Российско-грузинская война

Однажды мы с мамой, бабушкой и братом поехали, как это делали всегда, в Батум. Там у бабушки небольшая квартира в самом центре города, прямо у моря. Был август 2008 года, жаркое, солнечное лето, нам повезло, в этот год дождей не было, батумские пляжи были забиты людьми. Однажды, уже ближе к концу августа мы проснулись, во дворе - тихо, было очень непривычно, так как шум для батумского двора - это норма. Мы выглянули в окно - действительно, всех соседей, как будто ветром сдуло. Двор был пустой. На улице что-то громко говорил репродуктор. Мы заинтересовались и вышли " к людям, " но людей не было в городе, остались немногочисленные армянские и русские туристы, и полицейские, которые при Саакашвили были крайне вежливы и непривычно обходительны со всеми. Я пошел к армянской церкви, она в 5 минутах от нашего дома - узнать, что произошло. Мой приятель, армянский священник, меня неожиданно " ошарашил ," вид у него был, действительно, удрученный:
- Началась война!
- Как?!
- Вот так, между Россией и Грузией!
 Об этом и говорил каждые 15 минут репродуктор, по улицам ходили грузинские военные, все местные грузины попрятались по окрестным деревням, армяне, которым ехать было некуда, остались в городе, и ещё священники, и некоторое количество туристов. Что было делать? Слухи ходили разные - одни говорили: " Русские войска взяли Тифлис и теперь в 15 минутах от Батума ", другие - " что началось мародерство ", уже ограбили несколько магазинов в центре Батуми. Армянские женщины приходили в церковь, они плакали, что им делать - в кой-то веки приехали с детьми из Армении на море, и тут война. Иди и не скажи - " Армянское счастье ". Священник их как мог успокаивал, потом Армянское посольство организовало транспорт - маршрутку до Еревана, туда брали всех желающих армян и русских. Мы подходили по всем параметрам. Но кто-то говорил, что, пользуясь ситуацией, людей грабят прямо на дороге. Естественно Российское государство, в отличие от Армении и Украины, о своих гражданах никак не позаботилось - " Выкручивайтесь, как хотите! " Но это и неудивительно. Дорогу до Сочи закрыли, остаются Армения и Турция, в которой когда-то мои предки пережили геноцид. Папа в панике звонил из Петербурга:
 - Срочно езжайте в Армению! Про турецкий путь забудьте!
Он как будто что-то чувствовал. Мы его, как могли, успокаивали. В конце концов в городе было спокойно, полиция с нами, " русскими " была очень дружелюбна. Пляж опустел, так что мы с удовольствием ходили на море. Но всё же надо было уезжать, да побыстрее. Мало ли что потом взбредет в голову нашим правителям! Близкие родственники посоветовали:
- Езжайте до Турции, это всего 15 минут, а оттуда из Трабзона можно спокойно доплыть на теплоходе до Сочи.
 Мы так и сделали, несмотря на предостережения папы. Собрали быстро вещи и в количестве 5 человек, с нами была ещё соседская девочка, грузинка, она проживала в Сочи, отправились на историческую Родину. Действительно, через 20 минут мы были уже в Ризе. С российскими паспортами нас спокойно перевели через турецкую границу, турки с нами были крайне вежливы, несмотря на наше армянское происхождение. Мы остановились у родственников, их мы там тоже нашли, в городе Ризе. Там было очень хорошо, но жарко. Пляжей не было. Турция, имея Средиземное море, не считает ( и справедливо ) черноморское побережье привлекательным для туристов. Мы гуляли по местным паркам. Пейзажи нам напоминали Грузию, Батуми ведь тоже когда-то был в Османской империи, и благодаря уже русскому царю оказался в составе современной Грузии. Так как было жарко мы ходили по улицам полураздетые, на груди у моей мамы ещё и сиял ( золотым светом ) большой армянский крест. Женщины, турчанки, все замотанные в черные одежды, с паранджой, гневно и немного удивленно смотрели на восточную женщину с оголенными руками и крестом на шее. Через минут 10 мама, почувствовав недобрые взгляды, вернулась домой. Мы ждали нашего теплохода, он должен был к Трабзону причалить в среду. Так что два дня мы прохлаждались в Ризе. Турки, мужчины, с любопытством поглядывали на заезжих туристов, их скучающие лица - в провинции всегда заняться нечем - озаряла улыбка и неподдельный интерес. Наш некровный родственник, грузин, Иосиф, местный житель этого черноморского городка нам рассказывал, что здесь спокойно, люди в Ризе в основном живут тихой провинциальной жизнью, они религиозны, по крайней мере, внешне ( мы действительно видели толпы босых мужчин в пятницу у входа в мечеть ), в основном занимаются торговлей и каким-то мелким ремесленным бизнесом. Здесь очень много ( вплоть до Трабзона ) проживает скрытых армян, которые дома в тайне держат иконы, крестят своих детей, а по пятницам ходят, как набожные мусульмане, в мечеть ( для вида ). Некоторые историки полагают, что в Турции проживает сейчас до 5 миллионов скрытых армян, но это всё посчитать сложно, поэтому неизвестно. Мой дядя мне рассказывал - он в девяностые годы занимался бизнесом ( перевозил товар из Турции в Грузию и обратно ). Как-то, поймав машину, он ехал по дороге в Трабзон. Неожиданно водитель у него спросил на ломаном армянском:
- Вы армянин?
Дядя удивился.
- Да.
Турок заплакал, он остановил машину и стал рассказывать:
- Я тоже армянин, нас здесь много, но мы это скрываем, а то могут убить. Мы тайно возим своих детей в Стамбул, крестим в армянской церкви, женимся друг на друге, но по пятницам обязательно ходим в мечеть, чтоб не заподозрили. Это очень тяжело.
- Сочувствую.
- Понимаете, мы делаем обрезание нашим мальчикам, по исламскому обычаю!
Потом он поехал дальше и ещё много чего рассказал пораженному дяде.
- Я, например, знаю - продолжал он - в Карсе ( это старый армянский город ) весь бизнес в своих руках держат несколько армянских семей, конечно, у них турецкие фамилии. Но местные жители догадываются.
 Когда они приехали в Трабзон, он пригласил дядю в свой дом, угостил армянской долмой, познакомил с женой - армянкой и двумя детьми - мальчиком и девочкой. Потом они попрощались, на всякий случай они обменялись телефонами и адресами. Кто знает, может когда ещё увидятся! Конечно, бывают и другие, более драматичные встречи. Как-то мои родственники - два очень пожилых, но здоровых человека отправились с детьми в Турцию, они очень хотели посмотреть на Ардвин, о котором столько слышали от родителей. По дороге к городу отец семейства что-то сказал жене на армянском. Водитель резко остановил машину ( они ехали вдоль пропасти ):
- Вы армяне?!
Голос его звучал очень грозно. Дедушка с бабушкой быстро пришли в себя:
- Нет, что вы, мы грузины, просто много языков знаем. ( Они держались очень уверенно. )
Турок поверил и поехал дальше, а в конце путешествия сказал:
- Клянусь, если б вы были армянами я бы не пожалел свою машину и сбросил вас в пропасть!
Бабушке потом стало плохо сердцем, но родная ардвинская земля ее исцелила. Впредь они были осторожнее. Похожий случай был с моей приятельницей - армянкой из Петербурга, она отдыхала в Турции и зашла в какой-то магазинчик, забитый коврами и разным барахлом. Она что-то спросила у продавца, по совместительству владельца магазина, тот внимательно на неё посмотрел:
- Вы армянка?!
( Его глаза сверкали гневом. )
Девушка быстро сообразила, она была готова к этой ситуации:
- Гюрдж!
( Это по-турецки, грузинка ). Тогда он успокоился. Она что-то купила и пошла прочь к своему отелю. При выезде из страны, на границе, человек, проверявший паспорта, увидев ее армянскую фамилию, очень зло бросил паспорт на землю:
- Армянка!
Но он ничего не мог сделать. Она ведь российская гражданка. Девушка спокойно подняла паспорт, улыбнулась и пошла к самолету.
В Османской империи во время геноцида многие армяне и ассирийцы спасались, переодеваясь в курдские и турецкие одежды, многих прятали соседи, потом давая им турецкие имена и свои фамилии. В одной деревне - это известный случай - жил единственный на всю округу врач - акушер-гинеколог, армянин. Его во время геноцида по понятным причинам, не убили. ( Турки же должны были к кому-то обращаться во время родов. ) Он собрал всех армянских детей из окрестных деревень, чьих родителей зверски убили, спрятал их у себя, дал им турецкие имена, вырастил, а потом женил их между собой. Так на свет появилось много детей. Сейчас несколько высокогорных областей в Турции заселены их потомками. Армянские путешественники туда приезжали - дети там знают ( благодаря старикам ) армянский ( свой диалект ), помнят обычаи. Но громко на камеру говорят, что турки. И таких мест в этой " благословенной " стране много! Но вернемся к нашему повествованию.

Турки грузин, как сказал нам Сосо ( Иосиф, наш родственник ) не очень любят, так как по пятницам набожные турецкие граждане оставляют у мечети ( во время молитвы ) свою хорошую, новую обувь ( в мечеть же в плохой не придешь ), а грузины, пользуясь ситуацией, всё это добро экспроприируют и потом продают на грузинских базарах. Вот такие между ними были тогда интересные взаимоотношения! Наконец из Ризе мы поехали в Трабзон. Там было очень хорошо, в городе много тени - под крышами старинных, еще армянских и греческих домов. Мне особенно запомнились очень красивые резные решетки на трабзонских балконах.
Многие жители там по внешности напоминают армян, и думаю, не просто так. Но об этом я уже писал.
В Трабзоне было весело и спокойно. Мы гуляли по тенистым улочкам, магазинам и паркам.
Слава Богу к нам никто не приставал, наоборот, когда мы вышли утром из нашего отеля, чтобы позавтракать, нас на армянском стал зазывать владелец небольшой таверны в нескольких метрах от отеля, он как-то понял, что мы армяне, к русским туристам он обращался на русском, к грузинским - на грузинском, в общем человек был очень находчивый. Мы, собственно, там и позавтракали - было вкусно, обильно и недорого. В Трабзоне меня поразили большие ювелирные магазины, заполненные разной удивительной продукцией, украшения действительно были очень красивые, с оригинальными восточными узорами, такое в Европе не встретишь, правда нас предупреждали – « не покупайте, золото здесь не качественное. » Кстати, ювелирный бизнес в Турции контролируется несколькими армянскими семьями. Главой гильдии ювелиров официально является армянин с армянской фамилией, семьи эти очень богатые.
 Наконец, мы сели на теплоход, единственное, перед этим ночью произошло неприятное происшествие - с нами ехала девушка, грузинка, со светлыми волосами, из какого-то соседнего номера турок ломился всю ночь к нам в комнату, благо, дверь была заперта. Он, то ли хотел похитить девушку, то ли сделать ей какое-то недвусмысленное предложение, но в итоге всё обошлось. Мы спокойно добрались до теплохода, на границе наши паспорта проверял молодой турецкий подданный. Он сидел за небольшим столом и внимательно разглядывал фамилии.
- Багдасарян! - наконец громко крикнул он и одарил нас недобрым взглядом, потом бросил паспорт ( бабушки ) на стол, что-то пробурчал и тихо добавил:
- Проходите!
 Он ничего с нами не мог сделать, мы ведь российские граждане.
 На корабле были в основном грузины, немного украинцев и русских, армян, кроме нас, больше не было. Видимо, все поехали через Армению, не стали рисковать!
На теплоходе все пассажиры, ещё до нас, успели занять немногочисленные стулья и кресла, которые нам поставили заботливые турки. С нами, как я уже говорил, была моя пожилая бабушка, странно, но никто ей места не уступил. Мы стояли скромно, на краю палубы, и смотрели в воду. Внезапно турок, уже немолодой человек, принес маме и бабушке два стула, их действительно на корабле не хватало, так как людей было очень много, а теплоход был предназначен для других целей. Они сели. Он, конечно, знал, что мы армяне, догадался. И поэтому говорил про всех - русских, украинцев, грузин, армянский же " вопрос " не поднимал. Мы тоже деликатно обходили эту тему. Я у него расспрашивал про жизнь в Турции, про пенсии, Ардвин, откуда мои предки, и про многое другое. Он спрашивал про Россию. Потом как-то впроброс он сказал " что, вот, мы едем в Сочи, а это ведь тоже Турция ". Его глаза сверкали неподдельным гневом, я промолчал, что делать, в конце концов мы в открытом море. К следующему утру мы добрались до Сочи и российские власти нас встретили со всем своим радушием ( как это было принято ещё при Советской власти ). Вместо помощи, какого-то сочувствия ( что мы попали в подобную переделку ), нас всех - и грузин, и русских, и украинцев обыскивали, как будто мы какие-то шпионы, очень долго и мучительно проверяли наши паспорта, некоторых, в том числе и нас, отдельно повели на « допрос » в местный полицейский участок ( ещё до пересечения границы ), там нас расспрашивали - что мы делали в Грузии, почему именно оказались во время войны ( как будто мы обо всём заранее знали ) и прочие глупости. В итоге через час после этих никому ( и им тоже ) ненужных расспросов нас выпустили на сочинскую землю. ( В Грузии полицейские и военные - во время войны - к нам относились лучше, чем на Родине. ) Потом мы благополучно доехали до Краснодара, там у нас много родственников. Надо было прийти в себя после столь утомительного и опасного путешествия. Наши телефоны оборвали друзья и знакомые, это уже выяснилось на территории России. Интересно, что дядя нас предупреждал, он как будто что-то чувствовал, перед поездкой в Батуми:
- Не езжайте, я вам найду какое-нибудь место на Кубани, отдохнете, покупаетесь…
 Но мы не послушали.
 « Что может случиться, вроде, всё спокойно. »
 Как он оказался прав!


Рецензии