Как я стал антисоветчиком
С момента постройки семьи разрастались, квартиры постепенно превращались из двухкомнатных в трёх- и даже, как вот у меня теперь, четырёхкомнатные, отжимая территорию у приусадебных соток. Мои сотки отнеслись к этому с пониманием, так как я ими всё равно не занимался, если не считать серпантина садовых дорожек из самодельной плитки: земля, конечно же, кормилица, это бесспорно, но мне бы чего поглубже.
Двор мой расположен на углу улочки и проулочка, ведущего в большой посёлок частной застройки, чуть ниже него по улице - стройуправление, ещё ниже - горбольница и через её двор - проход к конечной на то время остановке троллейбуса. Недостатка в пешеходах никогда не испытывалось. Сейчас и автотранспорт нас отнюдь не забывает, но - не магистраль, конечно - пробок ни разу не видел.
Летом 1986 года я вырыл котлован и залил фундамент, а весной 1987 начал выгонять стены. Это были мои первые и практически последние стены в той части жизни, которая уже позади. Нет, каменщиком я два года отбатрачил, но - каменщиком-огнеупорщиком на горячих работах, а это совсем другое. Разнятся примерно как ручки - шариковая и дверная. Может, чуть больше.
Началу возведения стен предшествовала целая эпопея. В те времена человеку не крученому, "тяг", "конов", "волосатых рук" и спящих агентов в структурах власти и остальной бюрократии не имевшему, стройматериалы было достать нелегко. Металлургический завод под боком, в трёхстах метрах, граншлака полно, цех шлакоблочный был. Казалось бы: гуляй - не хочу! Я-то хотел, но "не всё так однозначно" было, как в моих радужных мечтах. Производственные мощности цеха были невелики, работники завода выстраивались за его продукцией в очередь. Хорошо, не живую с номерками на ладонях: срок стоянки переваливал за год. Сам я к тому времени уже три с половиной года, как не был работником завода, соседей, предлагавших в этом деле свою бесплатную помощь, имел, но мысли о сроках меня тяготили. Надо было здесь и сейчас. Кровь из носа.
Случайно узнал, что в районе одной из шахт какая-то шарашкина контора тоже делает шлакоблоки, продаёт на 13 копеек за штуку дороже (заводские шли по 44 копейки), зато без очереди, хоть и под заказ. Срок исполнения заказа - в зависимости от объёма, в моём случае он составлял две недели, кажется. Не помню, но буду в описании ситуации ориентироваться на этот срок.
За две недели до начала отпуска, длинного, около двух месяцев, а когда и больше, как у всех, кому к календарным дням в него добавляются кроме праздничных ещё и "силикозные", я поехал в ту шарагу, сделал и оплатил заказ. Надеясь за отпуск выгнать хотя бы стены.
И тут началось... Как обычно у меня бывало, по независящим от меня причинам всё пошло кувырком: то парильные камеры у них сломались, то рука у крановщика, то начальник запил. А в итоге поломались все мои планы. За два дня до окончания отпуска я его таки получил. Привезли... самосвалом, выгрузили под двором насыпью, достаточно ощутимая их часть сразу же стала "половинками" и "двухтретинками", а то и просто горкой мусора без каких-либо моих усилий. Шлакоблок был толком не пропаренным, синим, хрупким, то и дело разваливался в руках. Больно на него смотреть было. Слеза накатывала. Но я держался. Это было ещё не всё. И даже не самое страшное... Остальное я узнал чуть позже, когда начал строить.
Чтобы вы имели представление. Человек впервые в жизни занялся шлакоблочной кладкой. В одиночку. Ещё и раствор размешивал вручную, в корыте. А шлакоблок, мало того, что со сквозными отверстиями, так ещё и разноразмерный, и не прямоугольный по всем трём осям координат и во всех имевшихся плоскостях. Вы только не думайте, что размеры колебались в миллиметрах. Такого я бы и не заметил. Где они нарыли такие формы, мне неведомо, но открытие меня не возрадовало. Из инструмента - кирочка, кельма и отвес. Наверняка был и уровень, только я что-то этого не припоминаю. Да он бы мне в сложившихся обстоятельствах и не пригодился. Из-за сильного порывистого ветра отвес я вскоре тоже отбросил подальше, чтобы не порвать в клочья нервы, которые, как утверждали злые языки, не восстанавливаются. Делал на глаз. Который оказался кривым. Я даже представить себе не мог, насколько.
И вот леплю я, значит, стены как умею и из чего попало, а мимо по улице и проулку люди ходят. То знакомые ходят, то незнакомые. Комнату-то пристраивал тоже на углу. Только дома - там было подходящее место. До улицы - десять метров от одной стены, до проулка - три от ей условно перпендикулярной. Ни разу не спрячешься. Даже в тумане. А его и не было.
Женщины проходили молча, им простительно: они в этом ничего не понимают и под руку только своим мужьям рискуют чего-то там ляпать. Мужчины, те конструктивнее, ответственнее и возможностью дать дельный совет не пренебрегали. И давали их, не жалея. Львиная доля времени, отведённого на ежедневное строительство, съедалась выслушиванием советов. Иногда, хоть и не часто, даже дельных. А его, времени, и без того мало: уже вышел на работу, которая вместе с дорогой отнимала почти двенадцать часов в сутки. Один раз позволил себе в сердцах отвернуться от незнакомого советчика, так как послать его подальше разница в возрасте не в мою пользу не разрешала. И наслушался в спину бранных слов за неуважение к старшим. Заодно и печальных пророчеств о судьбе стройки как таковой и будущей жилплощади. Спина чуть не воспламенилась - так я рдел от стыда, но делать в соответствии с советами старикана было некогда.
Совру, если скажу, что стены получились неровными. Это будет им комплимент, притом незаслуженный. Они вышли ужасно неровными, если уж дал себе слово здесь не выражаться. Из-за сквозных отверстий выравнивать ряды разнокалиберных шлакоблоков раствором не представлялось возможным и приходилось подкладывать камушки и камни, закрывая глаза на щели шириной со спичечный коробок и моля высшие силы, чтобы всё это не рухнуло от смеха. С вертикалью были не меньшие проблемы, и взявший на себя всю вину мой кривой глаз просто не хотел со мной спорить. Если бы блоки были только разных размеров - ещё полбеды: лишнее или недостающее загонял бы вовнутрь кладки. Но они же ещё и были не прямоугольные, разномастные по абсолютно всем своим рёбрам настолько, что отвесу там делать было нечего от слова совсем! Тем более, в паре с моим кривым глазом.
Вдоволь намучившись и с кладкой, и, особенно, с выслушиванием советов, сыпавшихся как из рога изобилия, я в конце концов окончил возведение этих чёртовых стен. Поглядел на них со стороны непредвзятым глазом... и решил оштукатурить. Иначе - никак. Штукатуром я тоже был неопытным, так как до этого поверхности более одного квадрата заляпывать не приходилось. Плюс ещё и времени на процесс работа, приносившая денежку, оставляла крайне мало.
Сходил на растворный узел и договорился о ЗиЛе цементного раствора. Но - сухого. Ибо готовый я не успею выработать и он схватится в куче, не решив моей проблемы, но добавив уйму хлопот. Как-то: раздолбать ломом, куда-то вынести, купить новый и, если повезёт, всё-таки выравнять стены штукатуркой. Привезли, накрыл полиэтиленом и призвал всё те же высшие силы не строить мне козни в виде дождя. Силы-то, надо отметить, не подкачали, хоть им это и не свойственно. Подкачал поставщик. То ли цемент ветром выдуло из кузова ЗиЛа во время транспортировки, то ли его забыли туда насыпать, но факт остаётся фактом: начал я его приляпывать, как видел в кино, сверху, под крышей. Я его приляпываю - а он не приляпывается. И правильно делает: где это видано, чтобы чистый, практически не разбавленный цементом песок держался на вертикальных стенках более нескольких секунд?
Делать нечего, купил и привёз цемент в мешках. Опять корыто, лопата и всякие ругательные слова. Опять спешка, нервы и... советы. Из всех ежедневно ходивших мимо двора один мужик был точно профессиональным строителем с большим стажем. Но дефилировал всегда молча. Кроме одного раза. Однажды, дождавшись, когда я почти полностью окончу штукатурные работы, он заговорил:
- Зря ты штукатуришь. У шлакоблока ещё не полностью завершился процесс цементации, он у тебя ещё синий был. Теперь на прочность стен можешь не надеяться.
Каково, а? Лето ходил мимо, подглядывал и сопел в две дырки беззвучно, как сомик в аквариуме. А когда я закончил, наворотив гору чёрт те каких косяков, от которых даже самому спалось плохо, потому что сны кошмарные снились, он тут как тут со своим советом... Мои возражения и их аргументация, мол, где же вы раньше-то были, его не переубедили. Ушёл насупленный. За ста граммами и тарелкой борща дома, наверное, ещё и ругал меня.
Вряд ли я был большим любителем давать непрошенные бесплатные советы всюду, где попало, но небольшим, может, и был. Однако с той поры - как бабка пошептала. Отрезало. Антисоветчиком стал. Принципиальным.
24.02.2019
Свидетельство о публикации №219051100912