
     Наше прошлое (в котором, кстати, ох как немало, было замечательного!) – с его тройной моралью, лозунгами и громкими рапортами, лакировкой всего и вся – приучило многих изрекать пафосные банальности и громкие слова, думать трафаретно. В том числе, то же самое военно-патриотическое воспитание, где теории было намного больше, чем практики. Однажды мы с небезызвестным Александром Манжосовым судили основной конкурс на слете с громким названием «Областной слет победителей Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам боевой Славы отцов» (полностью название звучит еще пафосней и весьма непривычно на нынешний свежий взгляд). Кто знает Манжосова – представляет, на каком конце Клюквы слышен был его зычный возмущенный голос (имеет право: все таблички военных госпиталей на зданиях города – это он, Манжосов, его кропотливые изыскания! А кто лучше него знает историю Железной дороги!..)
    Цитирую свой полосный материал «Не ради звонкого рапорта»: «В лучшем случае здесь были представлены материалы школьных музеев, а чаще – музеев районных, краеведческих. Или же это результаты поиска комсомольцев-производственников и студентов, но не нынешних, а прошлых лет. Кому нужна эта показуха? Бодрые рапорты и отчеты, красивые, обтекаемые речи – что-что, а рапортовать и отчитываться мы научились здорово…». Зато живые гуси, поросята и козы, которые вскоре превращались в шашлыки и другие «основные блюда» на конкурсе обедов, песни и пляски, свидания под луной и в палатках – с этим дела обстояли намного лучше. Кстати, и Факельное шествие – круто!..               
 
    Да, много было показухи, заидеологизированности. Но и хорошего (в которое молодые нынешние просто не поверят), повторяю, было немало. Кстати (я не кровожадна, но…), как тогда было положено, в недельный срок газете доложили о принятых мерах – суровых, надо заметить, для некоторых комсомольских функционеров. Кто сейчас отвечает газетам! Кто вообще принимает в расчет любую критику, кроме указаний управляющих денежными потоками!
 
  Нельзя к той страшной войне – формально, невозможно – с ложным пафосом! Потому нынешние поисковики, которые месяцами – в лесах и болотах с комарами, под дождем и в жаре - поднимают из небытия неизвестных солдат, дают надежду. Так что, не в реалиях времени и поколениях дело. И «Бессмертный полк» – это вам не тот военно-патриотический слет тридцатилетней давности.

 А ветераны, которые не хотели про войну рассказывать… «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».               
 «Мой товарищ,
в смертельной агонии,
не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею
ладони я
над дымящейся кровью
твоей.
Ты не плачь, не стони,
ты не маленький,
ты не ранен, ты просто
убит.
Дай на память сниму
с тебя валенки,
нам еще наступать
предстоит".

Автор -  Ион Деген, мальчик-фронтовик, а потом врач, хирург, профессор, он прожил огромную достойную жизнь. И это его стихотворение сделало больше для «военно-патриотического воспитания», чем годы работы многих «секторов» и отделов. И для «прививки от войны» тоже.

Фото Александра Малахова.


Рецензии