Книга Люблю тебя, Ижевск! Ч. 7

Ижевск – цветущий город

«ИЖЕВСК – ЦВЕТУЩИЙ ГОРОД»? – «ДА!
КТО НАМ НЕ ВЕРИТ – ВСЕ СЮДА!»

Конкурсу на лучший городской цветник

«Ижевск – цветущий город» – 1
Такой, друзья, девиз
Сверкает, словно, зори,
И обещает приз:
Пять разных категорий
В борьбу вступают и
Цветами славят город,
Как дар своей любви.
И двор, и палисадник,
Подъезд, любой завод
И учрежденья рады
Вступить в борьбу: «Вперёд!»
И каждый год отрадней
Нам видеть наш Ижевск –
Всё ярче и нарядней
И дарит нам свой блеск.
А в сентябре итоги
Подводит город наш,
И видят с неба боги,
Как все приходят в раж:
Ликуют ижевчане –
Полмесяца они
Приходят неустанно
На выставку в те дни:
Пред мэрией вся площадь –
Огромнейший цветник.
Вот это да! Воочию
В раю они в те дни:
Как будто райский сад с небес
Спустился к их ногам.
Ликует Бог – повержен Бес –
Какой подарок нам!
И хоть Ижевск не Сочи, 2
И даже не Якутск,
Где блещут дни и ночи
Цветы, не в этом суть.
А дело в том, что краше
Становится Ижевск,
И блещет наша радость,
И он сверкает весь.
Когда-нибудь мы всё же
По миллиону в год,
Как и в Якутске, тоже
Цветов насадим – вот!

5 янв. 2019 г.
------------
1 В Ижевске с 2000 г. ежег. пров. конкурс «Ижевск – цветущий город» по 5-ти группам: 1) на лучший палисадник, 2) на лучший двор, 3) на лучший подъезд, 4) на лучшее предприятие и организацию, 5) на лучшее учреждение бюджетной сферы.
2 В Якутске, где вечная мерзлота и в янв. темп. опускается ниже минус 50-ти градусов, ежег. высаживается до миллиона цветов.


МЫ ДАРИМ ИЖЕВСКУ ЦВЕТЫ!

Песня

Ижевскому предприятию
«Декоративно-цветочные культуры»

Под Ижевском в чистом поле
На высоком на холме
Разгуляться на просторе
Хорошо тебе и мне.
Мы выращиваем розы,
И других цветов не счесть:
Зной ли летний, иль морозы –
Здесь цветы любые есть!

Припев:
Приходите, ижевчане,
Гости дальней стороны!
Всех одарим вас цветами.
Всем подарим радость мы!

Мы умеем потрудиться,
И не зря такой успех:
Знает матушка-столица,
Кто в России лучше всех!
Нет, не зря мы тратим силы,
Совесть каждого чиста:
В призовых местах России –
Наши лучшие места!

Припев.

Пусть Ижевск наш хорошеет,
Пусть везде цветут цветы,
И повсюду зеленеют
И деревья, и кусты!
Будет город всё красивей
Год от года – неспроста:
Потому что так решили
Наши жаркие сердца!

Припев.

24 апр. 2010 г.
----------
Муз. Виктора Шацкого.


В ИЖЕВСКЕ – ЦВЕТЫ ПОЛЕВЫЕ

Не в полях, лугах окрестных –
В центре города цветы:
Ах, какой ковёр чудесный
Небывалой красоты!
Словно нам сказать желают:
«В электронный бурный век
О природе забывает
Современный человек».
Потому-то издалёка
Прибежали в гости к нам
И сверкают синеоко,
Дарят золото глазам.
Всех цветов и всех расцветок
Многоцветьем красоты
Разбросало щедро лето
Всюду яркие цветы.

21 июня 1999 г.


ПРОДАВЩИЦЕ РОЗ
ПО ИМЕНИ ДИЛЬБАР

Как сад цветёт базар, 1
А в нём, как дар нежданный,
Прекрасная Дильбар –
Цветок Узбекистана.
Её глаза – агат,
Как злато – бархат кожи,
Пленяет сердце взгляд
Узбекской дивной розы.
Послушную ветрам,
Какой судьбой на север
Тебя примчало к нам,
Где лютики да клевер?
Хоть много здесь цветов,
Но розы – лишь в теплицах,
И время холодов
Морозом колет лица.
Но тем приятней мне
И в лютые морозы
Зреть, словно в чудном сне,
Твои живые розы.
Они, как Божий дар,
Ласкают моё око
И шепчут мне: «Дильбар
Прекрасней роз Востока».

17 июля 1998 г.
----------
1 На цветочном базаре на перекрёстке
улиц Ленина и Карла Маркса


Сколько клумб чудесных!
«Где?» – У нас в Ижевске!


АХ, ТЫ, БЕЛЫЙ РОЯЛЬ!

Ах, ты, белый рояль! – Чья идея? – 1
Стал ты клумбой у всех на глазах.
Развесёлая эта затея
Набирает в Ижевске размах:
Три рояля уже появились –
С Филармонии всё началось,
И в Саду Летнем чудо явилось
И в районе одном привилось.
Что ж, идея, достойная даже
Поэтических пламенных строк,
Для забавы и так просто, скажем,
А, быть может, велел даже Бог.
Это лучше, чем водка и пиво
И в натуре, и даже в стихах.
И пускай это белое диво
Утопает в прелестных цветах.

5 фев. 2019 г.
----------
1 Около здания Гос. филармонии УР в летнее вр.
оформляется цветочная клумба «Белый рояль».


НА СКУЛЬПТУРУ «АРФА»
У ФИЛАРМОНИИ

В замечательной этой скульптуре,
Где сплелись струнный ряд и цветы,
Столько прелести яркой, что хмури
Нет здесь места, и чувства чисты.
Филармония нам доказала,
Что она – золотая струна,
И на улице музыка стала
Ежедневно у входа слышна.
А теперь и рояль с арфой этой
Стали клумбами, даже стоит
Пианино у входа всё лето,
И кто хочет играть норовит.
И приятно мне вспомнить, что в зале 1
На концертах и песни мои
Здесь не раз уже тоже звучали,
И мои вечера здесь прошли.
Фестивали Чайковского будят
Жажду музыки здесь каждый год.
И идут слушать музыку люди –
Музыкальный в Ижевске народ.

5 фев. 2019 г.
------------
1 6 фев. 1999 г. в конц. зале этой филармонии состоялся мой авт. вечер «Любовь моя – Россия!» В трёхчасовом концерте из двух отделений прозвучали 24 песни на мои стихи (из них 10 премьер), выст. 6 композиторов, в т. ч. с получас. программой выступила нар. артистка РСФСР Людмила Алексеевна Лядова (Москва),
завершившая своё выст. премьерой танго на мои стихи «Любовь моя – Россия!» В 2001 г. здесь совместно с комп. Александром Бахтиным мы провели авт. вечер «Люблю тебя, хорошая!»


АЙ ДА КЛУМБА-ШАР В ИЖЕВСКЕ!

Клумба-шар – прекрасный дар
Ижевчанам этим летом.
Рады ей и мал, и стар –
Блещет радостью и светом.
Парк в восторге. Красота
Даже небо изумила –
Не сдержалась высота –
Слёзы радости пролила.
Арка парка говорит:
«Как, друзья, она нарядна! –
Изумительнейший вид
Ах, какая всем нам радость!»
Да, друзья, Ижевск у нас
Хорошеет с каждым годом.
Столько радости для глаз,
Как и здесь, пред этим входом!
Каждый год всё больше мест
Приглашают прогуляться:
Краски дарят благовест –
Есть, чем сердцу восхищаться.
Так, глядишь, войдём в десятку
Красивейших городов.
«Разошёлся, друг. А надо ль?» –
«Надо!» – мой ответ таков.

6 фев. 2019 г.
----------
1 Цветочная скульптура у входа в парк
культуры и отдыха имени С.М. Кирова.


СИРЕНЬ В ИЖЕВСКЕ И В ОКРУГЕ

Опять сиреневое чудо
Прильнуло к каждому окну,
И майский вечер всем и всюду
Несёт покой и тишину.
Сирень в Ижевске и в округе
Сверкает в майской белой вьюге –
Над ней черёмуха, как дым,
Нависла облаком своим.
Устав от бесконечных странствий,
В сады спустились облака.
Лишь месяц в звёздное пространство
Вонзил изящные рога.
Земля вся в белом, как невеста,
Глядит на мир из-под фаты.
И сердце ищет своё место
Среди любви и красоты.

Май 1991 г.


В ИЖЕВСКЕ РАСЦВЕЛИ КАШТАНЫ

Как дар божественный, нежданный,
В Ижевске расцвели каштаны. 1
Как свечи, белые цветы
Волшебной, дивной красоты
Горят, сверкают ярким светом
На радость всем, кто видит это.
Через моря и океаны,
Как белокрылые туманы,
Они приплыли к нам в Ижевск
Придать ему весенний блеск
И насладить нас любованьем
На это дивное сверканье.
Спасибо тем прекрасным людям,
Кто подарил нам это чудо!
Пройдут года, пройдут столетья –
Цвести каштаны будут эти
И будут любоваться ими,
Другие, так же им родными.
Растите, милые, растите!
И пусть связующею нитью 1
От поколенья к поколенью
Пылает белое цветенье!

26 мая 2004 г.
----------
1 Около иж. ест.-гум. Лицея «школа – 30»
и здания Администрации Ленинского р-на.


САД НАШЕЙ ЮНОСТИ КРЫЛАТОЙ

Песня

Летнему саду имени Максима Горького

Когда вхожу я в летний сад, 1
Меня, как много лет назад,
Встречают снова липы вековые,
А у ротонды тополя,
Где назначал свиданья я,
Кивают мне ветвями, как родные.

Припев:
Ах, Летний сад, наш Летний сад!
Как встрече я с тобою рад!
Какой же ты, сад Горького, красивый!
Шуми и радуй нас листвой,
Весёлой детскою игрой,
Вливай в сердца нам молодость
и силы!

Как будто нам ещё вчера,
Светила вешняя заря,
С эстрады сладко музыка
звучала.
И я, чувств сердца не тая,
Тебя обнял, любовь моя,
И ты в ответ «Люблю!» мне
прошептала.

Припев.

Пусть годы мчатся чередой.
Ты будешь дорог, сад родной,
И нам, и нашим детям, и внучатам.
Цвети и радуй нас собой,
Как память, вечно молодой,
Сад доброй нашей юности крылатой!

Припев.

12 сент. 1998 г.
----------
Муз. Виктора Шацкого. Пр. песни в его исп. прозв. в сен. 1998 г. со сцены Летнего театра этого сада на празд. юбилея его создания.

1 Сад на бер. Иж. пруда появился в 1857 г. Это связано с постройкой в 1854 г. казённого «Генеральского дома» арх-м И.П. Коковихиным. в нём проживали командиры Иж. оруж. з-да. Здесь во время своего двухдн. визита на Иж. з-д останавливался импер. Александр I. Летний сад с клумбами и аллеями был разбит вокруг Генер. дома и был закрыт от прочих жителей. Здесь также пров. разл. меропр., в кот. участвовали офицеры з-да и местная интеллигенция. Мастеровые с з-да также допускались на эти меропр. в своих кафтанах с зол. галунами. После Окт. Рев. 1917 г. сад б. открыт для всех желающих. Здесь был постр. Летний театр, играл дух. орк., пров. нар. гуляния, танцы, лотереи, устр. фейерверки. Была своя пристань. После того, как в Летнем театре 31 мая 1928 г. б. пост. пьеса «На дне» М. Горького, писателю было отпр. поздр. телеграмма, на что он прислал свой портрет с пож. «Товарищам ижевцам – привет и пожелание бодрости духа! Максим Горький, 16.VI.28 г.» После этого в 1928 г. Летний сад был назван в честь этого писателя. После его смерти в саду был уст. его памятник. В 1939 г. в центре ротонды была установлена статуя Сталина.


ЗДРАВСТВУЙ, «ДЕРЕВО ЛЮБВИ»!

«Здравствуй, «Дерево любви!» –
«Здравствуй, коль не шутишь.
Ничего, что не на «ВЫ»? –
«Да, так будет лучше.
Я давно с тобой знаком.
Ты – душе отрада.
Летний Сад – второй мой дом.
Видеть всё здесь рад я.
Даже песню написал,
Здесь была премьера.
Шацкий музыку создал,
Пел с эстрады – слева.
Разукрасили тебя –
Всё сверкаешь в лентах.
Сверху аист, вижу я,
Жаждет комплимента». –
«Малых деток раздаёт –
Добрый, славный Аист. -
И, глядишь, Ижевск растёт,
А не убывает». –
«Будем, дерево, дружить». –
«Только осторожно:
Из металла моя прыть –
Уколоться можно». –
«Хоть Есенин обнимал
Встречные берёзки,
У меня другой накал –
На железо броский.
Взгляд не колет твой металл –
Обниму глазами.
Ну, бывай! Я побежал
Говорить стихами:
О любви пора писать
Пылкими словами.
Снова время мне пылать –
Разгорелось пламя!»

4 фев. 2019 г.
------------
1 В Ижевске в Летнем саду им. Горького несколько лет назад
установлена ск. – железное Дерево Любви с аистом в гнезде.
2 Виктор Шацкий – один из 35-ти композиторов, создавших на мои стихи более 250-ти песен. В сент.1998 г. на празд. 150-летия открытия в Ижевске Летнего сада он исп. здесь премьеру песни на мои стихи «Ах, Летний Сад, наш Летний Сад!»


НА СКУЛЬПТУРУ
«ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ ВЛЮБЛЁННЫХ»

«Вот деревья для влюблённых». – 1
«Где? В Ижевске?» – «Да, у нас.
Столь нарядные! Со звоном». –
«Кто звенит?» – «Замки подчас.
Их лишь ветер раскачает –
И они звенят все враз.
Ведь деревья – каждый знает –
Из металла». – «Вот так раз!» –
«А чего тут удивляться? –
Так ажурны и милы,
Что влюблённые влюбляться
Стали в них, когда пришли». –
«А замки зачем?» – «Чтоб крепкой
Их любовь всегда была.
Не какой-нибудь там репкой,
Не разгромной силой зла.
На ключи замки закроют,
И теперь они висят
И всех радуют собою,
Восхищают каждый взгляд». –
«Ну, а как они узнают,
Чей замок?» – «На них они
Гравировку оставляют,
И сердца на них видны». –
«Как задумано чудесно!
Превосходно! Вот так да!» –
«Ижевчане, всем известно,
Умно действуют всегда».

6 фев. 2019 г.
----------
1 Изящная скульптура из двух деревьев из металла
установлена на Новой набережной Ижевского пруда.


РАСТИ, НАШ ПАРК И МОЛОДЕЙ!

Песня

Ижевскому парку культуры и отдыха
им. С.М. Кирова

Чем дорог нам Ижевск родной,
Наш славный город трудовой?
Заводами-громадами,
Просторами крылатыми,
Жемчужиной Ижевского пруда,
И нашим парком Кирова,
Любой порой красивого,
Пришедшего к нам сказкой навсегда!

Наш чудный парк, наш парк родной,
Мы с детских лет дружны с тобой.
В дни радости и в трудные
Твои аллеи чудные
Нам дарят вдохновенье и покой.
Шуми аттракционами,
Звени над нами кронами,
Ласкай своей тенистою рукой!

Ты в нашу жизнь вошёл, как друг,
И всё, что видим мы вокруг, –
Всё бесконечно дорого:
И изумруд, и золото,
И серебро зимы – душе бальзам.
Расти, наш парк, и молодей,
Дари нам радость добрых дней,
Будь сказкой нескончаемою нам!

29 авг. 1999 г.
----------
1 История парка начнается в сент. 1933 г, когда в лесу около Рабочей Слободки силами работников иж. заводов нач. работы по орг. парка отдыха. Проект парка был создан арх-ми А.С. Коробовым и Е.П. Беневоленским. Весной 1934 г. парк благоустроили клумбами, павильонами, беседками, киосками и танцевальными площадками. На берегу пруда были построены здания Зелёного театра и летнего ресторана. Оф. откр. парка сост. 6 авг. 1934 г. при стечении большого числа жителей гор. В дек. того же года парку было присв. имя сов. гос. деятеля С.М. Кирова. В 1935 г. в парке появилась параш. вышка. Там же был памятник И.В. Сталину. В 1975 г. в парке был уст. обелиск «Карающий меч» в год празднования 30-летия победы в Великой Отеч. войне в честь 313-й стр. Петрозаводской дивизии, кот. была сформирована в 1941 г. в Ижевске на тер. парка.


ЧТО ЗА БАШНЯ ГОЛУБАЯ?

«Что за башня голубая, 1
Словно дивная мечта?» –
«Да, конечно, я такая» –
«Из Парижа?» – «Точно. Да.
Правда, я намного меньше.
И Ижевск ведь не Париж.
Мне по нраву парк ваш здешний». –
«Значит, ты не убежишь?» –
«Нет. В Париже моя мама –
Отпустила погулять.
Но я, дерзкая, упряма –
Не хочу идти назад.
Мне ваш город полюбился,
И, хотя здесь не Париж,
Но Париж сюда явился
Парой букв начальных «Иж».
И к тому ж река такая
Здесь у вас и даже пруд 2
С моей родиной сближает,
Так что я, как дома, тут.
Хоть была я парижанкой,
Всё порой меняет жизнь,
И теперь я ижевчанка. –
Полюбила буквы «иж».

7 фев. 2019 г.
----------
1 В одном из ижевских парков установлена
уменьшенная копия парижской Эйфелевой башни.
2 Ижевский пруд.


НА СКУЛЬПТУРУ
«КЛЮЧ-ШЛАГБАУМ»

Это что за ключ-шлагбаум?
А… В Посёлок Ключевой 1
Сторожит дорогу. Браво! –
Как изящен, золотой!
Среди зелени нарядной
Разместился неспроста –
Где ни глянешь – всюду рядом
Обитает красота.
Так и хочется потрогать
Этот ключ и повернуть.
Раз зовёт туда дорога –
Смело двигаемся в путь.

7 фев. 2019 г.
----------
1 Улица Посёлок Ключевой в Первомайском р-не
включает в себя 45 домов.


ОСИНКЕ ПОД МОИМ ОКНОМ

Осинка милая! За что 1
Тебе дана дурная слава?
Нет, нет, поверие не право,
И люди говорят не то:
Ты – не созданье силы зла.
Ты так прекрасна мила!
О, как душе моей отрадно,
Когда перед моим окном
Ты на ветру трепещешь хладном
В венце осеннем золотом!
Как я люблю твой тихий говор,
Твой робкий трепет, лёгкий звон! –
Как будто слышу твоё слово,
Когда мой слух ласкает он.
Звени, звени, моя отрада!
Я знаю – ты мне говоришь,
Что ты свиданьям нашим рада
И за любовь благодаришь.

25 сент. 1996 г.
----------
1 Во дворе по ул. Карла Маркса.


БЕРЁЗКА – СЛОВНО МОЛНИЯ

Берёзка сетью молнии
Пронзила хмурь небес
И каждому напомнила
Об осени всерьёз.




























Её соседки ближние
Пожухлые стоят,
А эта, словно, призвана
Нас радовать опять.
Красою обнажённою,
Средь грусти серых дней,
Мне в душу изумлённую
Бьёт молнией своей.

25 окт. 2010 г.


ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОЧЕК
В ИЖЕВСКЕ ТРЕПЕЩЕТ

Последний листочек на ветке трясётся:
Сейчас опадёт он, и жизнь оборвётся. –
«Что делать? Что делать?!..» Мужайся, приятель.
Таким уж нам дал этот мир наш Создатель.
Всё гибнет на свете. Вселенная даже,
В которой живём мы, погибнет однажды.
Но ты не страшись – я сегодня в ударе:
В стихах будешь жить и украсишь гербарий.
Тебя в Интернет запущу я для мира:
Пусть дружит с тобой поднебесная лира,
Пусть кто-то ещё в этом мире безбрежном
Тебя пожалеет душой своей нежной.
И я в Интернете с тобою пребуду:
Пока есть Вселенная, вместе там будем.

25 окт. 2010 г.
-----------
1 На одном из дубов по ул. Кирова.


Рецензии