Знаменательный путь

     Заняв семьей благополучно свои места в "Икарусе", Павел удовлетворенно вздохнул, глядя на жену, задергивающую шторки на солнечном окне автобуса. Светило с утра исходит изнемогающим дыханием своего тела, а что будет в полдень - не хочется и думать...

     Притих на сиденье Никитка, осоловевший от резкой перемены обстановки - предотъездная утренняя беготня приятно сменилась на атмосферу общей усидчивой успокоенности. "Икарус" плавно тронулся с места...

    - Ну, вот... Вроде-бы поехали... - облегченно проговорил Павел своей щупленькой, но с большим животом беременной Марине. Она улыбнулась и согласно кивнула головой. Незаметно каждый из них погрузился в свои нескончаемые потоки бегущих проточных мыслей, сопутствующих длительной поездке в транспорте, ограничивающем своим пространством и работающим двигателем, любую другую полновесную деятельностью.

     Как все-таки ликующе радуется душа возвращению к своему порогу детства и юности, как хорошо, что из сутолочной и небезопасной городской суетности есть куда выбраться в раздольную природную умиротворенность и благость прошедшей, но напоминающей о себе благодати юношеских лет при посещении родных, таких желанных издали мест.

     Имея внушительный вид своих физических данных, Павлу легко дается работа в муниципальной милиции, но последнее время настойчиво наседает груз неустроенности и неопределенности дальнейшей жизни. Зарплату все чаще задерживают,  приходится экономить иногда даже на питании.

     На один миллион рублей в городе и одному-то не слишком вольготно, а с семьей и подавно туговато приходится, к тому же наступившие перебои с выплатой денег упорно загоняют в нудную, тоскливую обреченность...

     То ли дело было раньше - каких-то три-четыре года назад, когда коммерческие законы витали где-то в воздухе, торговля шла, в основном, "дикая" - без всяких документальных подтверждений и разрешений... Наблюдался тогда азарт и в милицейской службе - деньжата в кармане не переводились, да и чувство своей значимости среди торгашей доставляло удовольствие и в звании рядового...

     Теперь-же с коммерсантов ничего не возьмешь, товар идет строго по накладным, платят они свои "оброки" в административную казну, где эти немалые доходы исчезают, как уголь в топке старой котельни - сколько не кинешь - все сгорает, а тепла по-прежнему не достает...

     Временный закуток бабкиного по жене жилья тоже уже не радует, как это было в самом начале совместной жизни. Тогда все казалось возвышенным и одухотворенным, комната размером три на четыре метра с маленькой кухонкой представлялась верхом блаженства, посланным судьбой для удовлетворения амурных дел молодой, влюбленной пары.

     Но пора накала страсти за последнее время заметно пошла на спад. Особенно остепенились в связи с подросшим Никиткой, который в свои пять лет откалывает такие экстра-ироничные номера, что поневоле заслужил немаловажную роль в сценарии семейной жизни.

     Теперь на подходе второй заявитель и претендент на свою неповторимость - будущая предполагаемая дочка. Комнатушка тогда, наверняка, сдавит своими стенами так, что хуторок с материнским просторным домом несомненно покажется ненаглядной большой Родиной.

     Проехав мимо последнего, перед автостанцией разбросанного домами селения, "Икарус" горделиво рыкнул на повороте и натружено умолк на просторной площадке перед автовокзалом.

    - Вот мы почти и дома... - взбодрил Павел осевшим голосом свою утомленную и немного грустную жену. Никитка, на удивление, спокойно перенес испытание длительностью и однообразием состоявшийся поездки к отцовским родным местам, почти ничем особенно не досаждая в своем, на этот раз, затишном существовании.

     Через пол-часа, пройдя по жаре через поселок, поприветствовав встретившихся  знакомых, и пугнув за мостком усыхающей речушки грозно шипящего гусака с вытянутой шеей, они всей семьей, во главе с бабой Томой, сидели за накрытым столом, и с аппетитом, и с интересом обедали, знакомясь с новостями прошлых дней.

     В неназойливом течении времени неделя отпуска незаметно поглотила свой основной запас оживленных разговоров и уместных дел. Павел особенно был рад встрече со своим другом детства и бывшим сослуживцем милицейских будней, Виктором, которому пришлось изменить своей профессии по стечению обстоятельств, сложившихся не в его пользу, при проведении денежного сбора с "диких" торгашей.

     Было, конечно, жалко расставаться с доходной работой, но, как говорится, - пути Господни неисповедимы, и он сам уже который год, правда, пока без особых достижений, пытается добиться успехов в коммерческой деятельности.

     В этом году Виктор преднамерен заняться производством собственного товара. С самой зимы, благо есть место в помещении, он высеял в ящиках с землей многочисленные овощные культуры, и все последующее время благоговейно "колдовал" над своим "полем чудес", посыпая буйную всхожесть древесной золой и создавая необходимую вентиляцию ярко зеленеющим питомцам.

     Удачно переселив рассаду в большую землю, он в поте лица на протяжении вот уже половины лета продолжает вдохновенно, с азартом, далеким от милицейской присущей наглости, с упоением на лучшие дни, лелеять в своих трудах на поливе и прополке, милые сердцу помидоры, огурцы, капусту,лук, перец и прочую культурную растительность. Раннюю редиску Виктор удачно распродал на местном рынке, доход не был большим, но всегда приятно и отрадно иметь какую-то пользу от своего честного труда.

     Заядлый любитель порыбалить с удочкой в предчувствии крупной желаемой рыбины, Виктор и к торговле относится с подходом любителя-рыбака, который не зная пока достаточно жизни подводного царства, с неиссякаемой энергией ищет свою удачу в новом деле.

     Перед отъездом Павла в обратную дорогу, решили сотворить, по старой памяти, рыбалку с ночевкой у костра в окрестностях дальнего пруда, да заодно покатать Никитку с Мариной на модном нынче транспортном средстве - крестьянской телеге с конем... Желание друзей было живо одобрено радостными воплями Никитки и восхищенными взглядами жены Марины, и принято всем семейно-общественным кругом единогласно.

     В этот же день, управившись кое с какими делами, дружно засобирались в дорогу, запрягая упитанного и хитрого мерина Рыжего в телегу на резиновом ходу и с отличным настроением, и лихостью отправились в путь.

     Через час ощутимой и незабываемой езды позади конского хвоста, путешественники прибыли на выбранное место, выпрягли коня, привязали его на длинную веревку к дереву, закинули удочки и вполне увлеклись частым клевом не крупного, но схожего карася.

     Марина занялась чисткой животрепещущей рыбешки для приготовления обязательной кульминационной рыбацкой ухи. Никитка неустанно разыгрался, бегая между увлеченно занятыми удильщиками и усердно щиплющим траву Рыжим, с налету хватая выловленную рыбу и подкидывая ее матери.

     Но вот клев закончился, уха готова и заманчиво клубится ароматным парком в пластмассовых чашках... Как принято, распечатали бутылку водки, дружно выпили без участия повара и его помощника, восхваляя удачную затею, принимаясь за пробу ухи, не забывая превозносить поварские способности Марины...

     В последующем, несмотря на благодушную легкость и расплывчатость состояния, в разговорах опять натолкнулись на трудную нынешнюю жизнь, помечтали о постоянном доходе с какого-нибудь совместного предприятия... Виктор, умеющий вдохновенно заражать своими, как всегда, грандиозными мечтами, увлек Павла о торговле овощами, выращенными зимой в теплицах, об организации небольшого животноводческого хозяйства для продажи мяса и, главное, о возможности самостоятельно, по-собственному желанию, без указаний и погонял, творчески трудиться для своего блага.

     Запив волну подступившего восхищения своей предстоящей независимой и богатой жизни очередной порцией водки, захмелевшие компаньоны настолько увлеклись сладостными грезами, что перестали обращать внимания на Никитку, который не переставал стращать всех убегающим конем...

     Марина, в общем-то, не слишком разговорчивая, молодая женщина, не удержалась и тоже представила себя изумительной кокеткой, на которую неустанно заглядываются восхищенные мужчины, но она, как всегда, остается верна своему родному Павлуше...

     Уже поздно ночью, разморенные сытным ужином, выпитым спиртным и откровенными, мечтательными разговорами, всем коллективом дружно отбились ко  сну на целебном, пахучем разнотравьем, душистом воздухе.

     Утром первым проснулся Никитка и не увидев на привязи Рыжего, разбудил своим пронзительным криком всех остальных... Удивленные и ошарашенные вчерашние мечтатели моргали заспанными глазами - коня действительно поблизости не оказалось... Марина разволновалась, причитая о том, каким образом теперь придется добираться обратно... Друзья, успокаивая ее, прошлись вокруг стоянки, отыскивая какие-либо следы, но ничего, кроме оборванной привязи возле дерева, не заметили.

     -Да... Потеха будет, если мы в хутор доберемся запряженными в телегу вместо коня... - заржал здоровенный Павел.
     -Не очень радостная перспектива...- обронил задумчиво худощавый Виктор.

     Посидели еще немного на берегу, закинув удочки, с вялой надеждой на благоразумие и порядочность Рыжего, но поняв бесполезность своего ожидания, погрузили рыбацкий скарб, дружно взялись за оглобли и по-холодку потащились по дороге в сторону дома, подсмеиваясь над своими вчерашними, такими реальными, казалось, планами.

     Что не говорите, но жизнь, как всегда своевременно приземляет своих подающих надежды, но достаточно не оперенных орлят... Может в будущем и придется нашим мечтательным друзьям еще немало походить в одной упряжке, тягая за собой телегу, которая называется тяготами не умудренной опытом жизни, но, главное, что вызывает надежду, глядя на их незавидное положение - это не исчезнувшая одухотворенность лиц... Даже когда жена одного из них, сидящая в телеге, слегка погоняет обоих прутиком, а мальчишка, подражая лихому кучеру, голосисто вопит: "Но-о-о... Поехали!.."

     Сидя с семьей в автобусе, по дороге в город, Павел попытался проанализировать прошедшие события за недельный отпуск... В размышлениях над неудачной поездкой на рыбалку, ему неожиданно пришло в голову явное своевременное озарение: со школьной скамьи с помощью надуманной идеологии нас делали ущербными мечтателями, отвращая от реальности принятыми обязательствами, не соответствующими действительности. Но сама жизнь, без людского ведома, неумолимо призывает и принуждает к ответственности за свои слова и поступки все явственней и ощутимей... Хочешь, не хочешь - из твоих праздных слов и легкомысленного поведения, как следствие, возникает взаимосвязанная цепочка все более отягощенных проблем.

     И каждый день и час заставляет жить всех нас с наибольшей отдачей ума, сердца, душевных и физических сил, обращая человеческий субъект в надлежащее ему деятельное и вразумительное существо, название которому - человек.

                7.07.1997 год.





    


Рецензии
Вы очень правы, Владимир, одухотворенность,
ответственность,необходимы каждому человеку.
Добрых Вам встреч и путешествий.

Галина Преториус   15.05.2019 00:16     Заявить о нарушении
Спасибо! Взаимно!

Владимир Пащенко 1   15.05.2019 20:47   Заявить о нарушении