Пустота

        За штурвалом ли, за рулём – не отвлекайтесь от маршрута.
        Особенно, если навигатор ведёт вас неизвестным путём.
        Однако людям свойственно нарушать не только правила, сформулированные ими самими, но и забывать о законах природы, терять элементарную бдительность. Инстинкт самосохранения может не сработать, если любопытство (а иногда страсть или жадность, восхищение или долг) окажутся сильнее. Результаты возможны различные – от великих открытий до мелких пакостей, от подвигов до преступлений и трагедий; и выглядят поступки эти не всегда этично, но обязательно отражают человеческую натуру.
        В этот раз всё обошлось; не только ПДД не нарушены, но и вообще ничего не произошло. Однако остановить автомобиль пришлось…

        Да и как не остановиться, когда как по волшебству перед вами едва ли не в лесу (на окраине города Жуковский) возникает грандиозное, суперсовременное строение?
        По этому поводу мало говорили, в своё время информация об этом для большинства граждан просто осталась незамеченной. Так, мелкий в океане информации эпизод … хотя, надо полагать, и значительная для стотысячного города и науки стройка. Так или иначе, чудо современной архитектуры среди берёз и сосен впечатляет.
        Речь идёт о новом здании Объединённой авиационной корпорации, проектируемое, как его новая штаб-квартира. Решение о возведении было принято в 2011 году; строительство, обошедшееся в пять миллиардов рублей (так значилось в СМИ), завершено в 2017 г. И теперь почти сорок тысяч метров третий год … пустует.

        Итак, перед вами "памятник" архитектуры и современного российского администрирования высится как огромная вершина неповоротливого мертвого айсберга.
        К слову, невидимая часть айсберга в семь или даже в десять раз больше надводной. Интересно, сколько невидимого, скрытого стоит за этой гордой хрустальной скалой? Неужели и там пустота? Гадать не стоит.
        И, разумеется, стоит учесть: дело это частное, корпорация тратила свои деньги, не бюджетные. А вот все затраченные в ходе планирования, строительства и по его завершению ресурсы – частные? Имеют они отношение к государству, к нашему обществу, людям, самой природе?  Могли ли они принести иную пользу?
        И вообще: может ли быть в нашем небольшом мире, что-то по-настоящему отдельное, не связанное со всеми остальными его элементами и компонентами? «Частное» таких масштабов, как корпорация, крупное предприятие, компания или даже отдельнаое сооружение, стоимостью в несколько миллиардов рублей – в какой степени «самостоятельно», «независимо», автономно?

        Почему-то первое, что приходит в голову, глядя на красивое пустое здание – трагедия в Шереметьево 5 мая этого года; невольную роль в ней сыграл лайнер Sukhoi Superjet 100 – многострадальное детище ОАК, про которое бойко трещали десятки медийных каналов и печатных изданий двадцать лет, производство которого никогда не было и теперь, вероятно, уже никогда не станет рентабельным… В этот проект  вложено сколько-то иностранной хитрости, хватки, экспансии, сколько-то странной отечественной политической податливости и очень много российских средств.
        Конечно, никакой прямой связи несостоявшейся штаб-квартиры ОАК со страшной катастрофой нет. Но невозможно отрицать того, что действительность едина, а уж в сфере отечественной авиации всё, так или иначе, взаимозависимо. Если же оперировать только фактами, то можно добавить, что ОАК создавалась как конкурент американскому Боингу (Boeing), европейскому Эрбасу (Airbus). Не забывая, что ОАК ответственна и за производство военных самолётов (с проектированием и производством которых, дела обстоят лучше), приходится смириться с тем, что, например, в 2017 году "из под крыла" ОАК не вышло и сорока новых гражданских самолётов (в том же году Эрбас таковых выпустил – 711, Боинг – 741). Между тем самолёты российским авиакомпаниям нужны; и технологическая независимость нужна. Однако из почти двух с половиной сотен лайнеров Аэрофлота двести иностранные, все самолёты S7 Airlines ("Сибирь") иностранного производства.
        Понятно, что и в этом вопросе – включая положение с ресурсами, с развитием отечественного авиапрома, науки, с обеспечением рабочих мест, с зависимостью от иностранных производителей – хотелось бы видеть другие результаты.
        И ещё один неоспоримый факт: за всем этим – планами, решениями, строительством, просчётами – стоят граждане нашей страны, причём, очень высокого ранга и статуса, в бытовом и финансово-материальном отношении обеспеченные не хуже, а может, и лучше своих зарубежных коллег. Интересно, как их внутренний мир, мировоззрение, интересы соотносится с "иностранным" парком самолётов отечественной гражданской авиации, с пустотой красивых зданий?
        Не зябко вам? Веет всё той же пустотой …

        Принято считать, что природа не терпит пустоты. Физический вакуум не "ничто", а сложная, находящаяся в вечном движении среда, источник более привычных людям вещества и поля. Социальный (административный, политический, экономический, эмоциональный, этический, мировоззренческий, и т.д.) вакуум – весьма плотная среда и небезопасное состояние. Социальная пустота подобна воздушной яме: мы знаем, что она может оказаться на пути любого и на любом пути, и реальное столкновение с этим эффектом может закончится катастрофой. Даже опытные пилоты могут не справиться с ситуацией, а уж тот, кто серьёзнее авиасимулятора в своём «навороченном» гаджете ничего не испытал, и подавно; на какой бы высокий уровень "социальной пирамиды" насмешливая судьба его не забросила.
       
        Кстати или некстати, но гордое, двукрылое здание, в которое не захотели вселяться сами заказчики, не единственное в Жуковском из современных, красивых, но годами пустующих. Например, на улице Гастелло безмолвно высится ещё одно. А в стране как?

        Следуйте своим путём, если он у Вас есть, но не забывайте и об общем направлении. По крайней мере старайтесь его почувствовать, увидеть, понять ...
        А, может, и активно участвовать в его поиске.

        Куда Вы направляетесь?
        Каким навигатором пользуетесь Вы?
        Можете ответить?
        В любом случае помните: пустота может разверзнуться перед вами в любой момент …


        11 мая 2019 года


Рецензии
Да, жутковато...

Алюня   12.05.2019 11:15     Заявить о нарушении
Спасибо!
Бывает. Это одна из сторон нашей жизни. Но только одна из ...
Всего Вам самого доброго!

Сергей Антюшин   12.05.2019 11:35   Заявить о нарушении