Ник и всё прочее-1

трилогия "Богиня Радуги"
книга 1-я

                Ник, и всё прочее

                1

                Поломка в системе

                "Возможно , твои ошибки , это то ,
                что нужно Вселенной ."
               
                - 20 млрд лет назад * 
 
                \ *-все временные привязки
                не имеют к реальности
                никакого отношения\

 ****

  - Вот человек явился в мир. По рождению он ничем не отличался от обычных людей, каких в мире было миллиарды. И он был, как все  и каждый в этих миллиардах. Физиологически  и психически. По образу и подобию. Со всеми особенностями, принадлежностями и пристрастиями. И так было до самой его смерти, случившейся в надлежащий срок, по всем законам природы, спустя некоторое время. И на мир поначалу он смотрел как все : - рядом были родители, были кот и собака, и они были частью его, они были - свои. Он не отделял их от себя. Все остальные были другими, не являющимися частью целого. Они были чужими, и поначалу он не воспринимал их себе подобными. И так было до самой его смерти, очень долго. Вечность. -

 ****

  Для начала необходимо немного сказать о территории, на которой жил и потом умер человек. Территория была огромна, и, видимо, это и послужило причиной странной её судьбы и судьбы населявших её людей.
  На востоке и северо-востоке территории обитали немногочисленные племена, которым нечего было делить, жили они дружно, воевать не собирались, и им незачем было организовываться в государства. Их участь была незавидна. На северо-западе и вдоль южных окраин племена были многочисленны, близки по языку, обычаям и претензиям. Они постоянно враждовали, сбивались в коалиции, государства, снова разбегались и пакостили соседям. И себе тоже. В конце концов небольшая группа амбициозных интеллектуалов выработала некую утопическую концепцию, сулившую мир и процветание ВСЕМ народам и государствам. Это была привлекательная идея, и её удалось воплотить в жизнь. Конечно, не обошлось без насилия и кровопролития, ведь любая идея рождает не только адептов, но и оппозицию. В результате было образовано самое, наверное, нелепое государственное образование, какое существовало в истории человеческой цивилизации : - счастье людей здесь строилось на нивелировании личности и насилии над инакомыслием, то есть над большинством населения страны. Оказалось, в реальности, что вдохновляющая концепция всеобщего равенства была неверна в основе, и утопична с самого начала, что, впрочем, и так было ясно её авторам изначально. Когда это поняло даже руководство партии идеи, проблема решилась быстро и просто : - страну избавили от вечно чем-то  недовольных южных и западных национально-географических образований , саму теорию изъяли из политического обращения, правда, сторонников убивать не стали. И страна погрузилась в хаос безвластия. Так было долго. В начале третьего тысячелетия страна быстро и верно разрушалась. Разруха царила везде. В экономике, промышленности, финансах, культуре, нравственности. В мозгах. Народ в растерянности ожидал действий правительства, оно-же занималось какими-то своими, непонятными народу делами. Всё катилось само собой. Под откос. И никто не знал, общепланетарный это процесс, или явление местное, локальное.

 ****

 Газета "Метрополитен" от 7-го апреля 2015 года : - "Законодательное собрание Санкт-Петербурга посетил шаман Коля из Нарьян-Мара. Обойдя помещения Мариинского дворца, шаман собрал царящее там ЗЛО. Визиту шамана было посвящено собрание законодателей. 8 апреля на острове Вайгач собранное ЗЛО шаман развеет над океаном." Это к вопросу - о состоянии современной духовности. Свифт, Оруэлл и Замятин такое не могли представить даже в страшном бреду. Страна сошла с ума. Сатана там правит бал. Что тут ещё можно сказать...

 ****

   Человек появился на свет недалеко от столицы южной республики. Что такое снег, он знал из книжек, и всю жизнь не понимал, что такого  восхитительного люди видят в зиме. Несмотря на то, что был он русским, на лыжи он встал только в 11-летнем возрасте, и ему это очень не понравилось. Мороз он ненавидел, зиму считал временем потерянным, обожал книжки о жарких странах и мечтал жить в Австралии. Фамилия его бабки по мужу была - Сухова. Он только раз видел фотографию деда - лихой красноармеец с шашкой и маузером, на фоне Красного знамени, с орденом на груди. Бабка никогда о нём не говорила, даже не упоминала. Это была закрытая тема, но в те времена такие темы не обсуждались, их даже вскользь не касались в разговорах, и только лет через 25 человек сопоставил факты и что-то понял. И уж конечно его поразило совпадение фактов жизни деда с известным киноперсонажем ; - героический красноармеец Сухов, боровшийся с бандами басмачей в песках Средней Азии... Только ли это было совпадением, или вся жизнь Суховых были похожи? И в чём эта похожесть заключалась? Впрочем, семейные тайны в этом возрасте волнуют только героев готических романов... Но фигура бравого орденоносца дала мощный посыл к чтению эпической литературы, от наидревнейших времён про Одиссеев и Ахиллесов, и до наших дней про детей-героев, боровшихся с предрассудками старых формаций, включая своих отцов и дедов. Он упивался похождениями дона Паблоса, Исмаила из Нантакета и Павки Корчагина. Дон Кихот, инженер Гарин и Джим ди Гриз были для него соратниками и современниками. Ветряные мельницы Сервантеса и голова профессора Доуэля стали для него такой-же реальностью, как Зурбаган Александра Грина и Гольфстрим Хемингуэя.

 ****
  - "Свободные ассоциации... это очень удивительная и загадочная штука. Самая, наверное, известная их форма, о которой очень говорят в последнее время - т.н. "дежа вю". Теорий много. Вдруг, в любой обстановке и ситуации, в любое время и в любом месте человек чувствует нечто... Порой трудноописуемое... Оно может быть каким- то оттенком, нюансом, цветом, звуком, запахом. Иногда это мелькнувшее в толпе лицо или только знакомые, волнующие черты.
Зачастую человек даже не может определить, что именно это было...
Когда и где? Начинается ревизия жизни. Порой начиная с далёкого трудно вспоминаемого детства. Годы, города, встречи и люди, книги и фильмы... бессонные ночи... Ты даже можешь забыть о начале, забыть само событие, но вдруг, через время, вспыхивает : - "Конечно !!! ..." Вспомнил... И кто, и где, и что там было в самом деле... Ага, так, вот ведь ерунда какая! И к чему мне это? И почему вдруг вылезло? ведь дичь сплошная... И человек уже и не знает, что с этим делать... Совсем недавно об этом не то чтобы боялись упоминать (в разговорах-ли, в книгах...) - ну, зачем трогать лихо... ведь могут напомнить и поставить на вид... и поставить совсем  уж дикий диагноз. В беседе, в статье, или в разборе полётов на высоком ковре... За рубежом не боялись. Кафка, Дж . Джойс, Хемингуэй... Они могли... Это ведь очень трудно, передать бессмысленность, беспорядок в мыслях, и - озарение, и  путь к нему...
Но что это такое, и зачем, и откуда они приходят, свободные ассоциации...? Мнения самые разные... Общение с "духами", весточки из параллельных миров, переселение душ... Мои варианты ; - энергия души после смерти тела какое-то время хранит  матрицу эмоций, которые в общем-то и поставляют эту энергию. Могут эти уже не "привязанные" к определённому носителю эмоции "проявляться" или  "привязываться" к другой, еще живущей душе? ( похоже на "общение с духами" !!!) То-есть, все эмоции, возникшие всегда и везде, ещё существуют в "информационном банке" пространства и могут ощущаться "живой" душой... И если смотреть шире, мы можем чувствовать даже эмоции, пережитые людьми предыдущих миров... Всё это может существовать в энергоструктуре мира."               
      - из писаний Аллки -

 ****

  Может быть именно тогда сформировалось в его душе это вот подсознательное замещение действительности. Сегодня он сражался на Тортуге рядом с Беном Ганном, завтра погибал на броненосце "Цесаревич" в Порт-Артуре, а послезавтра горел в астролайнере под взглядом пилота Пиркса. В сознании его вместе жили капитан Немо, Ихтиандр, человек-невидимка, Чичиков и Максим Каммерер.
  Всё это были реальные люди, даже реальнее, чем он сам - его ещё не было на свете, а они уже жили, его не будет, но они так же будут существовать.
  И тогда уже в его душе появилось ощущение, что главное не то, что здесь, на Земле, а то, что в душе, где-то глубоко, далеко от реальности, может быть вовсе не взаимодействующее с реальностью, но более реальное, чем то, что постоянно течёт, изменяется, и уходит в никуда.
  Такое было в творчестве А. Грина, герой настолько сживался с фата-морганой, что "оживлял" её, переселялся туда и терял дорогу назад, оставался в воображении. А разве не было такого с героями Г. Уэллса?
  Да, с лавкой чудес шутки плохи, и за белой дверью не вегда открывался блистающий мир, но здесь не было замещения реальности миражом, реальный мир уходил, растворялся, СТАНОВИЛСЯ ДРУГИМ, это было реальное преображение, переосмысливание, сродни престидижитаторству ; - был кролик, стал крокодил. Такая штука проделывалась не раз - постоянно.
  И размывалась правда между тем, что есть, и тем, что СТАЛО.
  А потом ему в руки попал Шекспир. И он понял, что писательство - это и есть сотворение мира, лежащего где-то за гранью действительности, но мир придуманный в данном случае реальнее сущего, в котором всё временно и всё - ложь, скрытая множеством масок - каждый творит свою маску, отличную от других.
Он понял, что не хочет, не может жить ложью, но не знал разницы между ложным и истинным. Он видел, что прокламируемая правда, ПРАВДА с большой буквы - оборачивается чем-то страшным и вывернутым. А ложь - то, что декларировалось, как ложь, обвинялось во лжи,  зачастую была похожа на страшную истину.

 ****

  Имя, данное родителями при рождении - БОРИС , человеку не нравилось. Люди наполняют имена каким-то непонятным эмоциональным содержанием, зачастую мистическим. Звучание имён рождает ассоциации с непонятным привкусом. Слышишь имя, и, помимо воли, чувствуешь определённые запахи, ощущения. Иногда, глядя на человека, уже слышишь его имя, и это создаёт отношение к нему. Потом очень удивляешься, услышав его истинное имя, совершенно не определённое, нейтральное. Интересную систему использовал Итало Кальвино в "Космикомических историях" - просто набор латинских символов, примерно - VSIMRF;z[ . Какая-то фантасмагория, освобождение от условностей и полная свобода для воображения.
У Ильфа и Петрова в "12 стульях" он увидел : - "... режиссёр театра Ник. Сестрин." Это ему понравилось, он стал называть себя так, и пусть думают, что хотят. Человек сам должен давать имена себе и окружающему. Называя предмет, явление или живую тварь, человек показывает свое отношение и восприятие, то есть он даёт характеристику самому себе, а глядя шире, определяет своё место в мире.

  ****

  Себя Ник определил только на четвёртом десятке своих лет. Где-то он прочитал, что человека можно и должно считать взрослым только по прошествии тридцати лет жизни. Хорошо это или нет - неизвестно. Непонятен сам термин, кого можно считать взрослым и как это определяется. Некоторые люди уже появляются на свет глубокими стариками, другие до смерти остаются детьми.
- "...страшнее истин нас возвышающий обман..." -
  Ложь Ник никогда не принимал. Не мог. Люди врут всегда. По поводу и без него. Врут, когда надо, и так - между прочим. Когда это даже совсем не нужно, будто принуждаемые к этому внутренним законом, а на самом деле просто давая себе мнимое превосходство над окружающими.
  Ник не мог врать. Родители никогда не заострялись на этой теме. Конечно, были какие-то канонические тексты и ситуации, этические императивы, школьные наставления. Но он не мог врать просто потому, что это казалось ему невозможным. Где-то в подсознании стоял врождённый блок, перекрывающий самую возможность солгать. Даже когда это было вызвано обстоятельствами. Он часто страдал от этого, но сделать ничего не мог. Оправдание для себя он вывел такое - врать не выгодно. Ложь всегда выявляется, и тогда надо будет громоздить другую ложь, в оправдание, и тут можно просто запутаться, ситуация выйдет из под контроля, и чем всё кончится - вопрос.
  Оправдание дохлое, он многажды видел, как ложь процветает и приносит неплохие дивиденты. Порою солгать даже нужно, когда правда может принести человеку боль. Он не мог.
  В таких случаях ему приходилось удаляться с полигона действий. Что-ж, всё в жизни бывает. Врать было даже не стыдно - НЕЛЬЗЯ.
  То-ли какие-то книжки произвели на него это странное воздействие. Тем более, что - он увидел и понял это уже в зрелом возрасте - не только жизнь обывателей была пропитана ложью - на лжи строилось всё в государстве и политике. Обманом было всё - государственные программы, статистические выкладки, предвыборные обещания кандидатов во власть, дипломатитческие хитрости (ведь даже просто умолчание факта или действия - уже попытка ввести визави в заблуждение). А слоган - "реклама -
двигатель торговли" - всем известно, что реклама основана на лжи.
  Может быть ложь заложена в природе человеческой, ведь даже в Библии каждое второе слово БОГА - неправда. ( БОГ по определению не может лгать, ибо каждое Его слово становится законом природы, следовательно, ИСТИНОЙ.) А это означает только, что понятия лжи и истины у людей СДВИНУТЫ, не истинны, и зачастую взаимоподменяемы.)
  Только значит всё это, что нет никакого значения, лжёшь ты или придерживаешься правды - всё относительно. И тщательное уклонение Ника от обмана в свете всего этого выглядит чем-то паталогическим, ненормальным.
  Как и вся наша действительность.
  Исходя из вышеприведённых соображений, Ник перестал воспринимать реальность, как реальность, а остальных людей как объекты, достойные существовать в данной действительности. Не "твари дрожащие", но существа временные, не имеющие отношения к материальному миру. (Материализм, как известно, перестал быть превалирующей религией, но сущность мира представлял достаточно основательно,
без двусмысленностей и ненужной псевдомистики.)
  Всё было фикцией, оптической иллюзией, и не имело отношений. Но всё было взаимосвязано, находилось в постоянной зависимости, и это необходимо требовалось учитывать.
  Ник был циником (по собачьи жить - циником быть), но не понимал, почему понятие это люди наполняют каким-то негативным смыслом. Цинизм - это всего лишь трезвый,
реалистичный взгляд на жизнь,без розовых очков, это логический и целесообразный образ жизни. И без лжи. Ложь - это и есть тот цинизм, какой люди по неразумению
имеют в виду. Т.Е. пренебрежение доверием людей, примитивизация отношений, игнорирование этических ценностей. Это само собой становится эгоизмом в крайнем
его выражении. (Хотя само по себе себя-любие это христианская ценность, стоящая во главе всего учения. Но эгоизм не есть эгоцентризм, но даже является его антитезой.)
  В результате его жизненного пути Ником была создана его собственная теория мироздания, БОГА и души человеческой. Худо-бедно, но она была более осмысленной и логичной многих и многих других. Речь, конечно, не в его умственных развлечениях, но именно в этом и состоял, видимо, смысл его жизни, потому что ничего другого в его жизни не было.

  ****

  В школе Ник увлекался Жюлем Верном, Беляевым, Уэллсом, потом были Лем, Саймак, Стругацкие, Воннегут, немного физики с астрономией. Математику он не понимал, в алгебраических формулах видел посягательство на мировой разум и попытку обжулить весь мир. История шла хорошо, пока он не напал на Ницше и его "Вред и польза истории" и не стал смотреть на исторические парадигмы через очки логики, знакомство же с классиками официоза повергло его в ужас перед всеми трактовками и вариантами официальной истории.
  Литература научила его ненавидеть Пушкина и Толстого, он понял, что есть литература и Литература, что кроме Мопассана и Гюго есть Веркор, Хемингуэй, Буль, Апдайк , Боргес, Джойс и Мелвилл. Потом он попытался осмыслить Библию, ничего у него не вышло, только куда-то ушла вера в Эйнштейна и Дарвина.
  Знакомство с судьбами Ван Гога, Рюноске, Эдгара По и Зощенко укрепило его в тщете славы, но заставило поверить в предназначение.
  Из школы-же Ник вынес убеждение (основанное на личномпечальном опыте), что несмотря на Петрарку, Шекспира и Грина женщины ничем не отличаются от остальных представителей рода человеческого.
  Он научился задавать вопросы, повергающие менторов в ужас, но при этом не выходящие за рамки дозволенного, он увидел враньё официальных нравственных доктрин, навязанность этических установок, искусственность и лживость общественных надстроек и институтов.

  ****

- Где-то в пространстве возникла угроза стабильности. Не было каких-то тревожных симптомов, потому-что наличие симптомов уже само по себе признак нестабильности.
Возможно, это был некий сигнал, колебание напряжённости поля.
Может быть, просто предчувствие.
И реализовалась функция. Функция, которую мы, люди, называем просто - БОГ.

  ****
               
       - 10 млрд лет назад* -
   
  -Всё пошло, как обычно. Как ВСЕГДА.
  По Воле БОЖЬЕЙ возник свет. 
Можете называть это Большим Взрывом, только никакого взрыва не было. Нечему там было взрываться. Просто энергетическая структура Пространства организовала мельчайшие ячейки Пространства соответствующим образом, и началось создание нашего Мира. Мира для людей.
  Всё, как в учебниках астрономии; - мельчайшие частицы материи, пылевые области, мощь пробудившихся гравитационных полей...
ВСЁ как ВСЕГДА.
  А потом возник сбой. Это может случиться в любой организованной системе, даже в общественной организации, и наличие причины совсем не обязательно.
Может быть функция БОГА на этот раз была востребована одновременно во многих областях Пространства? Нет нужды гадать, просто воспримем этот факт, как реализовавшуюся возможность.

 ****
      - через **** млрд лет* - 

 ****

  ...итак, через много миллиардов лет вечности человек сидел на берегу лесного озера.
  Было раннее утро, и дальний берег закрывала пелена ночного тумана, который клубился примерно в метре над неподвижной поверхностью воды. Вверху туман сливался с холодным предрассветным небом. Другого берега озера видно не было, только по верху тумана проглядывал намёк на некое тёмное образование, возвышающееся за ватной пеленой - там торчали кроны сосен, похожих на грибы-поганки.
Ник - так называли человека друзья и знакомые - был воспитан книгами - хорошими книгами - и жил идеалистическими представлениями. Поэтому друзей у него было мало - тех, кого он считал таковыми. К знакомым-же он относился с иронией и пренебрежением , не взирая на их положение. Впрочем, количество друзей никогда не напрягало его, хорошего не бывает много, а наш мир как раз беден на щедрые души. Дефицит количества должен восполняться качеством, так считал Ник, и отбор проводил очень тщательно.
  Сейчас он сидел на обломке ствола дерева, спиной к потухшему костерку, окруженному закопчёнными булыжниками. Неподалёку, под соснами стояла жёлтая палатка. Там шевелились, иногда слышались приглушённые восклицания.
 - Что-то произошло, - подумал Ник - Что-то определённо произошло.
  Он не мог понять, откуда взялось это чувство, и это беспокоило его. По укоренившейся привычке он стал перебирать последние дни, проверяя себя, пытаясь взглянуть с разных - неожиданных - сторон на слова и поступки.
  Всё было в порядке. Вроде-бы. По опыту он знал - по прошествии какого-то времени могут открыться совершенно непредвиденные нюансы, но пока всё вроде-бы было в порядке, и он сделал вид, будто успокоился. Потом будет потом.
   Поёжившись, он встал, подошёл к костерку, огляделся, увидел набросанные сухие ветки, собранные с вечера. Он присел на корточки и стал перебирать палки, выбирая посуше. Над лесом беспорядочно кружила стая птиц, и их крики резали воздух раздражительно и тревожно. Было такое ощущение, будто где-то далеко, в небе умер ангел, и лопнула струна.

 ****
       - потом -
 ****

 Захаровы окна выходили в улочку, носящую имя великого вождя. Улочка была похожа на маленький Большой каньон, склоны которого были жёлто-красными стенами столетних домов. По дну каньона бежала трамвайная речка. В моменты трамвайного половодья стены домов сотрясались, и с потолков  сыпалась белая пыль. Жить здесь было всё-равно, что около взлётной полосы военного аэродрома.
- Здесь можно было легко стать психом, - решил Ник.
 Только Захар не был похож на психа, напротив, он походил на большого, доброго олимпийского бога  - было в нём что-то греческо-кавказское. При взгляде на него хотелось взять в одну руку высокий узкий стакан с жёлтым, терпким вином, а в другую шампур с источающим аромат дыма шашлыком, встать у стола во весь рост и произносить бесконечный тост. Ему-бы стать лысым блондином, был-бы вылитый Бахус. Говорил Захар значительно и вальяжно.
- Галка с детёнышами в зоопарке, так что отдыхаем. Что новенького?
- Не знаю, - Ник пожал плечами, - Пару разочарований... Ничего серьёзного.
 К разочарованиям Ника друзья привыкли, и не воспринимали драматично.
- Надеюсь, не в смысле жизни? - равнодушно поинтересовался Захар, - что делать будем? Надо пользоваться свободой.
- Смысл жизни? А он есть?
- Ну... пива попить...
- Пошёл ты... Понимаешь, давеча открыл пару книжек, и - вот...
  Захар попытался издать стон. Было жарко, стон не получился.
- Чехова, - безжалостно продолжал Ник, - Джеймса Джойса. Полное удивление.
  Захар лениво кивнул:
- Джойс - понятно. Заумный дяденька. А Антон Павлович - что?
- Джойс, как раз, непонятно. А вот Чехов... Новое издание приобрёл недавно. За ради удовольствие получить. Ну, там "Хамелеон", "Налим", "Землемер", понимаешь. И что? что я увидел?!
- Издание оказалось на идиш, - понимающе кивнул Захар, - а ты, понимаешь, подзабыл.
- Нет. Там был совсем другой Чехов. Не тот, который  "Каштанка", "Мальчики" и прочее. Не хрестоматийный, какой-то другой. Полный негатив. Ощущение - знаешь - как земля из-под ног ушла. Что-то вроде рассказов Горького. Физиология, натурализм, упадничество... И никакого позитива.  - Ник задумался.
- Это конечно... угнетает, - согласился Захар, -Только ведь есть Чехов-Чехонте, и есть Чехов-драматург, трагик. Естественно, со школьной скамьи нам насаждали позитивное восприятие мира, ну, там - мы наш, мы новый мир построим. Короче, прекращай ныть, всё ещё впереди. А что - Джойс?
- "Улисс" - уточнил Ник, - вообще-то он мне в руки в первый раз попался, всё не доводилось как-то. Представление какое-то было, конечно. По отзывам... Хемингуэй, Фицджеральд... критики какие-то...
- И какое представление?
 Ник покрутил рукой, - Знаешь, что-то безумно сложное и интересное, вот...
- И?
- И интереса хватило на одну страницу. Настроился, понимаешь, там - Кафка, Майринк, Голдинг... И ничего не понимаю... То-есть, о чём речь - просто до тупого. Но ведь ждал библейских откровений, всё-таки Хемингуэй, прочие - полный восторг! И - вот. Тупые, неопрятные герои - непонятно кто - ведут пустой разговор на уровне - знаешь - дворовые бабушки... А смысл ускользает, ощущение - вот оно, ухватил, а оно махнуло хвостом, вырвалось из рук, и опять бредёшь на ощупь, шаришь между холодными, невидимыми камнями, и только вода меж пальцев струится. Страниц шесть я ещё пережевал - просто из упрямства, Хемингуэй, всё-таки... Больше не вынес.
- Не вынесла душа поэта, - кивнул Захар, - В общем-то, что удивительного? Это тебе не "Колобок", книжка для взрослых. А  на вкус и цвет...
- Дело не в этом, - махнул Ник, - но ведь есть самые общие критерии. Цельность сюжета, психологические характеристики...
- Ужас... - кивнул Захар, - только умоляю - не говори красиво. Всё-таки главное в опусе - будь то Шекспир, Гоголь, Булгаков или Адамов с Хаггардом - чтоб было интересно.
- Да, - возопил Ник - Но этого как раз я у Джойса и не нашёл! Одна земля, по которой ходят. В плоскости. И скрытые смыслы за углами.
- Ну и успокойся. Подумаешь, армагеддон! За пивом пойдёшь?
- Приземлённый ты какой-то.
- Тем и интересен.
- Тишина...
- Что?
- Странно... Почему так тихо?...
- Ты оваций ждёшь?
- Нет... чего-то не понимаю. Что, за окном ремонт?
- Слышь, Ник, выражайся яснее.
- Да, трамваи... Уже с пол-часа не слышно. Не трясётся, не грохочет...
- Какие трамваи? Ты не пугай... Рельсы-то с улицы уже лет как семь убрали.

 ****
       - спустя 20 лет -
       И будто их не было.
 ****

- Я просто-таки растерялся, да? Такое неудобное чувство, будто мир сломался. И, знаешь, не так давно был претендент... На озере...
- Были на природе?
- Да... Не важно. С Мышьими друзьями. По тупому. Ерунда...
- Претендент. - напомнил Захар.
- Не знаю... Просто то-же самое чувство - мир изменился.
- Меняемся мы, но не мир. Муравьи на склоне Эвереста, понимаешь.- махнул рукой Захар.
- Чехов, Джойс, - напомнил Ник. - Соображаешь? Один к одному.
- Мелвилла ещё вспомни! Человек всего себя вложил в Моби Дика, и - кончился. Потом он умер, а мир остался. Мир всегда остаётся, а человек исчезает.
- Сервантес, Рабле, Свифт... - уныло протянул Ник.
- Просто уютное кресло, - взъярился Захар. - Сидим, свесив ножки, и думаем - впереди ВЕЧНОСТЬ. А кресло - та-же рухлядь. Расшаталось, значит, пора на свалку. А ты - МИР поломался! Да не мир! Мы, может быть, поскольку юдоль наша есть...
- Мир создан для людей, и вместе они и исчезнут, - меланхолично пробормотал Ник.
- И что? Таков порядок, процедура, так сказать. Не нам роптать.
- А может порядок нарушиться? Представь себе - винтик сломался, да?
- А мы здесь при чём? В БОЖЬЮ кухню суваться - чревато, знаешь. И не нашего ума вся эта высшая механика. Мы - просто потребители благ. Дают - бери. И если даже микроволновка заглючила в БОЖЬЕЙ кухне, ОБЯЗАНЫ ЛОПАТЬ, И - БЛАГОДАРИТЬ!
  И вот теперь Ник стоял в дверях чёрного хода и опасливо оглядывал питерский дворик захарова дома. Судя по освещению, было уже очень поздно, и запросто можно было не успеть на метро.
- Заболтал, - злобно подумал о друге Ник. - Значит, если что, будет спонсировать такси.
  И тут накатило . "Накатило" - потому-что он откуда-то знал, что сейчас произойдёт нечто.
  Оно произошло. Нечто копошилось в дальнем углу двора, затянутом мглистой тенью, и само было лишь размытой тенью, тревожащей жиденький кустик какой-то бузины. И это не было следствием усталого зрения, воображения или безликой питерской ночи, что-то вполне реальное.
  (Нику тут-же вспомнился Саймак - "Почти как люди")
  Оно было и, плюнув, он потащился туда, на всякий случай шаря глазами по сторонам в поисках палки, это вполне могла быть дурная собака, хотя, конечно, бред, не могло там быть никакой собаки, и ему только хотелось быстрее пройти через это, и на метро хотелось успеть, а навстречу ему, оттуда, из сумрака быстро пробежало нечто, чуть не задев его, это была не собака. Муравей. Гигантский, отблескивающий желто-красным металлом. С быстрыми членистыми лапами. И на самоварной спине его стояло большое многогранное чёрное клеймо, похожее на граффити. Какие-то буддистские символы, как все символы, ровно ничего не значащие - только для начертавшего их.
  Ник тупо проводил его взглядом и посторонился, пропуская ещё двоих или троих.
Потом он вспомнил, где видел их раньше. Да! - он уже видел этих тварей.
 Конечно! Только в тот раз они были чуть покрупнее - в трёхэтажный дом примерно. Но рисунок на спинах присутствовал тот-же самый. В арабском стиле...

  ****      
       - минус 66 лет -
  ****
  И была Ржевка.
  До рождения человека нет. Не существует. Но душа бессмертна. Где-то она
присутствует. Где-то в космосе. Другое дело - личность. "Я".
  "Я" появляется, когда душа объединяется с телом. И после смерти, когда тело выключается, личность становится не нужна, она сковывает душу своими земными пристрастиями, побуждениями, желаниями. Она не даёт душе соединиться с Космосом, вернуться в естественное состояние, до земной, телесной жизни.
  И?... м-м-м... как голова болит; - Ник находился в полудремотном состоянии, лежал на старой, деревянной скамейке, на кольце трамвая 79. С одной стороны кольца располагался бедлам новостроек, разбитые, грязные дороги, временные заборы, залежи кирпича и железобетонных плит. Торчали подъёмные краны. Слева - тоже грязные улочки, покосившиеся, разнокалиберные заборы, за которыми виднелись грязные-же глыбы слепых домишек. Деревня, короче говоря.
После работы, здесь - на остановке - он купил несколько бутылок пива... три? четыре? больше? Не суть. Трамвая долго не было. Очень долго. А потом он задремал. И наверняка за это время прошёл весь лимит общественного транспорта.
  Ник порылся в кармане куртки, достал пачку сигарет, закурил, голова кружилась. И было в ней пусто.
  Куда он пошёл? Здесь не было людей, только заборы, за которыми топорщились тощие деревца. Улочка изгибалась, заборы тянулись бесконечной, серой лентой. Потом разошлись в стороны, кончились. Впереди и по сторонам раскинулась открытая, поросшая волнистой травой равнина. Далеко у серого горизонта горбились низкие холмы. Солнца не было. Зато сквозь траву пролегала узкая тропинка, и Ник пошёл по ней. Он не собирался идти далеко, ему было интересно, чем это закончится, но когда обернулся - полоса города уже еле просматривалась. Он стоял в центре круга, и холмы по горизонту переходили в рваную размытую панораму города.
-Идти обратно? - ему было жаль прерывать интересное действо, но... - он снова медленно обвёл взглядом округу - ничего интересного не просматривалось...
 В нерешительности он сделал несколько шагов дальше и застыл. Не видная за травой, путь пересекала широкая лощина с обрывистыми склонами. И до дна её было очень далеко. По высоте - глубине? - примерно с 12-этажный дом. Метров 40. Может быть, больше - не с чем было сравнить. Гранд-каньон какой-то. И к чему эта коллизия?
  Там, далеко внизу, что-то двигалось. Наклоняться, чтобы разглядеть, было страшно, и ухватиться не за что. Но это "что-то" явно карабкалось вверх по склону, всё увеличиваясь в размерах.
  Почва под ногами поддалась, и Ник сделал рывок назад, оступился, грохнулся на спину, а когда поднялся - увидел, над обрывом поднималось нечто, похожее на воздушный шар, только шар металлический, медного оттенка.
  Это был не шар.Что-то вроде головы гигантского насекомого, метров 15. Явно механизм. Машина? - Ник знал, что где-то рядом располагался военный полигон.
- Испытания новой техники? - он почему-то был уверен, что это не так, что к людям эта штука не имеет никакого отношения. Чорт! она не имела никакого отношения вообще к нашему миру. Ей не было здесь места...
- Муравьи, значит, - без особого азарта подвёл итог Захар.
- Я не знаю. Так это выглядело.- Ник устал и спорить ему не хотелось.
- Фрейд это, - из-за плеча встряла Галка. - и Кафка с Бирсом.
- Я не сумасшедший, - отмахнулся Ник.
- Ну и ложись спать. А утром уже домой. - Захар был настроен пессимистично.
- И чайку с бульончиком, - предложила Галка. - А если в холодильник сунетесь, головы поотрываю.

 ***
                -из вольных записок некой Аллы Румянцевой-

В сути своей - речь должна идти о БОГЕ. Тема для нас закрытая и непонятная.
Однако сказано - "ОН во всём и всё в НЁМ."
- "Ньютон верил в материальное присутствие БОГА в каждой точке Вселенной."

 ***

- "Время  возникло одновременно со Вселенной... вместе созданные, вместе и погибнут ВНОВЬ... " - если верить Денникену ("Именем Зевса"), так сказал Платон в "Тимее". А Платону надо верить. Значит, время есть (дано) только у людей - "соз-дано" здесь, вместе с нами, с нашим миром. Для нас. И с нами исчезнет. Итак, время - фикция. Как таковое, это явление в Мироздании отсутствует. И это лишь один из краеугольных камней нашего мироощущения. В чём ещё мы не правы? Что ещё является ошибкой в наших построениях? Думается - ВСЁ. Всё, что мы "знаем" о Космосе.

 ***

  И ещё надо помнить, что мы лишь мельчайшие элементы, частицы грандиозного механизма исполнения Воли БОЖЬЕЙ.
(Таким образом, Воля БОЖЬЯ - программа БОГА, и мы - люди - лишь элемент этой программы. Элемент элементарный, легко заменяемый.)

 ****

А поскольку А. Р. была первой - ещё школьной - любовью Ника, и второй, уже бывшей, его-же женой, естественно, он имел доступ к её умственным завихрениям.
Прочитав вышеприведённое, он подумал - всё это интересно, но при чём здесь металлические насекомые-мутанты?
 
  ****

Впрочем, у каждого своя колокольня, и свои ветряные мельницы.

  ****
               
        - через какое-то время -

  ****

  Ник вертел в руках небольшую книжку в мягкой обложке - "Колыбель для кошки" Курта Воннегута. Он читал её уже раз десять, и некоторые абзацы помнил наизусть. Сейчас тема романа казалась ему зловещей. Тупо посмотрев на обложку, он бросил книжку на стол.
- Интересная вещь, - сказал Казах, - практически все фантасты, изначально являясь технарями, апологетами, можно сказать - они старательно охаивают новейшие технологии. Жупел какой-то. Хоть Уэллс, хоть Брэдбери, хоть Лем...
- Жюль Верн не охаивает.
- Ещё как! "Экспедиция Барсака".
- И ложкой можно наделать бед. Смотря в чьих руках эти технологии. У кого-то - панацея, у кого-то топор палача.
- Я тебя умоляю! Все знают, что такое хорошо, и что такое - плохо.
- Положим, не все. А кто-то делает это сознательно... переставляет местами плюс и минус...
- А может - не может не иначе?
- Только не надо про первичное зло. И вообще, что это такое - зло? Напридумывали этических систем, а с унитазом разобраться не в состоянии.
- А в самом деле, что там со злом слышно? Без Ницше, Платона, Вольтера. На уровне высоких технологий? Есть прорывы?
  Ник задумался, наблюдая за Иркой, половинкой Казаха. Половинка, надо сказать, была крупновата, килограммов под 80, но с Казахом они гармонировали. Казах в недавней молодости занимался регби, ну и всё такое, мужиком был мощным и красивым, похожим на Раджа Капура. Ирка-же, напротив, представляла типичную русскую красавицу, румянощекую, льноволосую, с большими светлыми глазами. Была она функционером молодёжной политической организации, и по положению своему являлась редкой занудой.
Ника она не любила, считая его дестабилизирующим фактором и дурным примером для мужа. Сейчас она накрывала стол к чаю.
- Недавно смотрела японский фильм на эту тему. Вселенское зло уничтожает галактики и гадит хорошим парням - такое тёмное облако величиной с солнечную систему.
- А чем ему земные бойфренды помешали? - Ник придвинул к себе блюдечко и выбрал кружок лимона, бросил его в кружку с чаем и стал наблюдать, как вокруг него расплывается радужное облачко.
- БОГ знает. Они вроде как обладали суперсенсорными способностями... Что у тебя с Любой?
- Сейчас? Ноль. Полная прострация.
- И поллюция, - хмыкнул Казах.
- Дебил, - определила Ирка. - Вот умные люди, и дурью маются. Чего не живётся-то?
- Ирусь, - попытался провести обходной маневр Казах, - я думаю, в воскресенье на Вуоксу махнуть. Рыбки порыбачить... Как с точки зрения...
- Размечтался, - в сторону Ника метнулся огненный взгляд. - Знаю я ваши рыбалки.
- Ну и не очень-то и хотелось, - оптимистично согласился Казах. - Вселенское зло, оно не дремлет!
- На скандал нарываешься?

  ****

 Очень ему не хотелось погружаться в эту мутную тему - личная жизнь, сердечные дела.
 Мышь была его постоянной зубной болью, великим сфинксом и великим свинством.
 Как слово в кроссворде - отлично известное по жизни, но... и ты знаешь, что через минуты или дни, совершенно неожиданно оно вдруг проявится, совершенно ненужное и простое до идиотизма. А пока ты ночи не спишь, книжки отбрасываешь, и поубивал-бы всё население Уганды от бессилия и отчаяния.
 Ну, не понимал он её!
 И понимать-то было нечего! Просто полная дисгармония содержимого и оформления, простейший рекламный трюк. Но не рекламный - не было никакого обмана или навязывания, или выкручивания рук. Всё было просто, как Гамлет.
- Ну не хочу я, - это звучало занудно и очевидно, как приговор. - Понимаешь? Не хочу! И знаю всё - любишь ты меня. Готов на всё, и подходим мы друг другу больше некуда, и прочие огурцы...
 Просто она не хотела.
 После свадьбы, похорон первого ребёнка, венчания в церкви, рождения второго ребёнка. Планы на будущее были отработаны и переработаны - куда там Барбароссе!
- "Не хочу!".
 Ничерта он не понимал. И чувствовал себя ребёнком.
 А в постели, по ночам... почему сначала - нирвана! орфей! апофеоз! А потом полный бардак, нервы, истерики. И длинные одинокие дни, полные злобного молчания, украдких взглядов - а как там он (она)? так-же плохо, как мне? или по барабану? - и он уходил к друзьям, или просто пить пиво и не только пиво. А она ночами сидела на кухне с подругами и тоже было пиво и не только... а потом... ну, скорее всего - чаще всего - он протягивал руку или прижимал вдруг её к себе неожиданно и понимал, что она ждала этого и снова были волшебные ночи, а иногда и дни...
 Всего-лишь только дни. И какие-то мгновения счастья. И так по кругу, и без конца.

  ****
 
 Казах всё понимал.
- Отстань, - сказал он Ирке, в таких делах он был для неё непререкаемым авторитетом. - Видишь, запутался человек.
- А ты наплюй. - посоветовала Ирка. - Майка рыжая на тебя как глаза пялила?
- Был я у неё недавно. В гостях... Замужем она.
- Идиёты, - сказала Ирка. - Супермены в грязных подштаниках...
- Заткнись, - посоветовал ей Казах. - Горе у индивида. А ты, индивид, продолжай. Муравьи? Ну?
- Муравьи?
- Муравьи, блин! Гигантские!
- Ну, да. Только гигантские были на Ржевке. А у Захара во дворе - нормальные. С большую собаку. Или с... овцу...
- Нормальные чугунные муравьи величиной с овцу. Нормально.
- Нет, - заволновался Ник, - ты не понимаешь, и муравьи здесь ни при чём. Они... ну, сопутствующий фактор, что-ли.
- Сопутствующий чему? Что-то ты имеешь в виду, а? Темнишь.
- Я не знаю. Может быть... Вот Захару пытался объяснить...
- Захар - романтик на голову. И Галка его повёрнутая. А ты нам попытайся.
- Я не умею...
  Ну, рассказал он об ощущении на озере. И у Захара в гостях - о странном прыжке сознания на десятки лет в сторону. И увидел, что ничего они не поняли.
- То-есть, ты хочешь сказать, что каким-то образом повлиял на состояние универсума? Не слишком?
- Не я, конечно! Только действительно что-то произошло. И именно на уровне космическом, не земном, масштабнее. И ни я, ни кто либо другой здесь ни при чём, слишком мы незначительная величина. Что-то на уровне, - тут Ник боязливо оглянулся. - БОГА. Понимаете?
- Ага, конечно. А ты, значит, пророк ЕГО...
- Между прочим, пророки были просто люди. И даже без высшего образования.
- Из грязи, значит, в пророки...

  ****
       - и ещё спустя 400 дней-

  ****
 
 Видит БОГ, он этого не хотел. И, видит БОГ, она тоже не хотела. Хотя, конечно, кто поймёт этих женщин?
 В какие-то последние времена Ник всё чаще ловил себя на том, что читает чужие мысли.
 Не как книгу, открытым текстом, что-то похожее на смутные образы, какие-то символы, обрывки ощущений, смысл всего этого зачастую просто отсутствовал, или напоминал несъедобную абракадабру, ребус без заданной темы. Проскакивала искра, по коже пробегал слабый электрический разряд, окружающее приобретало размытый вид, и в голове начинали звучать иногда ясные обрывки фраз, или картинки, как иллюстрации к тексту  - он  с удивлением оглядывался, и видел человека не от мира сего, выглядящего совершенно ошарашенно, и понимал, что именно от этого человека получал только что информацию.
 На этот раз было немного иначе.
 И Алка не была посторонним незнакомцем в трамвае. Но и затемнение было, и электричество по шкуре. Они опять были в противостоянии, немного поругались, так, ни о чём, по привычке, можно сказать, и ещё продолжали метать друг в друга огненные взгляды, и дышали, как загнанные лошади.
 Обычная в общем-то ситуация. И сейчас ему полагалось надеть куртку и бежать, куда глаза глядят.
 А получилось... и как это так странно получилось, что он нерешительно подошёл к ней - она что-то там разглядывала в телевизоре - как-то стеснительно положил руку ей на плечо, ничего она там не разглядывала в телевизоре, а ожидательно косилась на него, и он поднял её лицо и неумело, стесняясь чего-то, стал целовать её холодные губы, руки её обвились вокруг его торса, и они оказались на кровати, у него дрожали руки, когда он стаскивал джинсы, расстёгивал её лифчик, она тоже что-то там делала нервными руками, и он ясно слышал в голове - НУ! ДАВАЙ-ЖЕ! ДАВАЙ УЖЕ! И ЕЩЁ И ЕЩЁ... - он слышал то, что давно уже не слышал, он забыл, как это звучит, и уже потом, когда они лежали, и их пальцы расслабленно бродили по телам друг друга, Ник подумал: - а ведь за все эти мгновения - или годы? - она не сказала ни слова, но если-бы он повторил ей её горячий шопот, что слышал у себя в голове, она не удивилась-бы, потому-что это звучало у неё в голове и рвалось наружу. Просто Алка была такой человек. Молчаливый.
 Впрочем, то что произошло, ни к чему их не обязывало.
- Опять простыни менять. - сказала Алка, и это было всё, что она сказала по поводу происшедшего.
 Ник вспомнил эту сценку потом, трясясь в раскалённом трамвае.
 Всё было уже привычно; - и туман в голове, и дрожь по коже, но... только что-то необычное - он знал, что никакого удивлённого человека рядом не было (в трамвае пассажиров-то было человек 5, не больше, и Ник уже привычно при входе охватил их взглядом, ОЦЕНИЛ.) Нет, не было...
 И чувство сопричастности на этот раз было необычным - он не вошёл в контакт, он растворился в чём-то необъятном, бесконечном, и не было мыслей, образов, ничего ЖИВОГО. А было чувство разделённости, распада на две сущности, противоположных по значению, и почему-то известный символ - инь и янь, бред, в общем, но что- то в этом было грозное, таящее опасность. Для кого? для чего? Он не мог понять, только ощущение надвигающейся опасности, и - чисто по человечески - беспомощность - свою беспомощность, потому что то, с чем он сейчас контактировал, оно было начисто лишено эмоций, чувств - он даже не понял, было-ли это нечто живым. Но как такое возможно!? всё-равно, что заглянуть в душу стулу... или телевизору... Причём стулу, или телевизору, который пытался сообщить ему нечто, что-то смертельно страшное, ведущее к уничтожению, к небытию, в провал пространства… или в воду… КАКУЮ ВОДУ?
 Ник потряс головой, пытаясь не избавиться от непрошенного вторжения, но хотя-бы сосредоточиться на происходящем - не получалось. Да и не было никакого вторжения, скорее погружение в бездну...
 Потом в голове закружились звёздные хороводы, что-то вроде Млечного пути, как изображают спиральную галактику на невесть где подхваченных фотографиях в учебниках астрономии.
 И всё. Всё кончилось... Он обвёл сонным взглядом ослепляющий салон трамвая - крыша не обрушилась, несколько пассажиров мерно кивали головами в такт стуку колёс, за стеклом протекал мимо парапет моста - этот мост тогда ещё назывался Кировским. А сейчас? Существует-ли он сейчас?
 Потому-что когда трамвай сполз с его спины на Марсово поле, и стал огибать периметр, Ник повернулся на сиденье, чтобы окинуть взглядом завораживающюю панораму Невы... Мост...
 Мост изогнулся, примерно, как удав Каа, поднимающаяся секция его поехала в сторону, навроде стрелы подъёмного крана, и секции между опор стали одна за другой обваливаться в воду. В ВОДУ…
Где и от кого он только что слышал это?

  ****
      - это было завтра в "Пушкаре"

  ****

- Парни, вы обратили внимание- творится что-то непотребное? - Ник значительно поднял палец.
- Рассказывай, - кивнул Захар.
 В "Пушкаре" было не так чтобы много народу, день был будний, состоятельные люди работали, а у пьяниц не так много денег, чтобы засиживаться здесь. По телевизору показывали обычную дичь, что-то про народные стройки, передовиков труда и рекордные урожаи зерновых - МузТВ и ТНТ тогда ещё не могло быть в принципе - народ и партия блюли целомудренность, за чем пристально следили соответствующие органы. Присутствующие мирно пили пиво, хрустели пересолеными креветками, разливали невзначай водочку в пивные кружки.
 Троица чувствовала себя как дома.
- Я о времени. Что-то не так. Всё перепуталось.
- Порвалась связь времён, - кивнул Казах.
По нему вообще невозможно было сказать, что он пьян.
"Напои такую машину!"- с восхищением подумал Ник.
- Нет, парни, ничего не рвалось. Шекспир в общем-то сказал о другом. Ну там о морали, о чести, традициях... О чём я?
- Ничего не рвалось, - напомнил Захар.
- Захар, ты невозможный циник. Человек о высоких материях, а ты... Так что там с временами?
- Представь, Лёха, что тут вообще не применимо понятие времени. Вот ты... или он, - палец Ника уткнулся в ухмыляющуюся физиономию Захара, - вы можете вот тут дать мне хотя-бы какое-то приёмлемое определение времени? Нет и нет! А почему? Почему я нигде не читал ничего умнее, чем "время - это изменение"! О как!
- И что тут тебе не нравится?
- Всё! Изменение! Я так понимаю,  речь идёт об изменении агрегатного состояния материи. Пусть! Но материя неоднородна! Каждый грамм материи изменяется по своему. В своих измерениях. И мы имеем в природе столько точек отсчёта времени, сколько существует минимальных пространственных частиц.
- И?
 Ник поднёс к губам кружку и долго пил. Пиво было хорошим, густым и холодным, его хотелось пить мелкими глотками.
- Сейчас по башке получишь, - пообещал Захар, его кружка уже была пуста, а за новой идти было лень. На столе между ними стояло кружек шесть, и все были пусты.
- Да ведь времени, как физического объекта нету и быть не может. Мы - люди -
придумали его. Для удобства. Для быта и производства. Скажите мне теперь, возможно путешествие во времени?
- Ладно, убедил. - кивнул Казах. - И что - возможно?
- Это как понимать! - торжествовал Ник. - Если по Уэллсовски, так это чушь! А реально - поскольку в любой точке пространства своё собственное время, перемещаясь в указанном пространстве мы постоянно перемещаемся во времени.
- А выводы?
- А выводы таковы, что кто-то сейчас за пивом отправится, - протянул Казах,
загадочно глядя на Захара.
- Крайнего нашли? - заартачился было тот, но Казах укротил его иезуитским методом. - А кто?
- Деньги давай!
Казах бросил на стол 3 рубля, посмотрел на Ника. Тот пожал плечами, вытащил из кармана 2 рубля. Погремел в кармане мелочью.
- На поесть осталось. И на дорогу.
- Ладно, - сказал Захар, - Пока хватит, а там что-нибудь думать будем.

 ****
     - снова А. Румянцева -

 -"... что вообще достоверно известно людям о Вселенной? Оказывается - ничего. Все наши представления о дальнем космосе мы имеем от изучения космических излучений разных типов. И при этом знаем о гигантских расстояниях, преодолеваемых этими излучениями, и ничего не знаем о преобразованиях, которые претерпели эти излучения в глубинах Космоса. На чём-же основаны все наши хитроумные теории?
 Просто надо помнить, что вся наша наука "работает" только здесь и сейчас, в нашем мире. Но что можно сказать наверняка в этой нелепой ситуации и на такую сложнейшую тему? Есть-ли что-то, о чём можно сказать с полной уверенностью - "да, это есть!"
Да. Это пространство. Само пространство - единственный и универсальный факт. Всё остальное - ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ - его производные, его функции. И далее совершенно логично сделать вывод о ячеистой структуре пространства, - учитывая бесконечное разнообразие форм материи и энергий (не в дальнем космосе, а здесь, вокруг нас - и внутри нас) - можно также утверждать, что каждая микро-скопическая (относительно чего?) ячейка пространства обладает всем диапазоном функций, присущих реальности...
(Вопросик, - прервал его Казах. - Можешь разъяснить крестьянам, кто такая эта Алла Румянцева? -  Ник подавился пивом, - Как это - "кто"? Аллка... Нет, парни, я уже совсем заблудился... - Что-то проблеснуло в его голове, искра какая-то. Конечно! - Год сейчас который?
- С ума сошёл. Просто и наглядно. - поставил диагноз Захар. - Год на дворе нынче - 1985-й , однако.   
- Понятно. - уныло протянул Ник, не споря. - А Румянцева будет потом, через годик. Не пришло ещё её время.
- НЕ ПРИШЛО, говоришь. Это то самое, которого нету? - Захару-бы только шутить.)
... - потому-что дальше возникает вопрос - "...и где-же здесь БОГ?" -
- БОГ? А БОГ ОТКУДА ЗДЕСЬ ПОЯВИЛСЯ?
- А КАК-ЖЕ БЕЗ НЕГО? БЕЗ БОГА ВСЁ ТОЛЬКО АБСОЛЮТНО ЗАПУТЫВАЕТСЯ И ТЕРЯЕТ ВСЯКИЙ СМЫСЛ.
... - Не будет-ли правильным сказать, - "БОГ не есть МИРОЗДАНИЕ"? Потому-что, опять-же им сказано : - "...и увидел ОН, что это хорошо..." . То-есть, ОН абстрагируется от СВОЕГО творения, смотрит на него со стороны. Тут БОГ и ЕГО творения пребывают не в совмещённом состоянии, но разделены в ПРОСТРАНСТВЕ. Но: - "ОН во всём, и всё в НЁМ..."? Мы, люди, слишком ничтожны в космосе, чтобы быть уникальным явлением. Значит, мы нужны здесь и сейчас. И ситуация, в которой мы понадобились - тоже не уникальна, вполне обыденное явление. В бесконечности пространства вообще не может быть уникальных явлений - это был-бы нонсенс. Но вернемся к БОГУ. Что за явление может обладать такими свойствами? Видимо, некая энергетическая структура. Но и она не может быть уникальным локальным фактом. Вообще в пространстве, как организующий фактор, должна иметь место энергетическая структура, БОГ - "всего лишь" - одна из функций этой общей структуры. Что это за функция? Она проявляется (включается) в определённых областях пространства при возникновении определённых ситуаций. Для разрешения которых и нужны мы, человечество.

  ****       
      - там-же и тогда-же -

  ****

- Значит, вот о чём ты болтал, - задумчиво проговорил Казах и взял принесённую Захаром кружку. - Но, судя по всему, мы - люди, не имеем тут никакого значения. Каждый в отдельности.
- Именно, - кивнул Захар, - это даже не улитка на склоне Фудзиямы.
- При чём здесь Стругацкие, - отмахнулся Ник. - Совсем о другом речь. Что-то нарушилось...
- Речь как раз о том. Мы тут совершенно ни при чём. И почему всё это касается только тебя? Что ты за птица такая?
- Я не птица. Просто я вижу это, а остальные как паутинки на ветру.
Они помолчали, наслаждаясь пивом. Народу прибавлялось, становилось шумно и дымно. На улице палило солнце, и люди прятались в тёмную утробу "Пушкаря".
- Между прочим, завтра "Зенит" играет.
- Развлечения бренного тела, - пробормотал Ник. - И значит что? Просто сидеть и ждать конца?
- Кто говорил о конце? Такая система должна иметь кучу предохранителей. Уж если до сих пор всё шло, как должно быть... Просто мы давно уже имели-бы конец света.
- Ха! Любой конец имеет начало. Думаете, мы его разглядим? - сказал Захар. - И разве его уже не было? Пару миллионов раз? Кто знает? Лишь БОГ.
- И не факт, что именно в нашем случае, - кивнул Казах. - Кто знает?
- Не интересно ведь, вот так... - растерянно сказал Ник.
- Конечно, - кивнул Казах, - лучше со связкой гранат под танк. Только ведь Вселенная - не танк. Эх, люди, ну никак не хотят мириться с реальностью.
- А реальность, вот она, - Захар поднял кружку на уровень глаз, прищурился. - И вообще, слишком всё это умозрительно. Не в наш адрес.
 Ник уже было открыл рот, чтобы живописать, что именно он увидел там, в углу Захарова двора, откуда выбежала вереница металлических насекомых, а увидел он там именно человеческие останки, вернее - остатки. Там уже совершенно нечего было идентифицировать, куски, вернее - лохмотья кровавой плоти, осколки костей, обрывки одежды, чёрные брызги на стене...
- А может быть и в наш.
- Как это?
- Очень просто. Всё это может здорово отпечататься на нашей шкуре. Мы здесь, и мы - часть всего этого.
Не стал он говорить им о человеческих остатках. И так слишком много негатива.
- Было сообщение из провинции : - милицией задержана весёлая компания. В пьяном состоянии, естественно. Они поймали пса. Живьём содрали с него шкуру и подвесили зверя на крюке подъёмного крана.
 Они помолчали какое-то время, не зная, что сказать. Пили пиво, курили, смотрели в сторону.
- И какие глобальные выводы из этого скотства?- наконец процедил Захар.
 Ник пожал плечами.
- Какие-то выводы, конечно, есть. И именно глобальные. Я опять о том-же. Что-то сломалось. И касается это не материального. Что-то сломалось в сфере духовной. Мы все это видим и чувствуем. Искусство кончилось. Литература сдохла примерно в шестидесятые. Живопись, театр - где всё это? Сплошные какие-то эксперименты. Кино, пожалуй, ещё процветает, но и здесь тревожные судороги. А?
- Что - "А"? Все мы плачем по веку золотому. Но ведь идёт нормальный процесс.
Пришла эпоха высоких технологий, и чем дальше... Да мы и представить не можем, что будет через 20-30 лет. И не надо причитаний - технологам не нужны сопли. Если хочешь, духовность мешает прогрессу. Загляни в учебник истории - всегда в смутные века лирики были в загоне, а технари страшно востребованы и богаты.
- Именно что "страшно".
- Не в том дело, что сломалось что-то там. А может быть так ДОЛЖНО быть? Программа задана. И всё идет, как надо.
- Надо? Кому надо? 
- Не кому - Чему. Твоему "мирозданию". И не надо кричать - "караул"! Всё сбалансировано, всё идёт по рецепту. Думаю, всё отработано уже в миллиардах инцидентов. Да и не "отработано", потому-что это подразумевает процесс, а у любого процесса есть конец и начало. Здесь-же бесконечность. И бесконечность эта в нашем понимании может быть равна исчезающе малому мгновению, ведь времени - помнишь? - нету. В этом смысле мироздание статично.
Слушая Казаха, Ник уныло кивал : - возражать было бессмысленно, его били его-же доводами, и это было не интересно.
- Именно, родной! - Захар отставил кружку. - Посмотри окрест, - он по-барски распахнул руки, - Оглянись!  Все счастливы, и кому здесь нужна твоя духовность? Идёт эра потребления, и вот им, и тем тоже и прочим вокруг - им нужны машины, дачи, цветные телевизиры. И бабы им нужны, и заграничные тряпки!
Из-за соседнего столика поднялся и, покачиваясь, приблизился некий круглоголовый тип, из тех, кому  нужен только повод:
- Проблемы, ребята? Может, обсудим?
- Какие-то вопросы? - Казах неторопливо поднялся и навис над подошедшим.
 Тот был явно озадачен, - Нет, нет... я просто хотел узнать...
- Есть у нас сомнения, мил человек... - доверительно процитировал Казах, - короче, аривидерчи.
 Искатель приключений закивал и, пятясь, удалился.
-А ведь могут на улице подождать, - задумчиво проговорил Ник.
- Покой им только снится...

  ****   
       - после этого -

  ****

 Они сидели до закрытия. Выпили ещё по 6-7 кружек. И на улице их ждали. Те самые орангутанги. Приматов было пятеро, так что силы были примерно равны. Значительно больше героям досталось от Галки, на чью долю выпало зашивать рубашку Ника. Пока Галка была занята, они залезли в холодильник и реквизировали бутылку водки.
 Впрочем, Галка тоже приняла участие, так что всё было в порядке.

  ****
      - когда всем стало хорошо -
 
  ****

- Поделитесь, голуби? Как докатились до жизни такой? Где-то акция? Или бесплатно раздают?
- Всё суета сует! - провозгласил Казах.
- Правильно. Экклезиаст. А дальше? Люблю истории про дураков. 
- Не заводись ты, Галка..., - заволновался Захар. Боялся он её. И уважал. - Ну, в "Пушкаре" ребята. Неадекватные какие-то. Борька, понимаешь, одну гипотезу нам докладывал, а эти... 
- Неандертальцы. - вставил Казах.
- Да, абсолютные окорока, они на свой счёт приняли. Не интеллигентные такие ребята. - А зачинщик что скажет? Ты, Борис, подозрительный тип. От горшка два вершка, а приключения к тебе липнут. Странно. 
 Борис от ответа увиливать не стал, взял кусочек колбасы и начал его тщательно пережёвывать.
- Твоя позиция ясна. А что всё-таки за гипотеза?
- Да, собственно говоря, это...
- Видения у него. - Захар был груб и лаконичен - водка заканчивалась.
- Не апокалипсис, надеюсь? Надоели они уже. Только один уйдёт ни с чем, другой, пророчат, на подходе. Не живётся людям спокойно. 
- Как сказать. Это не видения ... А с другой стороны, никто больше не видит. Что-то индивидуальное, - попытался объяснить Ник. И умолк. Что тут можно объяснить, если сам не понимаешь ничерта...
- Короче говоря, без бутылки не разобраться, - встрял оптимист Казах.
 Галка посуровела, потом её взгляд остановился на несчастном Нике.
- А у тебя не с головой, часом, не того? Стресс, там, давление... 
 Ник на обвинения не реагировал.
- Ладно, уговорили, - пятёрка была извлечена Галкой молниеносно и из тех мест, о которых мужчины не имеют никакого понятия.
- Давай, Сергей, мухой. И пива возьми. Раз так вот оно, будем думать. 

 ****

 Потом они все будут разбросаны жизнью в разные концы. Кто-то из них выпадет из темы, кому-то всё это аукнется, но все они забудут о том, что было с Ником в Санкт-Петербурге - Ленинграде в те неопределённые времена.
 
 ****


Рецензии