2. Еврейский смельчак

Юдофобский анекдот: «Орлы, за мной!» - скомандовал командир, и вся рота (батальон, полк) устремились в атаку.

Потом оказалось: в окопе осталось двое… «Отчего вы не пошли со всеми?» спросил командир. «Мы – не орлы, мы – Львы, - был ответ. – Я – Лев Абг-г-гамович, а   он – Лев Исаакович»…

Подлая, низкая, геббельсовская сплетня,  потрафляющая   убеждённости  антисемитов во врождённой трусости евреев. Не пробуйте юдофоба переубедить – он знает о нас всю подноготную. Мы – хитрые, коварные, властолюбивые, подлые, низкие, скупые, чахлые, жалкие и, конечно же, невероятно трусливые.  Вспомним, как писал о нашем  народе великий гений русской прозы – Николай Васильевич Гоголь  в своей исторической повести «Тарас Бульба». С запада Украины на Сечь прискакали вконец пропившиеся (об этом говорит сам автор) ярыжки кабацкие с явно провокационными новостями, будто  «жиды» арендуют святые православные церкви, и несчастному православному христианину невозможно даже святого кулича на Пасху  отведать без того, чтобы  проклятый жид положил на этом калачике свой поганый жидовский значок. На самом  деле ни одного  документа в пользу этой провокационной выдумки не было и быть не могло, но запорожская казачья вольница решила  «перевешать всю жидову'», и начался дикий  еврейский погром.

Как же повели себя евреи?

Гоголь пишет:  «Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того
мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже   заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили».

Эти слова много лет давали основание  литературоведам и критикам, в том числе и еврейским,  даже такому  блестяще проницательному  русскому литератору, как один из лидеров мирового сионизма одесский русскоязычный литератор еврей Владимир (Зеэв) Жаботинский, называть великого русского писателя-классика   антисемитом. 

Однако среди  героических и бесстрашных персонажей  повести  есть и еврей  Янкель, которого Тарас Бульба  от того погрома спас, потому что этот еврей  лично знал и ссужал деньгами брата Тараса – Дороша. Благодарный Янкель, рискуя жизнью, проводит Тараса к месту казни польскими врагами Запорожской Сечи старшего сына Тараса - Остапа, и в самый страшный для Остапа миг, когда он, измученный палачами, наудачу испускает последний крик:

«– Батько! где ты! Слышишь ли ты?

– Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

 Так СМЕЛЬЧАК-ЕВРЕЙ  Янкель  помог отцу в последний, смертный миг жизни Остапа поддержать в сыне силу русского духа.

Можно ли  после этого  однозначно счесть Николая Гоголя  врагом евреев – антисемитом?

Судите  сами!

                *    *    *
Современный украинский поэт-классик , 88-летний ныне Дмытро Павлычко, стихи которого  о евреях, на еврейские темы, о Холокосте и против юдофобии автор этого эссе имел честь перевести (см. книгу-билингв «Д. Павлычко  «Еврейские мелодии»  в русских переводах Феликса Рахлина (Израиль), Харьков, «Права людини», 2014» (Cм.:
http://poezia.ru/works/105540 ; http://poezia.ru/works/105540 ; http://poezia.ru/works/105322; http://poezia.ru/works/105438(других переводов этих стихов на русский, насколько знаю, нет),  в стихотворении «Янкель»  создал свою версию дальнейшего жизнеописания этого гоголевского героя, еврейского балагулы (ломового извозчика). После того как всю его семью  изничтожили «злые шляхтичи», а дом – сожгли, «не' дал дёру с поля боя», а, наоборот, напросился...  в запорожцы. Прошу прощения за цитату из своего перевода – другого на русском, повторяю, нет. Янкель (воскрешённый силой фантазии Д. Павлычко гоголевский персонаж), в  указанном стихотворении  обращается к казакам с речью:

Для  вас мы пьявки да вампиры,
Сосущие народа кровь,
Но поищите в целом мире:
Растут ли розы без шипов?
Есть пчёлы среди нас, есть трутни,
И сладок мёд, да горек хрен:
И казакам  бывает трудно
Из-за казачьих же измен!
А мы – простые бедолаги, 
Чей слышен вам то смех, то плач,
Мы – балагулы, за овраги 
Своих гоняющие кляч,
В обносках бедные портные
(Там видно тело из прорех),
Ещё – сапожники   босые:
Толчём  зимой и лёд, и снег…
А есть и знатоки Талмуда,
И книжной  мудрости столпы…
Пусть казаком теперь я буду
Средь разношерстной той толпы!»
«А где ж семья твоя?» – Как рана,
Открылась повесть – в горле ком…
И он не фурман у Богдана –
Стал Янкель храбрым казаком.

Таково, в представлении украинского поэта, логичное  завершение жизненной судьбы еврейского смельчака и верного слуги Тараса Бульбы  - Янкеля.  Вы вольны соглашаться или не соглашаться с историческим идеалом украинского  классика. Вряд ли, однако, будете возражать:  Павлычко  таким финалом венчает еврейского героя славой и почётом.

Еврейская смелость – не версия доброжелателей, но реальность, отражённая и в древних книгах, и в современной исторической, да и художественной литературе. Все мы помним библейскую легенду о Давиде, победившем Голиафа (кстати, одно из стихотворений  книги Павлычко – «Давид и Голиаф»).   

                *     *     *

                Итак, мы показали уже на примерах из Библии, что смелость может быть – и бывала присуща евреям не реже, чем другим народам. О том же свидетельствует история. Множество народов склонило головы перед  доблестью и стратегическим мастерством  воинов античного Рима, но среди самых упёртых оказался   сопротивлявшийся ему  народ  древней  Иудеи. Читайте «Иудейскую войну»   Иосифа Флавия (1-й век новой эры) и одноименное произведение   немецкого  писателя  ХХ века Лиона Фейхтвангера.  Кроме безумных нацистов, приведённые там факты под сомнение не ставил никто.
               
                Широко известно,  в какое ужасное положение
ввергла  еврейский народ   развязанная  тоталитаристами   в середине ХХ столетия  Вторая мировая война.  Одной из безотказных идеологических пружин  как германского нацизма, так и  советского коммунизма оказалось использование ими: в открытую – Германией и в плохо замаскированном  виде – советским руководством – застарелого  антисемитизма,  которым были пропитаны огромные массы разных народов мира  в течение многих веков и даже, как минимум, двух-трёх тысячелетий. 

                Не  могу  подробно изложить всех связанных с этой темой противоречий, не отрицаю значения тех гуманистических, интернационалистских лозунгов, которые провозглашали и которых внешне придерживались коммунистические лидеры, но  их повседневная практика   оказалась на диво лицемерной.

                В условиях развязанной нацистами и фашистами в Европе небывалой смертоносной расистской травли евреев, которым  Нюрнбергскими законами, принятыми в Германии ещё 30-х годов,   было отказано в праве на жизнь, а в ходе войны они уничтожались ежедневно  и массово всякими способами практически без исключения ВСЕ:  старики и младенцы, мужчины и женщины,  гении  и имбецилы, ультра-ортодоксы иудаизма и атеисты,  -  ВСЕ!!! – в этих условиях и в такой обстановке  у еврея, способного  хоть в малой степени   к самозащите, оставалась одна возможность:  бороться, сопротивляться. Если всё-таки   случаи сопротивления  еврейского мирного населения  оккупированных   стран  Европы оказывались  не слишком частыми, то в огромном большинстве случаев это объясняется, во-первых, беззащитностью состава  уничтожавшихся:  как правило, почти сплошь – в большинстве дети, женщины и старики:    мужчины пребывали, как правило, в действующих и сопротивляющихся войсках; во-вторых,  подготовка к  экзекуциям, массовым акциям уничтожения велась под прикрытием специально распускаемых слухов о  предстоящей эвакуации в безопасные районы. А информация о действительных намерениях нацистских преступников в стане их противников  (в первую очередь, со стороны коммунистического  руководства) была совершенно недостаточна.       

                Тем не менее,  зверская, разнузданная  юдофобия нацистов  настолько бросалась в глаза на оккупированных ими территориях, что  немедленно становилась, в первую очередь, известной еврейскому населению. И множество здоровых мужчин-евреев стремилось к оружию, в бой. В моей первой книге воспоминаний, «Записки без названия», рассказано о нашем спутнике  в эвакуационном эшелоне – беженце из Польши, молодом еврее-сапожнике богатырского сложения, - «Лёве – Честное Слово».  Молодой муж, отец первого ребёнка-младенца, горел желанием  попасть на фронт   и был счастлив, получив повестку хотя бы на рытьё оборонительных рвов. Не знаю его дальнейшей судьбы, но не сомневаюсь: если попал на фронт, то воевал честно.
               
                Да что и говорить: всему миру известны героические восстания в гетто Варшавы, в лагере смерти Собибор и других местах – в Израиле   есть целый музей «Бойцов гетто» в одноименном кибуце под Акко, созданном именно уцелевшими повстанцами разных гетто (в иврите это слово имеет множественное число, так что названия и кибуца, и музея означают «Бойцы   (разных, нескольких, многих) «гетт»». Даже двухлетняя история зловещего Сырецкого лагеря уничтожения в киевском Бабьем Яре в итоге завершилась восстанием его последних узников, значительную часть которых составляли евреи - об этом  ярко рассказано в романе-документе жившего на краю этого яра писателя Анатолия (Кузнецова), и в книге одного из спасшихся в результате восстания Захара (Зямы)Трубакова.
          
               
                А  9-классник из Могилёва-Подольского  16-летний Ион Деген с первого дня войны не раздумывал, что делать.  Не в силах уговорить военкома призвать его, вопреки закону, досрочно, пошёл, вместе с другими пацанами, прямо в воинскую  часть, оказался там нужным, получил оружие – и стал воевать. Диву даёшься: как мог он выжить. Это изумляло и самого Иона. Вот его крошечное стихотворение, которое сам он ценил выше своих же других:

    *   *   *   
Воздух  вздрогнул.
Выстрел.
Дым.
На старых деревьях обрублены сучья.
А я ещё жив.
А я невредим.
Случай?
                Октябрь 1942 г.

Да, случай. Что называется, прихоть судьбы, воля Божья…   Читая его воспоминания, до потрясения изумляешься каждую минуту, по поводу всякого  описанного эпизода. Вот он, после первого ранения и многодневного, изнурительного выхода из окружения, переплывает Днепр и, еле выбравшись из воды, израненный, утомлённый, у самого берега  застывает В СТРАХЕ, чуть не попавшись  на глаза двум немцам, его СЛУЧАЙНО  не заметившим.  Враги, немецкие солдаты – уже на левом берегу Днепра!  И впервые за несколько месяцев участия в войне солдат-ребёнок  (не забудем: 16-летний мальчишка!), осознав успехи ненавистного врага и неудачи советского оружия, расплакался   от переживаний…

Деген не стесняясь рассказывает: с первых дней прослыв отчаянным храбрецом (он и был сказочно храбр!), на самом деле  не мог избавиться от страха.  В самом деле, страх – защитная реакция психики, бесстрашными  кажутся люди, умеющие владеть собой в самых опасных ситуациях. И он справлялся  со страхом смерти, через много лет рассказывая (мне – в том числе), что подавлять это подлое чувство его заставлял другой СТРАХ: как бы не обнаружить своего "малодушия"  и не подтвердить юдофобскую легенду о «трусливых евреях»!

Интересно : уже вышедший из уральского госпиталя, он снова просится на фронт – (и на это не все пишущие о нём обратили внимани:   ему  снова  отказывают ввиду  всё ещё непризывного возраста). Случайно встретив знакомого офицера – грузина по фамилии Гагуа,  помнившего его ещё по Могилёву-Подольскому, Ион рассказывает о себе, и офицер даёт подростку письмо к своей семье в Закавказье.  Ион едет туда, узнаёт о находящихся там бронепоездах, является к командиру одного из них и просит зачислить его в состав бойцов, ссылаясь на свой боевой опыт. Командир устраивает пареньку краткий экзамен, боевые навыки подтверждаются, и Деген становится  бойцом команды разведчиков на бронепоезде. Это – «второй акт» его военной карьеры, который завершается новым ранением  (октябрь 1942).

В «третьем акте» Ион Деген становится танкистом, закончив с отличием 1-е Харьковское (что мне как бывшему харьковчанину особенно приятно)  училище, находившееся тогда в Чирчике  (Узбекистан).  Есть и ещё одно (очень личное) обстоятельство,  в виду которого  Деген-танкист мне особенно дорог:  многодетные родители моего отца воспитали как приёмного сына младшего ребёнка своих  близких друзей – Эммануила  (Моню)  Факторовича – активного участника гражданской войны на стороне большевиков,  награждённого ещё тогда орденом Красного Знамени .  Потом Моня стал одним из первых  советских танкистов и, служа в Генеральном Штабе Красной Армии, был одним из создателей её танковых войск.  Свою последнюю командную должность исполнял в Харькове, возглавив Танковую бригаду, дислоцированную на Холодной Горе. В  1937 году по навету был арестован и обвинён в том, что намеревался на танке во время военного парада наехать на Мавзолей Ленина и раздавить там на трибуне  "товарища Сталина". В 1938-м был судим и на основании этого идиотского обвинения немедленно расстрелян. Я его помню – он катал меня по центру  Харькова в открытой  легковушке. С его дочерью  Светой мы дружили, оба её сына стали шахтёрами на шахте им. Засядько в Донецке.  Да, Деген  ко всему  этому не имеет ровно никакого  отношения, но имеет – к советским танковым войскам, одним из создателей которых был полковник  Факторович…
 
 В июне 1944 Иону  исполнилось 19 лет, и юный свежеиспечённый лейтенант, наконец, служит  на вполне легитимных возрастных основаниях,  первые три года войны    провоевав  «контрабандно», «досрочно», будучи ещё   РЕБЁНКОМ.  В течение последующих нескольких  месяцев и вплоть до января победного  1945-го Иону суждено приобрести славу  советского танкового аса  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Где-то я прочёл, что в списке этих асов  он на 16- м месте, но в том  списке, который в Интернете удалось обнаружить мне, он – 52-й  из 118-ти нумерованных; после 118-го, капитана Иосифа Шпиллера, далее асы  перечисляются уже без номеров…  Экипажем Иона Дегена уничтожено 12 немецких танков и   5 САУ (самоходных артиллерийских установок). Сам Ион не считал это большим достижением, сравнивая результаты своего экипажа с куда более значительными  победами  современных танкистов Израиля, на счету которых, по его словам , даже   по 60 уничтоженных вражеских танков -  не самый лучший результат. На счету лучшего советского аса-танкиста старшего лейтенанта, Героя Советского Союза  Дмитрия Лавриненко, числящегося в том списке первым из 118-ти, - 52 уничтоженных вражеских танка…

         Ион Деген дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но оба раза  ему  некая инстанция «наверху» заменила  это звание орденом Красного знамени

 
               Взгляните на табличку (по данным Интернета:

):

Национальность                Количество Героев Советского Союза
                (по итогам Великой Отеч. войны)

Русские                7995
Украинцы                1996
Белорусы                261               
Татары                160
Евреи                107
Казахи                96
Грузины                91

(Не знаю, почему, однако в доступных мне данных - большой разнобой; читатель заметит это, сравнив с другой цифрой Героев, приводимой мною в этим цикле статей. Я не выдумываю, но везде основываюсь на данных официальной статистики).   

Не являясь в СССР «титульной нацией» (не считать же их таковой даже в  Еврейской автономной области, если  они составляли ничтожную долю всего населения области, хотя и дали ей такое название),  в 1939 году, перед войной, евреи  составили ко всему населению страны лишь 1,8 процента.  И при этом по абсолютному  количеству героев вышли на 5-е место.  (Некоторые  авторитетные исследователи (Л.Млечин) утверждают: на 4-е). Количество евреев в СССР (без учёта беженцев из других стран) составило в канун Отечественной войны  4 831 000  чел. На фронте в годы войны сражались более 500 тысяч советских евреев, из них 27 процентов ушли воевать добровольно.  Евреененавистники, рассказывавшие анекдоты   типа того, которым начинается эта часть моей статьи  об Ионе Дегене: заткните  свои грязные  изрыгающие ложь пасти!  Да, Деген  - нормальный еврейский храбрец, может быть, лучший из нас, но и  все  мы  не трусы. Доказательством этому – еврейское  государство Израиль, побеждающее многочисленных врагов вот уже 70-й год подряд (писано в 2017-м)..

   Несколько  слов о моих взаимоотношениях  с Ионом. Его имя мне стало известно из сенсационного сообщения самого Е.А.Евтушенко   о том, что в Черновцах соученик Иона по тамошнему мединституту сообщил ему: автор стихотворения «Мой товарищ…» жив и живёт в Израиле.  В 2005 году, живя в стране уже 15 лет, я прочёл о нём  в «Еврейском камертоне» - приложении к «Новостям недели» в котором и сам до сих пор публикую свои опусы, - прочёл   очерк  Беллы Кердман – журналистки, бывшей одесситки, к которому как иллюстрация был напечатан портрет юного Дегена в танковом шлемофоне. Я показал портрет и статью своей  жене (ныне уже  три года как  покойной), тогда ещё, несмотря на перенесённую  ею на год   раньше операцию на открытом сердце, с заменой аортального клапана,  вполне контактную и психически вменяемую. Её поразило сходство Иона  (но, возможно, и почудилось?) с её старшим братом Мишей, погибшим на  Волховском фронте в марте 1943 года.  Именно в память  о нём носит то же имя наш с нею единственный сын. А хороших снимков брата в семье не осталось, и жена меня попросила сделать копию и увеличить   портрет Иона из газеты, чтобы повесить в нашей квартире. Выполнить это оказалось несложно, и у нас несколько лет висел в комнате портрет Иона Дегена как семейная реликвия. Я написал в память  о  её погибшем брате вот какие стихи:

            Оправдание сплетни
                Памяти рядового Михаила Фрейдина (1923 – 1943)
Молодой еврей погиб под старой Руссой.
Был он горбонос, курчав, черноволос,
не был он, «как все», курчавый, не был русый,
но погиб, как прочие, раз уж  привелось.

Пал в бою, как многие, он двадцатилетним, 
но отметить стоит лишь один момент: 
гибелью своею подтверждая сплетню,
он под старой Руссою защищал Ташкент.
                2014

Через редакцию «Еврейского камертона» я раздобыл  эл. адрес Беллы Кердман, а она мне дала  E-mail   Дегена.  Я ему написал. Из ответа выяснилось, что  моё имя ему известно по моим публикациям.  Мы стали переписываться, и он без моей просьбы прислал  свою книгу…
 
Эту часть своего эссе, ему посвящённого, хочу окончить стихотворением Иона,  раскрывающим, мне кажется, главные черты его характера и личности:

Ион Деген

   *     *     *
    Всё у меня не по уставу.

Прилип к губам окурок вечный.
Распахнут ворот гимнастёрки.
На животе мой «парабеллум»,
Не на боку, как у людей.

Всё у меня не по уставу.

Во взводе чинопочитаньем
Не пахнет даже на привалах.
Не забавляемся плененьем.
Убитый враг – оно верней.

Всё у меня не по уставу.

За пазухой гармошка карты,
Хоть место для неё в планшете.
Но занят мой планшет стихами,
Увы, ненужными в бою.

Пусть это всё не по уставу.
Но я слыву специалистом
В своём цеху уничтоженья.
А именно для этой цели
В тылу уставы создают.
 
          Июль 1944 г. 


Рецензии
Спасибо Вам за добротный материал.

В тему припомнилось недавнее.
Девятого мая в строю колонны Бессмертного полка.
Нас сегодня вокруг нашего планшета аж восемь человек собралось.
Младший мой Брат, ему 66 лет, оглядываясь,
замечает на портрете метрах в пяти знакомую фамилию:"Семён Бер".
- Откуда я его знаю? -
Оглядываюсь и я.
- Так это старый доктор, Он меня ещё в Советское время лечил.
дядя моего товарища по работе Гриши Бера.
Гриша, он на два года старше меня, инженер-математик,
талантливый системник программист.
Следы Гриши в прОклятых ЕБээНовских временах
как-то враз Для меня потерялись.
Подхожу. Планшет держит молодая женщина характерной внешности.
Оказывается, внучка. Рядом девочка, по виду ровесница моего старшего
внука Мишки, ему как раз сегодня шестнадцать лет исполнилось.
Третья рядом - это уже моих лет - дочь доктора.
Объясняю причину моей навязчивости давним знакомством с доктором.
Получил ответ и на свой вопрос.
Оказывается, Гриша, супруга его детский врач неонатолог,
старший сын, окончил тоже системный программист,
про дочь я ничего не знаю, в конце девяностых уехали
всей семьёй в Израиль.
Дай Бог чтобы у них всё было хорошо.
А за "державу" в очередной раз
стало обидно.
Уезжают лучшие.
Поневоле вспомнилось дурное:
"Евреи? Они все в Израиле.
У нас ж**ы остались"
- Не в обиду будь сказано.

Василий Овчинников   12.05.2019 06:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.