Американская литература конца 19 века начала 20 ве

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Американская литература этого периода была сложна и многообразна.
«Литература красной крови» - теоретиком этого направления выступил будущий президент США Т. Рузвельт. В эти годы была широко распространена апологетическая в своей основе литература, которая проповедовала миф об избранности американской нации. Эта литература бизнеса и преуспевания стала называться «деловой повестью». В реалистическом направлении  работали в 70-90 гг. У.Уитмен и Г. Бичер-Стоу. Хорошо известен в литературном мире был Фрэнсис Брет Гарт (1836-1902), автор знаменитых калифорнийских рассказов. Он представлял «литературу местного колорита».
Из калифорнийских рассказов Гарта:
«…Калифорния — воистину благословенный уголок земли. Горная цепь Сьерра-Невады на востоке защищает ее от суровых континентальных ветров. С запада ее омывают воды Тихого океана. Здесь множество плодородных долин, мягкий и очень теплый климат. Не случайно американская кинопромышленность обосновалась в Голливуде близ Лос-Анджелеса. В те отдаленные времена кино не располагало еще мощными осветительными средствами, съемки велись на натуре, и хорошая погода была решающим фактором. Голливуд привлекал тем, что можно было рассчитывать на 300 солнечных дней в году. Тихоокеанское побережье Калифорнии было изрезано глубокими бухтами и заливами, удобными для стоянки судов. Казалось, что сама судьба определила Калифорнии быть краем сельскохозяйственным, рыболовецким и торговым…»

Реалистические тенденции обнаруживаются у Уильяма Дина Хоуэллса (1837-1920). Он вошел в историю американской литературы, как глава «нежного» реализма.
В конце 19 века  в литературе США  были сильны позиции натурализма. В их числе – Фрэнк Норрис (1870-1902), прозванный «американским Золя». Его монументальная эпопея «Трилогия пшеницы» воссоздает картину борьбы американских фермеров за выживание. Другой писатель – Стивен Крейн (1871-1900) в романе «Мэгги, девушка с улицы» показал  жизнь большого города.
Из романа С. Крейна «Мэгги, девушка с улицы»:
«…Из окна жилого дома, торчавшего среди приземистых, заброшенных конюшен, высунулась женщина — поглазеть. На речной пристани рабочие, разгружавшие баржу приостановились, чтобы посмотреть на драку. Механик неподвижного буксирного судна, лениво навалившись на перила, наблюдал за дерущимися. Вдалеке, на острове, из тени серого мрачного здания желтым червяком поползла вдоль берега колонна заключенных…»
Видное место в истории американской новеллистки принадлежит писателю О. Генри (Уильям Сидней Портер, 1862-1910). Он был большим мастером короткого рассказа, автор 273 новелл и романа «Короли и капуста». Из романа О. Генри «Короли и капуста»:
«…Колоду, на которой начертано имя президента Мирафлореса, ежедневно трут песком и корою мыльного дерева. Старик метис преданно ухаживает за этой могилой со всею тщательностью прирожденного лодыря. Широким испанским ножом он выпалывает сорные растения и пышную, сочную траву. Своими загрубелыми пальцами он выковыривает муравьев, скорпионов, жуков; ежедневно он ходит за водою на площадь к городскому фонтану, чтобы окропить дерн на могиле. Нигде во всем городе ни за одной могилой не ухаживают так, как за этой…»
Группа писателей под названием «разгребатели грязи» - Линкольн  Стеффенс (1866-1936), Эптон Синклер (1878-1969); они разоблачали пороки политических деятелей и промышленных магнатов.
Из романа Э. Синклера «Автомобильный король»:
«…Эбнер, рассказывая матери о "коляске без лошади", не вдавался в подробности: слово "взрыв" повергло бы ее в панику. После ужина он выбегал на улицу поиграть с ребятишками, и если, вместо того чтобы гоняться за кошками и дергать девчонок за косы, они слушали объяснения об устройстве двигателей внутреннего сгорания, что в этом было плохого? Не в каждом квартале бывает такое, и кое-кто из мальчишек хвастал этим, и нередко вопрос о том, можно или нельзя сделать коляску, которая двигалась бы сама по себе, решался кулачным боем…»


Рецензии