Белая черёмуха...

Один геополитик признал: кто владеет Восточной Европой, тот владеет всем миром...
Мы ехали поездом в СССР. Был месяц май, год - 1976-й. В протяжных предрассветных долинах вставали за черепичными крышами селений минареты пирамидальных тополей. Были мы дембеля. Нам было по 20, редко кому чуть больше. Позади была нелёгкая срочная служба, нежная страна, в которую мы успели за два года влюбиться. Впереди ждала Родина.
Вдали от Неё мы дружно радовались за Её успехи. Когда там, в Союзе, появлялись новые хорошие песни, мы врубали на всю мощь свои приёмники... Когда из Союза пошла новая военная техника - машины, оружие, мы гордились своею Страной. Мы знали: у нас за спиной всё,"как надо", и нам есть что и кого защищать. И никто не сомневался в Стране, даже ребята из..., никто.
Помню, как командир части, расставаясь с дембелями сказал перед строем (была торжественно построена вся часть): "Среди вас, уходящих в запас, находится лучший солдат нашего подразделения - рядовой..." И назвал мою фамилию.
Вот уж не ожидал я от строгого командира такой похвалы. Ведь я отсидел на "губе", было дело. Да и не очень стремился к продвижению выше. Остался с чистыми погонами. Как утешают себя рядовые: "Чистые погоны - чистая совесть". И вот слышу такое: "лучший солдат". Это, скорее всего, было сказано в связи с тем, что я был, наверное, лучший поэт во всей немалой группе войск. Лучше меня сочинял только майор Ржанников. Честно признаю: его стихи были лучше моих, хотя и мои были хорошие. Но майор был и старше.
Мы возвращались победителями. А что, кого мы победили? Прежде всего самих себя - свои слабости, лень, нежелание трудиться или нести службу в любых условиях. Из парней, живших по принципу "я так хочу (или же "я не хочу и не буду") мы стали военнослужащими, которые руководствуются принципом "так надо".
В драматичной борьбе и драках мы отстояли своё человеческое достоинство, победили дедовщину и проявления националистической неприязни. Эти ребята, которые нас вначале так ненавидели, в конце службы лезли обниматься и просили прощения. "Мыкол, ну прости ты мэне, дурэнь был, ничохо нэ понимал. А вы, москалики, таки дюжэ добрии хлопци"...
Мы поняли, пережили на своём опыте, как много в нашей великой Стране хороших, добрых, надёжных людей - таких близких и родных по духу. Они живут в Москве, в Петрозаводске, в Ленинграде, в Киеве, в Пскове, в Одессе, в Полтаве, в Новгороде, в Тбилисси, в Ереване, в Витебске... О, с какими замечательными людьми ненароком по прихоти судьбы сводила меня армейская служба!...
Три самых лучших в нашей молодой жизни весны мы провели в казарме и в ангарах, на ученьях... Каждый вечер мы перед отбоем ходили вокруг части строем и каждый взвод пел свои песни. Я, запевала, в один голос начинал нашу любимую строевую, которую на второй строчке дружно подхватывал весь взвод...

Возле дома нашего
На краю села... (начинаю я).
А дальше всем взводом - будто гром грянул вдруг:
Белая черёмуха
Пышно рацвела.

Дальше снова я один, соло:
Я иду по улице,
улице родной...
И опять мы все дружно, грозно!:
Я иду и думаю
о тебе одной...

А потом уже все вместе, без солиста, только густым басовитым мощным хором мужским из лужёных глоток, с выраженным акцентом на последних словах каждой строки:

Годы службы пролетят.
Мы придём домой.
И пойдём по улице,
улице родной.

Встретит нас черёмуха
на краю села.
И под той черёмухой
сбудется мечта!

Эту любимую песню написал кто-то из наших, из солдат. Она - "самопальная". Таких в те годы было без счёту. Безвестные авторы не претендовали на популярность. Но эти песни пела повсюду вся наша молодая Страна, для нас самая лучшая в мире.
У меня в кармане гимнастёрки лежали денежные переводы - из редакции. Там я советские деньги получить не мог, потому скопилось немало - за каждое стихотворение да ещё и премия за лучшие стихи в группе войск.
В родном городке я не нашёл этим деньгам достойного применения. С отцом на его рейсовом автобусе я поехал в Латвию и там купил себе отличный венгерский костюм, тёплую куртку, эстонские туфли (которым много лет сносу не было!), пару рубашек - словом, приоделся за свои кровные, не выпрашивая у родителей. И на третий день моей новой гражданской жизни я уже устроился на работу в редакции, литсотрудником...
Я вышел в гражданский мир с чувством победителя, будто вернулся в 45-м из Берлина. И не только я... Мы, ушедшие в запас, долго, не один год, жили с этим чувством, долго витали в облаках, долго не касались земли.

2019 г.

Примечание.
На снимке ст. сержант СА Анатолий Иванович Матвеев. Фотография 1966 г.


Рецензии