Различия западной и восточной цивилизаций

      Есть два направления развития общества. Западная цивилизация в основном ориентирована на изменение и совершенствование окружающего мира, в котором мы живем, на его приспособление к нуждам человека. Это научно-технический прогресс во всех его направлениях. Прогресс этот основан на интеллектуально-творческих возможностях населения страны, где каждый сам расширяет их в соответствии с социально-экономическими законами государства и с принципами положительной обратной связи.  Эта творческая задача постоянно требует поиска новых решений для удовлетворения потребностей населения и развития общества.

      Восточная цивилизация, зародившаяся в Индии и Китае, больше ориентирована не на изменение мира, а на приспособление человека к миру во всей его сложности и противоречивости на основе совершенствования внутреннего мира человека для достижения гармонии с внешним миром. Это тоже очень творческая задача, требующая постоянного поиска, но для её решения мало веками развивающихся философских методов психологического совершенствования, выживания и развития человека, необходимо и научно-тохническое развитие, чтобы не отстать от мирового уровня такого развития.

     При таком направлении человек постоянно должен заниматься совершенствованием своего  внутреннего мира, интеллектуально-духовным развитием и своего отношения к миру больше, чем его изменением, поэтому социальные условия имеют меньшее значение. Человек может вписываться в любую систему социальных отношений, подчиняться в своём поведении требованиям законов общества и своей социальной группы, как бы сливаться с ними без ущерба для своего внутреннего мира. Как бы он ни идентифицировал себя со свои обществом и не подстраивал своё поведение под его требования, он остаётся самим собой. Индивидуализм при этом проявляется не в самоутверждении в социальной среде, а в поиске самого себя, и часто находит выражение в искусстве и во взаимодействии себя с природой, часто жертвуя социальным комфортом.

      Для социальной активности, ориентированной на изменение мира, очень важно, чтобы социальные отношения не препятствовали именно самореализации и самоутверждению и при этом сами эти отношения не нарушались, т.е. чтобы у человека было ощущение гармоничности его уникальной личности и социальной среды.

       Между обоими типами развития общества нет какой-то стены, поэтому творческая и конструктивная активность может проявляться в разных направлениях не обязательно только в доминирующем обществе. Целый ряд великих открытий прикладных методов совершенствования мира был сделан в древности на Востоке, а философы Запада много сделали для самопознания человека - творчество проявляет себя в разных сферах.

       Если говорить только о доминирующих направлениях, то в наше время между обоими направлениями устанавливается продуктивное взаимодействие.  В частности научно-технический прогресс сделал грандиозные шаги в Японии и Китае, а Западная культура все чаще обращается к успехам восточной философии и психологическими методами устанавливается гармонии между человеком и окружающим миром.

       Мы привыкли оценивать общество по достижениям ее отдельных выдающихся представителей: ученых, философов, художников, поэтов, архитекторов. Мы видим в них символ разных цивилизаций, определяющий направление развития, между тем сами эти духовные лидеры формируются под влиянием психологического климата, складывающегося в обществе. Этот климат является определяющим и включает направленность поисковой активности.

      Арабы оказались вне двух этих основных направлений развития цивилизации и именно в этом основная причина их конфликта с миром, особенно с Западной цивилизацией и представляющими её, в их глазах, евреями, которые вдруг оказались рядом. Но в Израиле многие арабы живут не хуже евреев благодаря законодательству Израиля, а в некоторых арабских странах менталитет, традиции и законы этих государств не позволяют людям жить и трудиться мирно и благополучно.
    
       Арабы, вырвавшиеся из пустынь Аравии в "райское" Средиземноморье, завоевали общества, в которых еще не были уничтожены корни древних цивилизаций и культур, как они были вырваны и разрушены нашествием варваров в Центральной Европе. Арабы повели себя более рациональнее, они сохранили культуру завоеванных народов и приобщились к ней - к греческой философии, к математике, к архитектуре. Исключением остались разве что язык и изощренная форма арабской поэзии. Они приобщили достижения этой культуры к своей, более того, они принесли вместе с собой успехи византийской цивилизации испанцам, которые тогда по численности и в военной организации оказались в проигрышной ситуации. Но поскольку это было на основе завоеваний и грабежа чужих народов, то это обеспечивало арабам социальный комфорт, но не создавало условий для развития своей культуры, что со временем сказалось на менталитете арабов.

         В феодальных обществах Европы потенциал развития общества концентрировался в городах. Население городов овладевало более широким спектром профессий, чем сельское население, там устанавливались более гибкие торговые отношения, развивались ремёсла, и это происходило в условиях меньшего социального давления и относительно большей личной свободы тех, кто перемещался в города. Окружавшее города сельское население снабжало города сельскохозяйственной продукцией в порядке обмена с ремесленной продукцией, но не претендовало на власть, и в городах постепенно формировалось самоуправление - из тех людей, кто уже успел надышаться свежим городским воздухом, не отравленным сельским застоем.    

        На арабском востоке все происходило иначе.  Хорошо вооружённые бедуины не только снабжали города, но охраняли их, представляя собой основную военную силу. Уровень их социального и культурного развития был ниже, чем у городского населения, как и уровень жизни, но более агрессивные и организованные они периодически захватывали власть в городе и устраивались в нем с комфортом. Эта паразитирующая власть, которая ничего не вкладывала, а только потребляла, быстро разлагалась, и уступала позиции очередным захватчикам. В результате, города на арабском Востоке так и не становились основой развития общества, а эффект приобщения к чужой культуре, без фундаментального собственного вклада, постепенно ослабевал. "Золотой век" расцвета сменился "железным" - все усилия общества направлялись не на конструктивное изменение внешнего мира, а на расширение завоеванных территорий, на укрепление военного господства.

       Это было непродуктивное направление в том смысле, что успешная агрессивность становилась высшей ценностью. Параллельно ослабевала религиозная терпимость, происходил регресс общественной морали. Ориентация на завоевание и доминирование не оставляет места не только для изменения мира в конструктивном направлении, но и для изменения себя, своего отношения к миру, приспособления к нему, как это происходило в культурах Дальнего Востока. То есть это было проявление деструктивной активности.

      А тем временем у соседних народов происходило развитие и социально-технологический прогресс, дальнейшие завоевания оказывались уже невозможными и арабы стали отставать в цивилизационном развитии.

      Корни национальных психологических особенностей арабов, как отмечают некоторые психологи, в том числе выходцы из мусульманских и арабских стран (http://orien.byethost13.com/psyho2.htm) в недостаточной инициативности; в беспечности в отношении будущего; культ силы в межличностных отношениях (и, соответственно, в межнациональных отношениях); уверенность, что справедливость всегда на стороне сильного, и любая уступка в споре отражает слабость уступающего, а не добровольное признание справедливости оппонента; потребность не в самоуважении, а в уважении извне.

       А если это так, то главной задачей является произведение впечатления любой ценой, в том числе с помощью преувеличений и откровенной лжи, которая не приводит к угрызению совести, если благодаря лжи удается достичь своей цели. Достижение цели любой, но по возможности максимально легкой ценой, является главной задачей и любое предательство при этом допустимо. Отсюда - легкость в нарушении любых соглашений, и естественный, непосредственный переход от любезного гостеприимства к готовности всадить нож в спину.

       Бывший президент Алжира Ахмед Бен Белла однажды высказался очень откровенно: "Вопрос уничтожения Израиля является вопросом нашей (арабской ) самоидентификации". Что это значит? Если чья-то самоидентификация целиком зависит от внешних обстоятельств (чьего-то существования или не существования) это значит, что нет ничего в самой личности или в социуме, что поддерживает самоидентификацию и самоуважение, и поражение в борьбе с внешними силами приводит к их распаду. Значит, единственная их самоидентификация - это идентификация с собственной силой и способностью доминировать. Но это означает внутреннюю пустоту, которая неминуемо заполняется агрессивностью в отношении других, и особенно в отношении тех, у кого есть другие основы для самоидентификации и самоуважения.

      Пока евреи были в подчиненном и беззащитном положении, к ним можно было проявлять терпимость и покровительственное отношение, но сегодняшние евреи, и особенно имеющие свое процветающее государство, олицетворяют для арабов все преимущества преуспевающей Западной культуры и вызывают чувство неполноценности. То, что не удается догнать, перегнать и подчинить, должно быть уничтожено.

      Так называемая война цивилизаций - это безжалостная война против цивилизации и арабо-еврейский конфликт это только ее передовая линия.

     Арабов не удовлетворит никакая помощь и никакие уступки, пока они не убедятся в невозможности выиграть эту войну и не будут вынуждены попытаться трансформировать свою деструктивную активность в конструктивную. Только после этого помощь им будет иметь смысл.

       Доказательством того, что это в принципе возможно, что деструктивная активность не является фатальным природным свойством арабов является пример эмирата Дубая, создавшего образец процветающего современного курорта, обеспечивающего благополучную жизнь и своих граждан, и многочисленных приглашённых наемных рабочих и инженеров, постоянно развивающих и совершенствующих этот бизнес.

       Но для этого эмирату нужны были не только исходные материальные возможности, но и готовность вкладывать их в конструктивную деятельность, что требует серьезных усилий. Разумеется, это стало возможным благодаря привлечения многочисленных иностранных специалистов, но их привлечение и настрой на осуществление их проектов - это тоже проявление конструктивного начала. Для этого необходимо отказаться от деструктивной активности, агрессивности и пассивного паразитизма, которые в связи со своей более легкой доступностью выглядят  более привлекательными.

       Раздаваемые в секторе Газа презервативы идут не на ограничение рождаемости, а на воздушные шары, которые переносят с попутным ветром огонь и взрывпакеты в окрестные кибуцы Израиля - попутным ветром им удавалось иногда сжечь поля хлеба и выращенные израильтянами лесопосадки!

       Когда же, наконец, мировое сообщество поймёт, с чем имеет дело?

       По материалам СМИ.


Рецензии