У меня есть идея, но я боюсь начать...

Как часто мне приходилось сталкиваться с такой ситуацией: человек просто взахлеб рассказывает о своей идее, а ты настолько вдохновляешься его энергией и энтузиазмом, что даже квантовая механика, эпигенетика или карвинг кажутся такими интересными, что невольно удивляешься, как же мне раньше не доводилось ими увлечься... И тогда ты говоришь этому замечательному человеку: "Друг, это так классно, сделай же это! Об этом должен знать весь мир!". И тут огонь в глазах потухает, и начинается: "Мне не дадут это реализовать", "Да кому это нужно?", "Я не знаю, как это сделать...", "А вдруг не получится?",  "Я боюсь начать". И тут взрываюсь уже я...

Давайте разберемся, что же является причиной подобных реакций? А подойду я к данному вопросу с научной точки зрения.

В физиологии есть такое понятие как "Мотивация". Нет, речь пойдет совершенно не о той мотивации, о которой рассказывают бизнес-тренеры, менторы и прочие люди, которые считают себя экспертами в данной области.
С точки зрения науки: Мотивация (в переводе — побуждение к чему-либо) — это целенаправленное поведение человека или животных, ориентированное на удовлетворение внутренних потребностей. Сеченов называл ее "страстным рефлексом", а Павлов — "рефлексом цели".

Как же работает мотивация? Я прикреплю схему, предварительно переведя ее с научного языка на общечеловеческий.

Вот появляется потребность - это идея, мечта, предназначение, называйте, как хотите. Тут нет подвоха, чистое и искреннее намерение. Подвох кроется в пункте под названием "Опыт".

С каким опытом мы сталкиваемся с раннего детства? Даже если ребенку повезло с родителями, он все равно, рано или поздно, столкнется со злом под названием "школа". Услышьте меня пожалуйста, я говорю не об образовательном учреждении, где ребенок развивается, налаживает социальные связи, получает знания. Я говорю об образовательной системе. Подумайте сами, приходит ребенок в школу, ему дают определенные задания, он их выполняет. И что происходит потом? Учитель берет красную ручку и выделяет ошибки. Задумайтесь, 11 лет нас тыкают носом в наши ошибки. Никто не подчеркивает правильно написанные слова или корректно решенные уравнения.

А теперь вернемся к схеме: появилась идея, мы ее оцениваем через призму имеющегося опыта: то есть в этот момент у нас на подкорке всплывают все совершенные нами ошибки. Как думаете, каким образом поступит наше сознание, оценив обстановку? Примерно так: "Зачем мне еще один негативный опыт, его итак уже достаточно". И все, как только вы допустили такую реакцию своего сознания, можете подыскивать местечко на кладбище, ваша жизнь вряд ли станет лучше... Шучу конечно, у нас есть еще спасательный круг под названием "Пусковой сигнал".

Если прям совсем просто - это совокупность стимулов, как внешних, так и внутренних, которые подводят нас к состоянию "С меня хватит!". Это когда жизнь при данных обстоятельствах становится невозможной. Тут только два исхода: либо люди ломаются, либо преодолевают этот барьер под названием "негативный опыт".

Стоит упомянуть еще "Окружающую обстановку", которая может быть как на стороне зла (негативного опыта), так и на стороне добра (идеи). Тут все просто, это наличие или отсутствие определенных ресурсов для реализации "Потребности".

Что же мы имеем на старте - набор из 4 пунктов: "Потребность", "Опыт", "Информация об окружающей обстановке" и "Пусковой сигнал". Если на этот этапе наше замечательно сознание позволило принять решение реализовывать потребность, то можно начинать радоваться, но не расслабляться. Впереди нас ждут еще трудности.

Следующий этап это создание программы действия и формирования определенных ожиданий, то есть той картинки, которую мы хотим увидеть в ходе реализации этой программы. Я настоятельно прошу вас запомнить одно правило: в 99% случаев ожидания не соответствуют действительности, и именно тут нас снова поджидает "негативный опыт", который словно нашептывает: "Ну я же говорил". Если вы посмотрите на схему, то увидите, что идет сравнение полученных результатов с нашими ожиданиями, и, если полученный результат нас не удовлетворяет, я думаю, вы и сами догадались, что дальше...

На этом этапе у меня есть для вас ценный совет - будьте сумасшедшими, мечтайте о невозможном.

Сравните 2 примера:

Пример №1:

Аня хочет помогать людям (потребность), она оценивает варианты (информация об окружающей обстановке), родители согласны оплатить ей учебу в медицинском (пусковой сигнал). Аня усиленно готовится к вступительным экзаменам, поступает в университет, учится (программа действия) и начинает задумываться о специальности. В итоге выбирает кардиологию, уже видит, как она работает в частной клинике, помогает людям, как и хотела, да еще и хорошо зарабатывает (ожидания). В итоге, после прохождения ординатуры выясняется, что частные клиники не особо заинтересованы в молодом специалисте, и что единственное место, куда готовы взять нашу, уже Анну Викторовну, - городская поликлиника, и то только на должность врача общей практики. Помните серию картинок "Ожидание - реальность"? Как думаете, что чувствует наша героиня? Правильно - разочарование. Грустно...

Пример №2:

Слава хочет помогать людям (потребность), он оценивает варианты (информация об окружающей обстановке), родители согласны оплатить ему учебу в медицинском (пусковой сигнал). Слава усиленно готовится к вступительным экзаменам, поступает в университет, учится (программа действия) и начинает задумываться о специальности. Ему близка терапия. Но наш Вячеслав Олегович большой мечтатель. Пока он учился, то обнаружил несовершенство обучающей системы в сфере здравоохранения, и у него появилась МЕЧТА. Ему захотелось создать свою образовательную систему и открыть медицинские университеты по всему миру (ожидания). Но и его ожидания тоже не оправдались, пока ему удалось открыть только один университет в свой стране. Он преподает студентам, лечит людей, но как вы думаете, что он чувствует? Разочарование? Нет. Полученные ожидания от результата его удовлетворяют, но ему хочется большего.

Ну что, уловили разницу? Программа действия должна значительно опережать наши ожидания)

Ну что, дочитали до конца?
Я могу продолжить раскрывать эту тему или написать о чем-то другом. Пишите свое мнение в комментариях)


Рецензии