Сказка бабушки Агафьи. Глава 4. Кащей и Даждьбог

Прошло немного - немало времени, а в Небесной Сварге снова пир да веселье. Это небожители празднуют свадьбу Тарха Даждьбога и Марены Свараговны. Правда в этот раз нет никого из Нави, да и гости далеко не все испытывают радость. Печальна Жива. Её красные, припухшие глаза красноречиво говорят о прошедшей, бессонной ночи. Дело в том, что она уже давно любит Тарха, да только тот в ней видит всего лишь друга. Невеста тоже невесела. Казалось, что Марена чего-то ждёт. Она от нетерпения ёрзала на месте, с беспокойством поглядывая в окно. Вдруг на мгновение её лицо озарилось радостью, но тут же подавив в себе это чувство и приняв выражение полного равнодушия, встала не спеша из-за стола, и незаметно для всех вышла из пиршественного зала.

  Когда пир подошёл к самому торжественному моменту - обнаружилось исчезновение Марены. Все кинулись её искать, но никто не видел: как она ушла и куда отправилась. После долгих и бесполезных поисков нашли Огненного Волхва, сладко спящего под Священным Дубом. Стражника Ирийского Сада с трудом удалось разбудить.
  - Не понимаю, как я мог уснуть? – удивлялся он.
  Сварог достаточно хорошо знал Огненного Волхва, и он знал, что тот никогда не уснет во время службы.
  - Здесь что-то не так. Ты ничего не заметил странного? Попытайся вспомнить, что произошло с тобой, перед тем как уснуть.
  Стражник ничего не помнил. Любая попытка что-либо вспомнить причиняла сильную головную боль. Расстроенная Леля не знала чем помочь своему возлюбленному.
  - Леля, найди Велеса, – обратился к ней Сварог. - Если кто и сможет ему сейчас помочь, так только Велес.
  Спустя некоторое время, Велес уже хлопотал над Огненным Волхвом. Ему удалось снять головную боль и вернуть память пострадавшему. Теперь Волхв мог всем поведать события последних часов.
  - Я стоял у входа в Ирийский Сад, когда влетел Крылатый Змей, искусно минуя все ловушки и препятствия. Переполненный чувством справедливого гнева, я поспешил к незваному гостю, чтобы выдворить его из Сада. Но тут я увидел такое, о чём язык даже не хочет рассказывать. Навстречу Змею выбежала радостная Марена и кинулась пылко его обнимать. Странная парочка меня заметила лишь тогда, когда я подошёл к ним совсем близко. Чёрный Змей посмотрел на меня своими жёлтыми глазищами, отчего потемнело в глазах, а в  голове появился невыносимый звук. Больше ничего не помню.
  - И на том спасибо. Ты пролил свет на эту темную историю, - сказал Сварог.
  Даждьбог не выдержал.
  - Может быть, мне кто-нибудь объяснит, что всё это значит? Кто такой Чёрный Змей и что произошло с Мареной?
  Сварог положил руку на плечо Даждьбога.
  - Смирись, сын мой! Крылатым Чёрным Змеем был Кащей. Он любит принимать этот образ, напоминая всем - кем был его дед. Но не это главное. Суть в том, что Марена добровольно согласилась с ним бежать. Это означает только одно – они любят друг друга. Не стоит их преследовать.
  Даждьбог скинул руку Сварога со своего плеча и пылко возразил ему:
  - Не бывать этому! Марена никогда не станет супругой Кощея!
  Неожиданно Велес поддержал его.
  - Ты прав. Этого Кащея нужно проучить. Ему всегда всё сходит с рук. Бери моего коня Кологрива и поспеши за ними.
  Тут Велес пронзительно свистнул. В ответ послышалось громкое ржание лошади. Следом, с шумом разрезая могучими крыльями воздух, на землю спустился чёрный конь, густая  грива которого тянулась за ним широким чёрным шлейфом. Велес подошёл к Кологриву и стал с любовью поглаживать шею, говоря при этом:
  - Гой ты конь мой добрый и быстрый. Послужи ты Даждьбогу верой и правдой, как мне служил долгие годы. Сослужи ты Даждьбогу верную службу, да возвращайся ко мне обратно. Я же буду всё это время скучать по своему верному другу и помощнику.
  Кологрив прощаясь, положил голову на плечо Велеса. Затем подошёл к Даждьбогу и стал бить серебряным копытом по земле, словно предлагая скорее отправляться в путь. Сел Даждьбог на коня Кологрива. Расправил чёрный конь крылья и взмыл высоко вверх, после чего исчез вместе с всадником на глазах у всех, будто растворился в воздухе – настолько быстр он был.
 
  Даждьбог не знал, в какую сторону следует ехать, поэтому полностью положился на выбор коня Кологрива, который сразу же устремился на север. Под его копытами, с бешеной скоростью, проносились горы и леса, реки и озёра, деревни и города. Поэтому погоня заняла мало времени, и очень скоро Даждьбог настиг беглецов. Они остановились отдохнуть  на опушке леса под высокой сосной. Кащей, принявший свой истинный облик, лежал на траве, а его голова покоилась на коленях сидящей Марены. Юная богиня с лучезарной улыбкой перебирала чёрные кудри Кащея, а тот, закрыв глаза, казалось, что дремал. И вдруг чёрный крылатый конь с разгневанным всадником нарушили царящий вокруг покой. Приземлившись на опушку, конь ударил копытом по земле и она содрогнулась. Птицы с шумом покинули свои насиженные места, а звери в страхе бежали прочь. Кащей с Мареной поднялись, поджидая всадника, который спешившись, спешно пошёл к ним. Подойдя поближе, Даждьбог с яростью в голосе, обратился к Кащею:
                Выходи Кащей
                Ты на бой со мной!
                И возьми скорей
                Меч булатный свой.
                Пусть мечи нас рассудят –
                Кто был прав, а кто нет;
                Кто Марену заслужит,
                А кто с честью уйдёт.
  Однако Кащей и не думал сражаться с Даждьбогом. Зная, что ему никогда не победить искусного и опытного бойца в честном бою, Кащей решил образумить разгневанного соперника речами.
  - Извини, Даждьбог. В этом деле не мечи должны решать, а сердце. Марена выбрала меня. Мы любим друг друга. И я не могу доверить наше счастье воле слепого везения.
  Даждьбог вспылил.
  - Я не верю тебе. Ты помутил разум Марене. Ты заставил её сделать такой выбор. Бери меч и сражайся со мной в честном бою.
  Марена пыталась вставить хоть словечко, но Даждьбог не хотел её слушать. Тогда Кащей решил пойти на крайние меры. Он поднял с земли камень и бросил его под ноги разгневанному сопернику. Даждьбог глянул на камень и опешил. От него по земле в разные стороны побежали маленькие трещинки, похожие на змейки.  Даждьбог попытался покинуть это место, но было уже поздно. В мгновение ока трещинки превратились в глубокие разломы, а затем разверзлась огромная пропасть, ведущая в само Пекло, которая и поглотила незадачливого соперника. Раскинув руки, он полетел камнем вниз. За доли секунды Даждьбог успел попрощаться со всем, что было ему так дорого. Казалось, что вся недолгая жизнь пронеслась перед глазами. И вот, когда ждать было нечего и, конец представлялся неизбежным, вдруг что-то мягкое опутало его всего, словно в кокон. Падение стало замедляться, а потом и вовсе он начал стремительно подниматься вверх. Тарх открыл глаза и увидел Кологрива. Опутав бога шёлковой гривой, конь с немыслимой скоростью летел ввысь. Слёзы благодарности выступили на глазах Тарха. Однако это был ещё не конец. Стены разлома пришли в движение и стали быстро сдвигаться, не желая выпускать свою жертву. Но разве такое могло остановить коня бога, управляющего временем. Кологрив поднажал и вылетел стрелою из пропасти, опередив окончательный сдвиг на доли секунды. С грохотом земля сошлась – ловушка захлопнулась, а на поверхности не осталось даже следов от недавних событий. В природе всё пошло своим чередом.
 
  Вместо того чтобы отдохнуть и всё хорошо взвесить, Даждьбог снова бросился в погоню.  Он был зол на Кащея, но в душе понимал, почему тот решился пойти на такие крайние действия. Кащей как Чернобог ради достижения своей цели никогда не церемонился в выборе средств. А во имя своей любви он готов на всё. Даждьбог конечно хотел поквитаться с Кащеем, но теперь все мысли занимала одна лишь Марена. Внутри всё кипело. Как могла девушка, стоявшая у алтаря, готовая принести клятву вечной любви, так сильно измениться за несколько часов? Она не только выказывает свою любовь Кащею, но и с улыбкой на устах наблюдает за гибелью своего несостоявшегося супруга. Даждьбогу хотелось верить, что Марена околдована Кащеем, но ещё больше хотелось заглянуть ей в глаза и услышать объяснения.

  Как не быстр был Кащей в образе Чёрного Змея, конь Кологрив был всё же намного быстрее и очень скоро догнал беглецов.
  - Кащей остановись! – кричал Тарх. - Дай мне возможность поговорить с Мареной!
  Но никто не собирался с ним разговаривать. Змей неожиданно резко развернулся, открыл свою зловонную пасть и полыхнул пламенем по преследователям. Конь с всадником успели увернуться от огня, но не от искр. Хватило мгновения на то, чтобы они превратились в камень. Со свистом разрезая воздух, каменное изваяние устремилось вниз, к земле. Неизвестно чем бы это закончилось, если бы не Перун, вовремя подоспевший на помощь. Как только Тарх кинулся в погоню за беглецами, Перун, чувствуя нависшую угрозу над сыном, сразу же, без промедления последовал за ним. Конечно, у него не было такого быстрого коня как Кологрив, однако отставание было незначительным. Только это обстоятельство спасло жизнь Тарху и коню. Перун смог замедлить их падение, а потом и вовсе при помощи молнии вернуть им прежний облик. Удивление Даждьбога было велико, когда очнувшись, увидел перед собой Перуна. Пришлось отцу вкратце рассказать сыну всё то, что произошло с ним по воле Кащея. В конце Перун добавил:
  - Послушай Тарх, отпусти Марену и Кащея с миром.
  Для Даждьбога это стало полной неожиданностью. Увидев немой вопрос в глазах сына, Перун попытался объяснить свои слова.
  - Во-первых, Марена непросто так убежала с Кащеем. Она его любит. Если честно, это я их разлучил. Хотел как лучше, а вышло только хуже. Во-вторых, Кащей -бессмертен. Кащей и Смерть – это одно и то же лицо. Его победить невозможно. Конечно, более сильный бог, чем ты, сможет заставить Чернобога сдать свои позиции и бежать. Но тебе такое пока ещё не по силам. Кащей столько много прожил лет, что тебе и не снилось. Он никогда не пойдёт на честный поединок, а предпочтёт использовать различные уловки, применит хитрость и магию. И поверь, магией он владеет безукоризненно. Для нас небожителей такие грязные приёмы борьбы неприемлемы, ведь это марает честь. А для жителей Пекельного Царства моральных устоев не существует. Для них в борьбе все средства хороши. Поэтому мы испокон веков враждуем друг с другом. Вот почему я прошу тебя вернуться со мной обратно и бросить это бессмысленное преследование.
  - Спасибо тебе за всё: за то, что помогаешь мне; за то, что стараешься облегчить мою жизнь, сделать её лучше. Но теперь я должен сам довести начатое дело до конца. Без Марены мне не жить. Пойду за ней, даже если придётся для этого спуститься в Пекельное Царство. Если сейчас отступлю, то перестану себя уважать.
  Перун тягостно вздохнул.
  - Раз ты так решил, значит остановить тебя уже не смогу. Будь осторожен.
  Отец с сыном обнялись. Затем Тарх вскочил на коня и, не оборачиваясь, помчался прочь от Перуна, навстречу своей судьбе. А Перун ещё долго стоял, печально глядя ему вслед.

  В третий раз Даждьбог пустился в погоню. Теперь уже беглецов он настиг у подножия высоких гор. Расположившись на камнях, Кащей с Мареной о чём-то оживлённо беседовали. И вновь Даждьбог нарушил их покой своим появлением. На удивлённых лицах не было следов раскаяния или сожаления, лишь одно раздражение. Однако преследователь был непреклонен.
  - Марена, нам нужно поговорить.
Богиня нехотя поднялась с валуна. Кащей хотел её остановить, но та только отмахнулась от него.
  - Нет, не нужно меня защищать. Я вполне справлюсь сама.
  Марена молча прошла мимо Даждьбога и, не останавливаясь, пошла дальше. Тарх последовал за ней. Так они отошли на приличное расстояние от Кащея. И тогда Марена заговорила. Каждое её слово, словно ножом Тарху резало сердце.
  - Помнишь пир в честь меня и Кащея. На том пиру я ради забавы, наслала на тебя чары любви. К сожалению, они оказались так сильны, что снять их ни я, ни кто-либо другой уже не смог. Перун, узнав об этом, заставил меня стать твоей супругой. Порой он бывает очень убедительным. Однако против сердца не пойдёшь. Я так и не смогла предстать перед Ладой, ведь ты мне безразличен. Кащей же для меня всё: это воздух, которым я дышу; это солнце, которое меня греет. Он - земля, по которой я хожу. Мы с ним очень похожи – словно две половинки одного целого. И тебе просто нет места в нашей жизни. Прости, но ты должен оставить нас.
  Даждьбог прислонился спиной к скале и глухо, надломлено сказал:
  - Я убью Кащея, и ты снова будешь моей.
  У Марены глаза потемнели от гнева.
  - Этому не бывать! – выкрикнула она.
  И тут из скал появились толстые цепи. Они обвили руки и ноги Даждьбога, лишив возможности двигаться. Вначале он ещё пытался вырваться. Но после того как цепи сильнее натянулись, причинив сильную боль, Даждьбог прекратил все попытки освободиться. На глазах выступили слёзы бессилия и ярости.
  - Когда-нибудь я освобожусь. И тогда вы оба  будете сожалеть о том, что сделали.
  - Если бы мы хотели тебя убить – ты был бы уже давно мёртв. Для Кащея ты всего лишь обиженный ребёнок, которого лишили любимой игрушки. Я не сомневаюсь в том, что ты здесь не простоишь долго, и к тебе кто-нибудь придет на помощь. Но пока этого не случилось - у тебя будет время подумать.
   - О чём же это я, по-твоему, должен подумать? – с гневом крикнул Даждьбог вслед удаляющейся Марене.
  Марена обернулась и сказала:
  - О том, что ты муки терпишь напрасно. Твоя любовь – это всего лишь болезнь, вызванная чарами. Найди того кто поможет разрушить эти чары.
  Даждьбог наблюдал, как Марена с Кащеем удаляются, и плакал от бессилия. Ненависть к Кащею росла с каждой минутой. С такой же скоростью убывали силы. Вскоре он и вовсе повис на цепях. С этого времени Даждьбог то приходил в сознание, то снова впадал в забытье. Казалось, что время остановилось. В полуобморочном состоянии, словно в тумане, он видел, как Кологрив привез Живу, как та медленно и осторожно освободила его от цепей. Оказавшись без поддержки - ноги подкосились, и Даждьбог упал, свет померк в его глазах.   


Рецензии
Здравствуйте,Алена.
Вот такое случилось.
И никто этому не рад ни Тарх,ни Кощей,ни Марена.
Надо ж было Марене ради заьывы приворожить Тарха,а теперь и сама не рада,но открутиться ,уйти отТарха уже не может.
Как говорится:"Не рой яму другому,а то сам в неё прпадешь".
Жалко Тарха.
Всего доброго,Алёна,

Алла Гиркая   31.08.2020 02:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Аллочка! Да, Тарха очень жалко. Но ему было суждено всё это пройти.
Очень Вам рада! С уважением и теплом,

Алёна Кузьминых   02.09.2020 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.