10-й истребительный авиационный полк 1-го формиров

10-й истребительный авиационный полк (1-го формирования).

(краткая историческая справка)

10-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 25 апреля 1938 года по 1 мая 1938 года на аэродроме Бобруйск по штату 015/806 на базе 17-й, 30-й и 33-й истребительных авиационных эскадрилий.

Нахождение в строю:

С 25 апреля 1938 года по 10 декабря 1941 года.

В составе действующей армии:

С 17 сентября 1939 года по 28 сентября 1939 года (12 дней). Перечень №8.
С 22 июня 1941 года по 16 июля 1941 года (25 дней). Перечень №12.
С 2 августа 1941 года по 21 октября 1941 года (81 день). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 25 апреля 1938 года по 10 декабря 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 25 апреля 1938 года по 26 июля 1938 года – в составе Военно-Воздушных Сил Белорусского Военного Округа.
С 26 июля 1938 года по 26 сентября 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Белорусского Особого Военного Округа.
С 26 сентября 1939 года по 14 ноября 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Белорусского Фронта.
С 14 ноября 1939 года по 11 июля 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил Белорусского Особого Военного Округа.
С 11 июля 1940 года 1940 года по 17 августа 1940 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Особого Военного Округа.
С 17 августа 1940 года по 22 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Прибалтийского Особого Военного Округа.
С 22 июня 1941 года по 26 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Северо-Западного Фронта.
С 17 августа 1941 года по 1 августа 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Московского Округа.
С 2 августа 1941 года по 20 октября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 24-й Армии Резервного Фронта.
С 20 октября 1941 года по 21 октября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Фронта.
С 21 октября 1941 года по 10 декабря 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Приволжского Военного Округа.

В составе дивизий и бригад:

С 25 апреля 1938 года по ? – в составе 56-й истребительной авиационной бригады.
С августа 1940 года по 26 июня 1941 года – в составе 7-й смешанной авиационной дивизии.

Командир полка:

Майор Деревнин Константин Павлович – с 1 мая 1938 года по 30 июня 1941 года.
Капитан Работкин Николай Петрович – с 1 июля 1941 года по 30 сентября 1941 года.
Старший лейтенант Белов Иван Васильевич – с 15 октября 1941 года по 10 декабря 1941 года. Назначен на должность командира 494-го истребительного авиационного полка.

Военный комиссар полка:

Старший батальонный комиссар Опарин Василий Иванович – с начала войны по 10 декабря 1941 года. Назначен на должность военного комиссара 494-го истребительного авиационного полка.

Начальник штаба полка:

Майор Никулин Евгений Александрович – с начала войны по 10 декабря 1941 года. Назначен на должность начальника штаба 494-го истребительного авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Формирование по штату 015/806 на аэродроме Бобруйск – с 25 апреля 1938 года по 1 мая 1938 года.
Освободительный поход в Западную Белоруссию – с 17 сентября 1939 года по 28 сентября 1939 года.
Приграничные сражения – с 22 июня 1941 года по 26 июня 1941 года.
Переформирование по штату 015/134 при 1-й Высшей Школе Штурманов на аэродроме Рязань – с 17 июля 1941 года по 1 августа 1941 года.
Ельнинская операция – с 30 августа 1941 года по 6 сентября 1941 года.
Вяземская операция – с 2 октября 1941 года по 13 октября 1941 года.
Доукомплектование и переучивание на истребитель Як-1 при 8-м запасном авиационном полку на аэродроме Багай-Барановка – с 21 октября 1941 года по 10 декабря 1941 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне
(период с 22 июня 1941 года по 26 июня 1941 года)
Боевых вылетов – 227
Потери лётчиков – 4
Потери самолётов – 44
(период с 1 августа 1941 года по 20 октября 1941 года)
Боевых вылетов – 785
Потери лётчиков – 13
Потери самолётов 24
Сбито самолётов противника - 15
Истребителей – 7
Бомбардировщиков – 8


Потери:

22 июня 1941 года. Лобода Василий Сергеевич. Лейтенант. Командир звена 10-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою в районе Шавли. Сгорел вместе с самолётом.
22 июня 1941 года. Яковлев Георгий Михайлович. Младший лейтенант. Старший лётчик 10-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою юго-восточнее аэродрома Шавли.
23 июня 1941 года. Бадешко Александр Васильевич. Лейтенант. Младший лётчик 10-го истребительного авиационного полка. Погиб при бомбардировке аэродрома самолётами противника. Похоронен на военном кладбище города Рига.
23 июня 1941 года. Лешов Олег Андрианович. Старший сержант. Авиационный моторист 10-го истребительного авиационного полка. Погиб при бомбардировке аэродрома самолётами противника. Похоронен в лесу у аэродрома города Рига.
25 июня 1941 года. Бушма Павел Фёдорович. Капитан. Командир эскадрильи 10-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою в районе Шавли. Представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Представление отозвано.
25 июня 1941 года. Диберт Михаил Романович. Лейтенант. Командир звена 10-го истребительного авиационного полка. Не вернулся при перелёте с аэродрома Шавли на аэродром Рига. Представлен к присвоению звания Герой Советского Союза. Представление отозвано. Жив. Ранен. Вернулся в полк 18 июля 1941 года.
27 июня 1941 года. Серенко Александр Иванович. Капитан. Помощник командира 10-го истребительного авиационного полка. Ранен в автомобильной аварии.
30 июля 1941 года. Иванов Александр Иванович. Лейтенант. Адъютант эскадрильи 10-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Рязань. Похоронен на военном кладбище города Рязань.
9 августа 1941 года. Верзин Александр Фёдорович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 10-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте МиГ-3.
10 августа 1941 года. Кульчицкий Серафим Александрович. Лейтенант. Помощник командира 10-го истребительного авиационного полка. Сбит зенитной артиллерией и истребителями противника на самолёте МиГ-3 в районе Ельни. Похоронен в городском сквере города Ельня, Воинское кладбище №1, плита 31.
11 августа 1941 года. Крылов Пётр Самсонович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 10-го истребительного авиационного полка. Погиб в воздушном бою на самолёте МиГ-3.
15 августа 1941 года. Ртищев Иван Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик 10-го истребительного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте МиГ-3.
18 августа 1941 года. Реук Михаил Данилович. Лейтенант. Лётчик 10-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте МиГ-3. Сгорел вместе с самолётом в городе Брянске.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы полка:

22 июня 1941 года. Волков Виктор Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Шяуляй.
23 июня 1941 года. Белов Иван Васильевич. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Двинск.
23 июня 1941 года. Белов Иван Васильевич. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Двинск.
23 июня 1941 года. Волков Виктор Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Ju.88 в районе Шяуляй.
23 июня 1941 года. Волков Виктор Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе He.111 в районе Шяуляй.
25 июня 1941 года. Волков Виктор Фёдорович. На истребителе МиГ-3 сбил в группе Bf.110 в районе Шяуляй.
9 августа 1941 года. Михайлов Василий Иванович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109(2)
1 сентября 1941 года. Чернов Алексей Степанович. На истребителе МиГ-3 сбил Hsh.126 в районе Леонидово(1)
9 сентября 1941 года. Чернов Алексей Степанович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.87 в районе Ельня(2)
5 октября 1941 года. Завгородний Дмитрий Митрофанович. На истребителе МиГ-3 сбил Ju.87 в районе Юхново(1)
12 октября 1941 года. Чернов Алексей Степанович. На истребителе МиГ-3 сбил Bf.109 в районе Боровск(3)

Награждены орденами СССР:

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

Вооружение:

И-16 – с мая 1938 года по июнь 1941 года.
И-15БиС – с марта 1939 года по 1940 год.
МиГ-3 – с 25 мая 1941 года по октябрь 1941 года.

Дислокация:

Бобруйск
Вильнюс
Шяуляй
Рязань
Спас-Демянск
Багай-Барановка

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

10 декабря 1941 года 10-й истребительный авиационный полк переименован в 494-й истребительный авиационный полк на аэродроме Багай-Барановка.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в составе полка(3)

Блохин Иван Иванович – с начала войны по июль 1941 года.
Бобров Владимир Иванович
Волков Виктор Фёдорович – с начала войны по июль 1941 года.
Седов Григорий Александрович – с октября 1938 года по сентябрь 1940 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку(7)

Блохин Иван Иванович – с начала войны по июль 1941 года. Побед в составе полка нет.
Бобров Владимир Иванович
Боровой Валентин Петрович – с начала войны до октября 1941 года. Побед в составе полка нет.
Волков Виктор Фёдорович – с начала войны по июль 1941 года. 4 групповые победы в составе полка.
Клименко Виталий Иванович – с сентября 1940 года по сентябрь 1941 года. Побед в составе полка нет.
Смоляков Платон Ефимович – с ? по ?. Побед в составе полка нет.
Цикин Илья Алексеевич – с начала войны по 10 декабря 1941 года. Побед в составе полка нет.
Чернов Алексей Степанович – с начала войны по 10 декабря 1941 года. 3 личные победы в составе полка.

Личный состав полка:

Бадешко Александр Васильевич
Балашев Александр Михайлович
Белов Иван Васильевич
Блохин Иван Иванович
Бобров Владимир Иванович
Боровой Валентин Петрович
Бушма Павел Фёдорович
Верзин Александр Фёдорович
Волков Виктор Фёдорович
Гусев Леонид Николаевич
Деревнин Константин Павлович
Диберт Михаил Романович
Завгородний Дмитрий Митрофанович
Иванов Александр Иванович
Клименко Виталий Иванович
Круглов Александр Аркадьевич
Крылов Пётр Самсонович
Кульчицкий Серафим Александрович
Лешов Олег Андрианович
Лобода Василий Сергеевич
Михайлов Василий Иванович
Никулин Евгений Александрович
Опарин Василий Иванович
Петров Василий Михайлович
Работкин Николай Петрович
Реук Михаил Данилович
Ртищев Иван Дмитриевич
Седов Григорий Александрович
Серенко Александр Иванович
Смоляков Платон Ефимович
Терех Василий Иванович
Хорошайло Владимир Фёдорович
Цикин Илья Алексеевич
Чернов Алексей Степанович
Яковлев Георгий Михайлович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 13 мая 2019 года.

Блохин Иван Иванович

Родился 6 июля 1917 года в селе Фомиха (ныне Камешковский район Владимирской области). В 1929 году окончил начальную школу. С 1930 года жил в Москве. Окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал токарем на заводе, одновременно посещал аэроклуб. В 1937 году добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С 22 июня 1941 года лейтенант И. И. Блохин на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в должности командира звена 10-го ИАП, летал на МиГ-3. С августа 1941 года воевал в 163-м ИАП, летая на Як-1. С июня 1942 года - в 239-м ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 181-й Гвардейский ИАП), где летал на Ла-5.
К августу 1943 года штурман 239-го истребительного авиационного полка (235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) майор И. И. Блохин совершил 240 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы не менее 1 самолёта противника (в наградном листе говорится о 11 личных и 10 групповых победах, но это не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1691).
В сентябре 1944 года направлен в 113-й Гвардейский ИАП, но в том же месяце вернулся в 181-й Гвардейский ИАП. С ноября 1944 года воевал в 3-м Гвардейском ИАП, продолжая летать на Ла-5.
К маю 1945 года Гвардии майор И. И. Блохин выполнил 301 боевой вылет, провёл 98 воздушных боёв, в которых сбил 10 самолётов противника лично и ещё 10 в составе группы. Сражался на Западном, Северо-Западном, Калининском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, Воронежском и 4-м Украинском фронтах.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал авиационным полком. 17 октября 1948 года Гвардии подполковник И. И. Блохин погиб в авиационной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина (28.03.1942, 28.09.1943), Красного Знамени (14.08.1942, 11.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.09.1943); медалями.

Бобров Владимир Иванович

Родился 11 июля 1915 года в городе Луганске (областной центр Украины). В 1930 году окончил 10 классов, в 1932 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал бригадиром слесарей на паровозоремонтном заводе. С 19 августа 1934 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 57-й ИАЭ (142-я ИАБР, ВВС Белорусского военного округа).
Участник гражданской войны в Испании с 26 марта по 13 августа 1938 года. Совершил 78 боевых вылетов (боевой налёт 97 часов) на И-16, в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта лично и 13 в группе с другими лётчиками. Награждён орденом Красного Знамени.
После возвращения в СССР капитан В. И. Бобров служил в составе 4-го и 10-го ИАП. В 1941 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий.
С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе 237-го ИАП (ВВС Калининского фронта), летал на Як-1. С февраля по ноябрь 1942 года воевал в 521-м ИАП (командир эскадрильи, командир полка с 6 июня 1942 года), где продолжал летать на Як-1. С 20 октября по 17 ноября 1942 года командовал 21-м Гвардейским ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). С 20 ноября 1942 года по 4 апреля 1943 года был командиром 161-го ИАП (ВВС Северо-Западного фронта). С 4 апреля 1943 года по 22 февраля 1944 года командовал 27-м ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 129-й Гвардейский ИАП), летал на "Аэрокобре". С марта по апрель 1944 года работал в Управлении 190-й ИАД. С мая 1944 года по май 1945 года воевал в составе 104-го Гвардейского ИАП (командир полка с сентября 1944 года), продолжая летать на "Аэрокобре".
19 августа 1944 года за боевые достижения Гвардии подполковник В. И. Бобров представлен к званию Героя Советского Союза, но в силу ряда причин награждён не был. К концу войны совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 23 и в группе 11 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных дивизий при Военно-Воздушной академии. С 30 июля 1960 года Гвардии полковник В. И. Бобров - в запасе. Жил в Москве, затем в Харькове. Умер 28 марта 1970 года. Спустя 20 лет, 20 марта 1991 года удостоен звания Героя Советского Союза, родным были вручены орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" (№ 11645).
Награждён орденами: Ленина (27.04.1942, 20.03.1991), Красного Знамени (22.02.1939, 11.08.1943, 12.05.1945, 05.11.1954), Суворова 3-й степени (18.05.1945), Александра Невского (25.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944), Красной Звезды (15.11.1950, 16.10.1957); медалями и иностранным орденом.

Волков Виктор Фёдорович

Родился 25 января (7 февраля) 1917 года в деревне Самсоново (ныне Даниловский района Ярославской области). Окончил среднюю школу и техникум синтетического каучука. Работал на автозаводе (ныне - Ярославский моторный завод), затем на заводе "Синтетический каучук". С августа 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
С июня 1941 года лейтенант В. Ф. Волков на фронтах Великой Отечественной войны в составе 10-го ИАП, летал на МиГ-3. С июля 1941 года сражался в 163-м ИАП, 14 августа 1941 года ранен в ногу. К весне 1942 года командовал эскадрильей, летал на Як-1. 10 августа 1942 года сбит в воздушном бою в районе Ржева, покинул горящую машину с парашютом. В октябре 1942 года капитан В. Ф. Волков назначен командиром 157-го ИАП; летал на Як-7, Як-9, Як-1 и Як-9.
К марту 1944 года командир 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор В. Ф. Волков совершил 236 боевых вылетов, в 59 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 8 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3047).
С марта 1945 года - в Управлении 234-й ИАД, летал на Як-3. К маю 1945 года подполковник В. Ф. Волков совершил более 250 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв, число воздушных побед не изменилось. Сражался на Западном, Северо-Западном, Калининском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). Летал на реактивных самолётах. Был заместителем командира истребительной авиационной дивизии, заместителем начальника Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1972 году после списания с лётной работы уволился в запас в звании полковника. Жил в Ярославле. Работал в городском Дворце пионеров и школьников, заведовал отделом технического творчества. Умер 21 октября 1998 года, похоронен на Аллее героев Воинского мемориального кладбища.
Награждён орденами: Ленина (22.06.1942, 01.07.1944), Красного Знамени (09.07.1943), Александра Невского (06.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Клименко Виталий Иванович

Родился в 1920 году в слободе Замостье города Суджа (Курская область). С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в частях Прибалтийского военного округа.
С 22 июня 1941 года лейтенант В. И. Клименко на фронтах Великой Отечественной войны. По ноябрь 1941 года воевал в составе 10-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. С 12 марта 1942 года - командир звена в 1-й Гвардейский ИАП. Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7.
К 20 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант В. И. Клименко совершил 335 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 13 и в составе группы 6 самолётов противника. Участвовал в битвах за Ельню, Москву, Воронеж, в прорыве блокады Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курской операции. Трижды ранен.
В сентябре 1943 года направлен командиром эскадрильи в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС КА (в Люберцах), а в 1944 году зачислен слушателем командно-штурманского отделения Военно-Воздушной академии (в Монино). Участник воздушного парада над Москвой в День авиации в 1944 году и Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади.
В 1946 году необоснованно репрессирован по обвинению в антисоветской агитации. В 1955 году полностью реабилитирован. Жил и работал в Москве (муниципальный округ Измайлово). Умер в 2014 году.
Награждён орденами: Красного Знамени (04.09.1942, 08.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); медалями.

Седов Григорий Александрович

Родился 2 (15 января) 1917 года в Баку (ныне Азербайджан). Всё детство жил в Астрахани. В 1936 году поступил в Ленинградский политехнический институт. Учился там до 1937 года, в этом же году окончил Ленинградский аэроклуб.
В РККА с 1938 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. До 1940 года служил в регулярной армии в ВВС. В 1942 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.
С 1942 года — помощник ведущего инженера ГК НИИ ВВС СССР. С 1943 года — лётчик-испытатель и ведущий инженер этого института. Проводил государственные испытания ряда реактивных истребителей: Як-15, Як-23, Як-30. Участник испытаний истребителей МиГ-9 и МиГ-15.
В 1950 году назначен на должность старшего лётчика-испытателя ОКБ Микояна.
В 1952 году Седову на опытном самолёте И-360 удалось первому в стране в горизонтальном полёте достигнуть скорости звука. Проводил испытания самолётов: МиГ-19, Е-4, Миг-17 (с модификациями), Миг-21, ряда опытных образцов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, полковнику Седову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1958 году стал заместителем главного конструктора ОКБ Микояна по лётным испытаниям.
В 1970 — 1998 годах был главным конструктором ОКБ Микояна, на этом посту руководил разработкой сверхзвуковых самолётов МиГ-23, МиГ-27.
В 1977 году Седов ушёл в запас в звании генерал-майора.
Жил в Москве. Работал советником Генерального конструктора ОКБ Микояна.
Умер 10 апреля 2014 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.


Рецензии