Эксперимент

Осознание пришло внезапно. Правда, случилось это спустя много лет. Два события. Одно, курьёзное, по сути, и другое – остановившее меня от повторения подобных экспериментов, наверно, навсегда.

Всю жизнь я стремился объять необъятное, заглянуть вглубь самого себя, испытать какие-то недоступные в обыденной жизни ощущения…

Вот и тогда. Первый курс университета. Какие-то предметы нравились, какие-то казались неинтересными, может быть, из-за формы подачи их преподавателями. В общем, всё как всегда и у всех. Были и любимые преподаватели, например, ведущая семинары по экономической теории Анна Викторовна, которую «за глаза» студенты называли между собой просто Анечка.

Случилось всё именно на семинаре у Анечки, не пойти на который мы с другом просто не могли, как вы понимаете. Надо сказать, что к этому семинару мы оба были готовы «не очень», почему и место в аудитории выбрали не как обычно – почти перед преподавателем, а на галёрке, за спинами других студентов. Тема занятия была не очень интересная, поэтому мы просто слушали Анечку и попутно занимались своими делами.

Поглядеть на мир чужими глазами. Я хотел попробовать это уже давно. Настраивался, готовился к такой попытке. Но откладывал всё до какого-то удобного случая.

Сидя на последнем ряду с первоначальной мыслью поменьше попадаться на глаза Анечке, я, ориентируясь по голосу, представлял, как она двигается там, у доски, садится за стол, опять встаёт, жестикулирует… В какой-то момент мне захотелось выбрать для наблюдения какую-то определённую точку, как будто посмотреть чьим-то взглядом. Я оглядел затылки впередисидящих, остановился на ком-то, сосредоточился…

Дальше всё произошло очень быстро и совершенно непонятно. Я помню, что видел перед собой затылок, хотя и не смог бы – ни сразу после случившегося, ни сейчас – сказать чей, помню странное ощущение втягивания куда-то через плотную массу чего-то очень тёмного, с вкраплениями алых пятен… и перед глазами, совсем рядом, появилась Анечка… Я смотрел на неё чужими глазами!

А спустя, наверное, мгновение, или чуть больше, появилось чувство «вытягивания» из себя, из своего тела, которое всё усиливалось. Возник страх разорвать невидимую связь…  Даже не так, возник УЖАС, усиленный паникой. Не понимая, что происходит и как это остановить, я сделал рывок. И всё закончилось. Закончилось так же внезапно, как и началось. То, что со мной произошло, возможно, никто и не заметил…

Семинар продолжался. Голос преподавателя звучал. А первое, что я сумел осознать, было обращение Анечки к моему другу: - «А на этот вопрос нам ответит…». Друг, мысленно произнеся что-то нечитаемое, изменил выражение лица на умильно-сконфуженное, признался в неготовности назвать необходимую фамилию и опустился на своё место.

А дальше я – буквально всем телом – ощутил (быть может, этому способствовало моё напряжённое  состояние), как Анечка оглядывает аудиторию. В поисках… меня, конечно. Потом она чуть приподнялась на цыпочки, заглядывая через головы студентов на галёрку, и произнесла так обрадовавшее моего друга: - «Тогда на этот вопрос нам ответит…»! Лицо друга, его беззвучный смех и наставленный на меня указательный палец я помню до сих пор, как будто всё произошло совсем недавно.

Ещё толком не придя в себя после посещения чужой головы, я поднялся, готовясь уже произнести слова раскаяния, и вдруг почувствовал где-то на грани сознания толчок чьей-то мысли – ответ на поставленный вопрос, который – почти автоматически – и озвучил. Ответ оказался правильным.

Описать реакцию друга, наверное, было бы очень сложно – бурная смесь растерянности, удивления и восторга: - «Ты же не знаешь!». Я не спорил. Но и рассказать, откуда я получил ответ, не получалось – внутри появилось ощущение «порога», которое не исчезало до настоящего дня, разделив описанные события на две части… заставив забыть, что случилось всё это именно в один день, в один час, на одном замечательном, конечно же, семинаре по экономической теории.


Рецензии