Есть ли ты, Европа?

Сейчас будет обидное для кого-то. Но, собственно, обычно, если что-то говоришь, это кого-то обижает.
Речь про стремление в Европу и соответствие высоким европейским ценностям.
Что такое "Европа"? Не как географическое понятие, а как понятие-цель: куда стремятся очень сильно некоторые государства. Это сложный вопрос. Ответить на него сходу получится не у многих, и, скорее всего, мнение будет у каждого свое.
Можно предположить, обобщив, что под "Европой" понимается некое идиллическое мироустройство, при котором желающим туда попасть станет хорошо или, по крайней мере, лучше.
Но тут необходимо учитывать некоторые нюансы.
Первое. В "европе" отношение к разным странам и людям разное. Своих любят больше, чем не своих.
Второе. Европейская толерантность спорна. Неизвестно, хорошо это или плохо для общества, государства и отдельно взятой личности. Средней обобщенной личности, а не конкретной. Для конкретной, можно представить, что ответ также будет разниться, в зависимости от этой личности. Например, люди, живущие в центре Лондона и вынужденные мириться с шумом спортивных машин, которые появились вместе с богатыми мигрантами, будут иметь мнение, скорее всего, отличное от мнения этих самых мигрантов. И так далее.
"Европа" может быть вкусной конфетой, которой приманивают наивных попрошаек. Не факт, что она (тот ее образ, который создан и сформирован для этих попрошаек) вообще существует. Каждый должен задавать сам себе этот вопрос.
Третье. Зачем?
В капиталистическом мире все или почти все имеет некие материальные объяснения. Соответственно, если представитель капиталистического мира имеет целью сделать какое-то "добро", необходимо подумать о том, а что он хочет с этого получить. Может быть, ничего плохого там и нет, но, чтобы убедиться, необходимо задать вопрос и держать ухо востро.
Также помимо этих нюансов необходимо задуматься над вопросом о том, почему в "европе" такие разные ценности. Например, в Швейцарии пять официальных языков. Италошвейцарцы составляют всего 10 % населения, но имеют свой официальный язык. В Прибалтике и Украине (последняя не европа понятийно, но очень туда стремится; во всяком случае в официальной риторике) происходит государственное гонение русского языка при том, что большинство граждан этих стран на этом языке говорит, а многие считают его родным (по официальным данным на Украине русских 17,3 %). В Латвии по состоянию на 2011 год зарегистрировано 27 % русских граждан и при этом официальным языком русский не является. Более того, происходит искоренение языка, непризнание граждан СССР гражданами прибалтийских стран. В Литве по данным официальной переписки на 2011 год проживает почти 6 % русских. В Эстонии русские составляют 25 %. И так далее.
Давайте представим, что бы было со Швейцарией, если бы в ней оставили только один язык, а остальные бы языки запретили? Запретили бы образование на языке, публичное общение, вещание и так далее. Что бы было? Так ли это по-европейски? Думается, что не было бы больше Швейцарии.
В Германии статус региональных языков имеют датский, фризский, лужицкий, цыганский, а также в качестве регионального языка — нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 года признан ЕС. При этом русским языком, в той или иной мере владеет 6 млн.человек. Но русский язык в качестве официального отсутствует.
Что будет с Германией, если все региональные языки лишаться такого статуса, а официальный язык будет единственным публичным языком; образование будет только на немецком и региональные языки нельзя будет использовать публично? Кажется, что эти страны (Германия, Швейцария и подобные им) сразу же станут очагами неспокойствия. И все это будет не очень по-европейски в том понимании, в котором мыслится "европа" желающим в нее попасть. Это не соответствует тому образу, в которой заворачиваются "европейские ценности".
Но при этом можно наблюдать, как все это происходит. Бурлит в нашем котле. Возникает мысль, не является ли ущемление русскоязычного населения и русской культуры платой за евроинтеграцию? И если да, то почему? Почему и зачем…


Рецензии