Глава 8. Капитан кинозвезда

   
Боли в затылке Князев не почувствовал, как и той мощной воздушной волны, чуть не сломавшей ему шейные позвонки, бросив его тело на камни как мяч. Ударившись обо что-то твердое, Князев сознания не потерял. Да и ничего он не чувствовал кроме чего-то тяжелого, давящего ему на лицо, губы, нос. Что это, понял не сразу, только позже, услышав громкий шепот на ломанном русском языке:

- Молчьять!

Игорь расслабил шею, и почувствовал облегчение. Но только физическое, на несколько секунд, а когда услышал афганскую речь, все тело снова напряглось. Правая рука, лежавшая под спиною, затекала. Что сжимала ладонь, вспомнил сразу, автомат, как и все остальное: почему он оказался здесь. 

Разговор афганцев был почти рядом. Создавалось впечатление, что эти люди что-то или кого-то искали. Удалялись медленно, но ненадолго, снова голоса приближались. По голосу, это были другие люди, по шарканью ног, шли быстро. За ними – другие.
Чья-то ладонь, лежавшая на лице Игоря, а это была именно она, немножко поднялась вверх. Открытый ею свет был ровным, серым – это небо. Воздух по вкусу кислый, саднящий дыхание. Таким он становится после разрывов снарядов, догадался Князев, и приподняв немножко голову, осмотрелся. Кругом камни, дым, справа на него смотрело заросшее большой щетиной лицо Бахтияра. И вроде даже улыбалось.

- Встявяй, - прошептали его сухие, потрескавшиеся губы. – Няшя сарбоза…
Игорь, упершись на левый локоть, чуть-чуть приподнял свою голову, и, разжав правую ладонь, вытащил ее из-под спины. Перевернулся на живот, осмотрелся. А увидев выбегающих из кустарников людей, стал внимательнее всматриваться в них. Нет, все они были в форме, это афганские солдаты, бегущие и стреляющие. Кто-то из них падал, другие, приседая на колено и не прицеливаясь, давали короткие и длинные очереди из автоматов.

- Сарбоз! – стукнул Бахтияр по плечу Князева, и своей рукою заново начал сильно давить на плечо лейтенанта, заставляя его лечь на камни. И Князев поддался, понимая, что и сам сейчас невзначай может оказаться целью наступающих афганских солдат.

Вжавшись в камни, Князев замер, а вот Бахтияр напоминал из себя просыпающийся Везувий: трясся всем телом, вдавливая затылок Игоря, что-то ему беспрестанно шептал на своем дари в ухо. Очень хотелось врезать ему локтем по ребрам, чтобы хоть на некоторое время замолчал, да отодвинулся  подальше от него, дав возможность ветру разогнать дым, этот неприятный кислый химический запах. Но, Князев был не в том свободном положении, как тело афганского капитана.
Наконец-то рука Бахтияра ослабла, но Игорь не торопился расслаблять тело, а оставался лежать и прислушиваться к происходящим вокруг них звукам. Переставший говорить капитан, похоже, всхлипывал. Плакал? Сдавив губы, Князев плечом столкнул его руку со своего затылка и, напрягая под собой руки, чуть-чуть приподнялся и осмотрелся. Рядом никого.

Шорох, раздавшийся сзади, напугал, и он снова уткнулся подбородком в камень.

- Товарища лейтенанта, - голос Мусы снял напряжение и Князев обернулся.- Сержанта здеся. Ви зачем здеся?

И в этот же момент поднялся и Бахтияр.

- Ви спасала его? – спросил Муса.

- Мансуров, всех сюда. Всех, всех, бегом! – скомандовал Князев и, встав на одеревеневшие ноги, с трудом двигаясь, пошел за своим бойцом. 

Мысль о том, проверить, какое оружие было у убитых ими несколько десятков минут назад душманов, целившихся в вертолет, возобладала. И это сделал не зря, гранатомет РПГ-7 был в хорошем рабочем состоянии. Вытащив из трубы реактивный снаряд, вставил его в сумку, находившуюся рядом, в которой лежали еще две гранаты.

Бахтияр, стоявший сзади Игоря, потянулся рукой к гранатомету, но Князев ее оттолкнул, мол, не заслужил.

- Где твой автомат? Где твои солдаты? Капитан, отвечай на мой вопрос! 
Бахтияр, смотревший с испугом на лейтенанта, снова сломался, как игрушечный человечек: его ноги затряслись, и он, упав на колени, обхватив руками голову, начал захлебываясь в слезах ему что-то говорить.

- Как ты меня заколебал! – сжимая зубы, со злостью высказался Князев.

- Товарищ лейтенант, потерь нет? - то ли спросил, то ли отрапортовал сержант Евтеев.

- Рад. Времени нет, идем до своих, - и больше не обращая внимания на афганского офицера, пошел в сторону ущелья. За ним двинулась и вся его группа.

- Товарища лейтенанта, я понесу гранатомета, - догнал командира Мансуров.

- Бери, - Князев, не замедляя шага, передал солдату сумку с выстрелами и гранатомет. – Сержант, передайте по рации нашим - Сидорову, Востросину, там еще кому, что мы идем к ним.

- Зачем? – нагнал лейтенанта Евтеев, - вон они стоят и нас ждут.
 
- 2 –
 
Подав ладонь, Игорь, крепко ухватившись за руку бойца, взобрался на камень. Рука у младшего сержанта Николая Востросина была цепкой и сильной. Мельком, еще раз взглянув на его лицо, Князев снова вернулся к мысли, что сразу и не запомнить его. Никакой выделительной особенности на лице младшего сержанта, оно все, как и у всех покрыто слоем пыли с несколькими темными линиями ручейков от скатывающихся ручейков пота.

- Мы хотели к вам уже двинуться на помощь, - сказал он, глядя в глаза Князева.

- Глупо, - ответил лейтенант. – Когда не просят, не лезьте, - и уселся на камень.
– У вас без потерь?

- Так точно, товарищ лейтенант. Повезло, афганская армия помогла, если бы не они. Мы уже пустые остались: по одному неполному магазину с патронами, несколько гранат.

- А где Сидоров со своими бойцами?

- Чуть выше нас, - и предложил лейтенанту флягу.

Князев вначале хотел отказаться от нее, но по весу поняв, что она полная, сделал несколько коротких глотков воды.

- Где набрали?

- Так под нами арык небольшой, туда уходит, - младший сержант махнул в сторону севера. - А там, - указав на скалу с другой стороны ущелья, - водопад небольшой.

- Много душманов было? – лейтенант посмотрел на Востросина.

- Трудно сказать сколько. Но наседали плотно. Человек десять из них точно убили. А когда передали по рации нашим, помощи попросили, спасибо «первому», заставил афганский батальон идти к нам в помощь. А то спали, им похеру все…

- Точно? – лейтенант пытливо посмотрел на Востросина.

- Ну, не знаю, что еще сказать по этому поводу, товарищ лейтенант. Так стоят-то они огромной силой рядом, а мы здесь горсткой, перед такой ватагой душманов! – взорвался младший сержант. – Как Матросов!

- И долго?

- Товарищ лейтенант, ну, - Востросин махнул рукой. – Где-то в четыре часа сорок пять минут они полезли. Сначала услышал у вас перестрелку. Она отдаленная была, и где-то через полчаса стала приближаться к нам. Вы же там, я так понял, в бой вступили?

Князев в ответ кивнул головой. Сержант Евтеев, сидевший рядом с ним, молчал, что несколько удивляло лейтенанта. Вечно он любит вставлять свое слово, где нужно и не нужно, а здесь.

- Ну и, буквально, через, - Востросин на полуслове замолчал, замерев с полуоткрытым ртом, видно, подбирая подходящие слова, - ну, я не знаю. Может, минут через тридцать, может меньше, Воробей сказал, что душманы лезут. Ну и началось. Мы, в принципе, были готовы к этому, хотя рядом стоит два батальона афганских, по одному с той, и с этой стороны. 

И знаете, товарищ лейтенант, - сплюнул младший сержант, - полезли на нас нагло так, как у себя дома.

- А где же еще они находятся, - наконец-то «проснулся» Евтеев.

- В полный рост шли. Ну, почти, - поправился Востросин. – Ну, мы и дали по ним! А потом еще вы приказали, чтобы поддержку вызвали.

- Товарищ лейтенант, «первый» вызывает вас, - доложил радист.

- «Первый», «первый», я «серая мышь».  «Грачи» налетели, сарбозы помогли.

- «Серая мышь», и всем мышам приказываю выдвинуться в квадрат сорок три – восемь. Будьте готовы к встрече. Как прибудете, доложите. 

- Есть! – и, сняв с себя наушники, Князев повернувшись к солдатам, найдя глазами Киселева, отдал приказ. - Передать всем нашим «мышам», срочно выдвигаться в квадрат сорок три – восемь. Погоди, - Князев удержал радиста за локоть, и, вытащив из потайного кармана завернутую в целлофан карту, развернув ее, начал искать интересующую его точку.

- Вот это место, - указал рукой Евтеев. – О, да здесь степь.

- Не путай, это квадрат сорок три, а нужная нам точка, - и мысленно раскладывая его на девять частей, определил ее восьмую часть, - вот здесь она находится, - и ткнул пальцем в неровную полосу реки. – Боец! – посмотрел он на радиста, включайся! – И глянув в глаза Евтеева, спросил. – Нам лучше всем двигаться по ущелью, ну, в смысле по дороге?

- Не знаю, - пожал плечами сержант. – Как бы нас за душман не принял тот афганский батальон.

- Кто у нас на краю в той части ущелья находится?

- Пехота.

- Тогда передай им об этом… Слышишь, радист? Передай, чтобы спустились и ждали нас. Мы должны незаметно просочиться через дорогу и по краю незаметно для «зеленых» двинуться к квадрату, какому не говори. Передавай.

Сухарь, зажатый в пальцах, лейтенант чуть не выкинул. Но вовремя глянул на него, и, бросив в рот,  смачивая его слюной, сказал:

- Через пять минут спускаемся. Бахтияр, пойдешь с нами. Тебя вашим передавать не буду. Пусть это сделает наш командир. Переведи ему, Муса, - и, протянув афганскому капитану руку для рукопожатия, улыбнулся.      
 
- 3 –
 
- Не так страшен волк, как его малюют, - сказал Евтеев, подавая лейтенанту  бинокль.

Тот, рассматривая через его окуляры технику – боевые машины пехоты, танки, бронетранспортеры, занявшие круговую оборону, присвистнул.

- Как же они здесь оказались? – удивился лейтенант.

- Так обошли горы, через второе ущелье. Я сам не пойму, когда слушал канонаду сначала с нашей стороны, а потом, через два дня справа. 

- Из танков, что ли палили? – спросил Князев.

- А вы левее посмотрите, там чуть дальше гаубицы самоходные стоят. «Гвоздики» и «катюши».

- Точно, - согласился с сержантом лейтенант. – Ну, тогда потихонечку пойдем, ползком. До них от нас еще с километр, если не больше.

- Так доложим сейчас по рации и пойдем в полный рост, - предложил Евтеев.

- Не торопись в «двухсотые», - прошептал Князев. - Сзади нас горы, у душманов есть хорошие снайпера. Да и вокруг может где-то быть их засада. Кто знает, сколько здесь может быть кяризов. Тем более до кишлака того, что западнее, не больше двух километров.
 
- 4 –
 
К штабу полка группы Князева не подпустили метров на двести. Издалека были хорошо видны несколько ГАЗ-66, и небольшая группа людей, снующих перед ними.

- Телевидение приехало. Наше, - доложил часовой. И, взяв на перевес автомат, обернулся к офицеру спиною, ожидая ехавший в их сторону бронетранспортер.

С машины спрыгнул на землю молодой парень. Кто по званию, не определишь, так как на его комбинезоне, как и у всех, нет погон.

- Кто здесь лейтенант Князев? – громко спросил он.

- Я, - двинулся к нему Игорь.

- Я старший лейтенант Федорцов из политотдела полка, - пожал он руку Князеву. - А где ваш пленный? 

- Бахтияр? Так он не пленный, а командир отряда коммандос. Мы его спасли от казни.

- Отлично, это то, что нужно. К командиру полка его срочно нужно доставить. Там телевидение с Союза прилетело, снимать его будет. А вы пока здесь расположитесь, только, чтобы вас не было видно оттуда. Телевизионщики так сказали. А он герой, расскажет, как они воюют. Все, все, товарищ лейтенант, у меня времени с кузькин нос, где он?

Князев подтолкнул вперед Бахтияра, сказав Мансурову, что бы тот все перевел, сказанное офицером, афганскому капитану.

- О, у вас еще и переводчик есть. Его забираю с собою. Все ребята, отдыхайте.

- У вас пожрать что-то есть? – спросил у старшего лейтенанта Евтеев.

- Сейчас, мужики, я мигом. – Солнцев, тащи сюда ящик консервов с кашей. И флягу воды давай. Чего там еще, сухарей, - и, взглянув на Князева, сказал, - пусть твои бойцы помогут флягу стащить из БТРа. Восемьдесят литров в ней. А то у меня механик-водитель после госпиталя, сам понимаешь. Ну, все, мужики, отдыхайте. Где наша кинозвезда, - и подхватив под локоть Бахтияра с Мансуровым, быстро забравшись с ними на броню, поехали в сторону штаба полка.

- Блин, подумать только, что с нами кинозвезда-а была! – засмеялся Евтеев. – Ну, что, товарищ лейтенант, кушать подано! Налетай, - и, взломав несколько досок на ящике, вытащил из него консервную банку, покрытую замасленной бумагой, ножом быстро вскрыл ее и подал лейтенанту.


Рецензии
Нарочно не придумаешь, положил капитан всех своих солдат и стал кинозвездой!
- Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   29.02.2024 17:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.